Поезд под названием "Плави Воз", что переводится буквально как "Синий поезд" - это состав, который в своё время был в личном распоряжении главы существовавшей на Балканском полуострове страны Югославии. Сейчас он в целости и сохранности доступен для туристов и даже сдаётся всем желающим в аренду, например, для съёмок фильмов.
Иосип Броз Тито - первый и единственный Президент СФРЮ и генсек ЦК Союза коммунистов Югославии (вроде нашей старой КПСС). Специальный поезд использовался им в личных целях, скажем, для поездки с семьёй на свою резиденцию на острова Бриони в нынешней Хорватии, и для "представительских целей".
Так, к примеру, гостями этого поезда, если так можно выразиться, были в разное время королева Елизавета II и Ясир Арафат. Гостями Тито были такие звёзды, как Софи Лорен и Элизабет Тейлор, которые путешествовали с ним на этом шикарном поезде.
Даже в последний путь югославский лидер отправился на Plavi Voz - в 1980-м году его тело было доставлено на этом поезде в Белград, куда проститься с ним приехали 128 делегаций из разных стран. Не только коммунистического лагеря - Иосип Броз Тито собрал в одном месте весь тогдашний "бомонд" от Маргарет Тэтчер и недавно скончавшегося принца Филиппа до Леонида Брежнева и Андрея Громыко от СССР.
Оценивать то время сложно, но судьба Югославии как страны - отдельный урок, который не стоит забывать. Скажем так, к 2005-му году, когда президентский "Синий поезд" начал использоваться в качестве музея и места для развлечений, от страны уже ничего не осталось. Ну кроме поезда.
"Плави Воз" был изготовлен в 1959 году на вагонных заводах нынешних Сербии и Словении. Название поезду дали рабочие одного из заводов по главному отличительному признаку этого состава - синему цвету. Так президентский поезд отличался от обычных "гражданских", которые были зелёными.
Всего в состав включалось 18 разных вагонов, которые условно делились на 10 вагонов "Главного" и 8 вагонов "первого поезда". Среди этих "голубых вагонов" были, скажем, официальные, оформленные в соответствии с протоколом. Именно они использовались Тито для приёма "коллег" из других государств.
Это были специальные вагоны - столовая, кухня, вагон в роли зала для приёма гостей, отдельно вагон-ресторан, спальный вагон, а также вагон для перевозки автомобилей и вагон, служивший "энергетическим центром" состава.
Стоит ли говорить, что внутри эти "голубые вагоны" выглядят шикарно и сейчас, оставаясь неизменными со времён Тито и его высокопоставленных гостей. Можно писать как в каталогах - для отделки интерьера использовались редкие сорта красного дерева, натуральный шёлк, используются дорогие ковры и мебель в стиле Art Deco...
Сейчас всё это богатство можно спокойно осмотреть или взять в аренду и даже покататься. Вместимость состава - до 100 пассажиров, и можно будет не удивляться, если вдруг станет известно, что какие-то крупные компании уже проводили там свои корпоративы.
Поезд находится в Сербии, в Белграде. Стоимость аренда всего состава, судя по информации на официальном сайте, нужно обсуждать "в индивидуальном порядке", но вот устроить фотосессию в поезде стоит всего 3 тысячи местных динаров (меньше 80 копеек за динар - то есть примерно 2300 рублей).
Обычная экскурсия обойдётся в десять раз дешевле. Сам состав стоит в специальном ангаре, который сильно контрастирует в плане шикарности с самим "Синим поездом". Но любителям подобных "свидетельств былых времён", думается, это не будет преградой.
***
Все изображения в статье - сайт srbvoz.rs и Google Maps. Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал!