Уже в начале XX в. на автомобилях стали появляться двери, они создавали владельцу и пассажирам чувство защищенности и препятствовали проникновению в салон ветра и грязи. Со временем эта самая скучная деталь автомобиля хотя и не утратила своей роли, но начала придавать ему особый стиль. Особенно в этом преуспели двери-крылья. В настоящее время они стали важнейшим элементом экстерьера. И неудивительно, что многие дизайнеры уделяют им пристальное внимание.
Атомобиль DeLorean DMC-12 с открытыми дверями типа «крыло чайки», припаркованный на мосту. Аделаида, Австралия, 7 сентября 2013 г.
«Крыло чайки»
Многие автолюбители считают, что наиболее эффектно среди необычных автомобильных дверей смотрятся двери типа «крыло чайки». Известность данному типу дверей в свое время принесли автомобили бренда Mercedes- Benz. Добавил им популярности и британский спортивный автомобиль DeLorean DMC-12 — один из главных «актеров» культовой кинотрилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Кроме «мерседесовских» спорткаров среди серийных автомобилей, оснащенных «крылом чайки», наиболее известны Suzuki Autozam AZ-1 (он же Mazda Autozam AZ-1), Bricklin SV-1, Bristol Fighter, De Tomaso Mangusta, Gumpert Apollo и Isdera Commendatore 112i.
Автомобиль Gumpert Apollo представлен на 85-м Женевском Международном автосалоне. Женева, Швейцария, 3 марта 2015 г.
Мерседес 300 SL Gullwing в выставочном зале знаменитых экспонатов на Елисейских полях. Париж, Франция, 20 февраля 2014 г.
«Крыло бабочки»
В 1968 г. специалисты знаменитой итальянской кузовной компании Bertone создали концепт-кар Alfa Romeo Carabo, украсив его весьма эффектными ламбо-дверями. А вскоре у этих необычных автодверей появился усовершенствованный вариант — «крыло бабочки». Они открывались подобно ламбо-дверям, но не только строго вверх, а еще и отодвигались наружу. Это делало автомобиль с открытыми дверями более зрелищным, а посадка в машину и выход из нее были более удобными. Кроме спортивных моделей британской фирмы McLaren эффектные автодвери можно встретить на таких знаменитых суперкарах, как Alfa Romeo 33 Stradale, Enzo Ferrari, Saleen S7, Mercedes-Benz SLR McLaren Roadster, Toyota Sera и Peugeot 908 HDi FAP.
Суперкар McLaren P1 Hybrid на автомобильной выставке. Солсбери, Великобритания, 10 августа 2014 г.
Saleen S7 на Международном автошоу округа Ориндж. Анахайм, США, 3 октября 2013 г.
«Крыло сокола»
Создателями нового направления в «крылатых» автодверях стали конструкторы электрического кроссовера Tesla Model X. Задние двери этого автомобиля поднимаются вверх со смещением к центру, что позволяет войти в машину практически в полный рост. Кроме того, такая инженерная находка дает возможность владельцу Tesla Model X припарковаться вплотную к другому автомобилю и при этом беспрепятственно покинуть машину, не боясь поцарапать соседнее транспортное средство. По некоторым данным, руководитель компании Илон Маек лично дал название такому решению — «крыло сокола».
Посетители Саутсайд-парка осматривают автомобиль Tesla Model X с дверями-крыльями в рамках ежегодного празднования Дня Земли в Саутсайдпарке. Сакраменто, США, 22 апреля 2018 г.
«Крыло лебедя»
Еще одну версию дверей-крыльев разработали специалисты британской компании Aston Martin. Все четыре двери их спортивного купе Aston Martin Rapide, представленного широкой публике в 2010 г., вначале открываются словно «классические», а затем приподнимаются вверх. Это облегчает посадку в автомобиль и позволяет избежать насущной проблемы для всех низких спорткаров — не задеть бордюр. Конструкторы дали своим необычным дверям название «крыло лебедя».
Aston Martin Rapide на 13-м Международном автосалоне. Стамбул, Турция, 7 ноября 2010 г.