Бывая в разных уголках России, я постоянно обращаю внимание на диалект местных жителей.
Поначалу эта неправильность, «нетаковость» режет слух. Потом, со временем, привыкаешь, начинаешь воспринимать местную речь, вливаться в нее.
Например, сибиряки ходят до магазина и ездят до города. Собирают в саду тыблочки – маленькие яблочки.
Краснодарцы и волгоградцы могут передвигаться по прямой дороге, а могут шарохаться по кушерям.
Рассерженный житель Кубани может дать чапалах – затрещину или вообще накублить - побить – обидчика.
А еще они собирают на огороде синенькие и покупают в магазине сайки.
И говорят не о ком-то или о чем-то, но за кого-то или за что-то. Так и произнесут: я тебе за машину (погоду, поездку и т.д) говорю.
И куда ж без питерских выражений шаверма и кура-гриль? По нашу сторону Урала это шаурма и куры-гриль.
Приведу яркий пример с севера Волгоградской области.
К приютившим меня хозяевам заглядывает соседка.
- Тёть Танька, - зовет она с порога, - дядь Толька-то дома, не?
Отправляя меня за банками с консервацией, хозяйка наставляет:
- Ты как на погребку придешь, шабала там раскидай.
Не зная толком ни что такое погребка, ни что такое шабала, решаю разобраться на месте. Оказалось, что шабала – это ветошь, старые вещи, которыми закидан (утеплен) вход в погребку. Зато сама погребка – это целое бомбоубежище, глубокий подвал, куда надо спускаться по ступенькам.
Еще один пример из Краснодара. Захожу в подошедший троллейбус и слышу объявление кондуктора:
-Троллейбус идет до стадиона Кубаня.
В оригинале – стадион «Кубань».
Здесь же, в Краснодарском крае я узнала и буквально влюбилась в слово фильдеперсовый во всей его многозначности – сложный, высокомерный, роскошный. Смотря о чем или о ком заходит речь.
Подводя итог, вспомню пословицу про кулика и болото. Например, мне, коренной сибирячке, кажется, что самая чистая и грамотная речь у нас, в Сибири. И тут же вижу как меня закидывают словарями Даля и Ожегова жители любой другой местности.