Найти в Дзене

"Шестерка воронов" Ли Бардуго и "Локвуд и компания" Джонатана Страуда: сравниваем и выбираем

В зону моих читательских интересов входит подростковая фэнтези самого разного качества. Недавно я познакомилась с дилогией Ли Бардуго "Шестерка воронов" и "Продажное королевство" (к знакомству меня сподвиг недавно вышедший сериал по мотивам книг этой писательницы) и сразу же поняла, что она во многом поразительно напоминает мне другую серию - "Локвуд и компания" Джонатана Страуда. Я не смогла удержаться от сравнения и решила устроить небольшое соревнование: найдем общие черты и выясним, кто лучше справился с жанром приключенческой подростковой фэнтези (конечно же, на мой субъективный взгляд).

1. Подростки против несправедливого взрослого мира. Достоверность сюжета

Жанр серий разнится. Дилогия о Воронах - это романы авантюрные с налетом криминальной романтики, а "Локвуд и компания" - мистический детектив. Но сближает их общее для всей подростковой фэнтези противостояние героев-детей и взрослого мира вокруг. Персонажи книг Бардуго - юные (не старше 18) преступники. Они одни на улицах: либо сироты, либо оказались вдали от дома, либо сбежали оттуда. Рядом с ними нет взрослых, которые могли бы им помочь или на них повлиять - их жизнь (а потом и судьба мира) - только в их руках. Их пытаются использовать в своих интересах, но в финале Вороны практически в одиночку противостоят корыстным, беспринципным и жестоким взрослым преступникам и богачам.

"Локвуд и компания" - это маленькое агентство парапсихологических исследований. Эти подростки занимаются тем, что расследуют явления призраков, устанавливают их причины и затем избавляются от привидений. Среди них тоже есть сирота, остальные не поддерживают связь с семьей ."Локвуд и компания" - единственное агентство, которое состоит только из детей, без взрослых начальников и наблюдателей. И только дети и подростки вообще могут видеть, слышать, чувствовать призраков, взрослые на это не способны. Независимость "Локвуда и компании" многим не нравится, и в финале эти ребята тоже остаются одни против жестоких и властных взрослых.

Вороны проворачивают более масштабные и сложные дела, но дело в том, что этот масштаб и изощренность плохо согласуются с их возрастом. В "Локвуде и компании" герои тоже решают непростые задачи, но всё-таки в их расследования поверить легче, они психологически соответствуют своему возрасту, да и по масштабу разнообразны: есть небольшие частные случаи, есть дела государственной важности. Поэтому в достоверности (если о ней вообще можно говорить применительно к фэнтези) 1:0 в пользу "Локвуда и компании".

2. Команда молодости нашей. Система и раскрытие персонажей

Шестерка Воронов - это Каз Бреккер - гениальный взломщик и изобретатель преступных многоходовок, Инеж Гафа (Призрак) - акробатка, шпион и метательница ножей, Джеспер Фахи - стрелок-виртуоз с ещё одним скрытым талантом, Нина Зеник - сердцебитка-гриш (маг, способный воздействовать на людей), Матиас Хельвар - сильный молодой человек, бывший охотник на ведьм гришей, Уайлен Ван Эк - юноша-подрывник, сбежавший от богатого отца. Первые трое на момент начала повествования давно знакомы и работают вместе, остальные подбираются по ходу сюжета. Система повествования здесь - как в "Песни льда и пламени", обе книги состоят из главок, в которых дан взгляд на события со стороны одного из шестерки (есть несколько глав от второстепенных героев в начале и финале). В первой части, на мой взгляд, такой подход себя оправдал, все герои постепенно раскрывались, и это было интересно, а вот вторая из-за этого же вышла подзатянутой.

Ядро "Локвуда и компании" составляют трое: Энтони Локвуд, глава агентства, разработчик планов операций, он лучше всего видит призраков и владеет рапирой; Люси Карлайл - её дары - Слух и Осязание; Джордж Каббинс - исследователь архивов и документов, главный добытчик сведений для расследований. Позже к ним присоединяются секретарша Холли Манро, бывший соперник Квилл Киппс, и изредка помогает им старьевщица Фло Боунс. Повествование ведется от первого лица, и это лицо - Люси Карлайл, поэтому рассказ получается цельным и исчерпывающим. Если в дилогии о Воронах автор непременно хочет раскрыть всех шестерых и пытается сделать вид, что все они одинаково значимы и интересны (чуть позже объясню, почему я думаю, что это не так), то в "Локвуде и компании" точка отсчета, естественно, Люси и её отношения с Локвудом и Джорджем, остальное второстепенно. И мне этот классический подход кажется более уместным. К тому же, в этой серии 5 книг, и все персонажи получают полное и логичное раскрытие, без потерь и затягиваний. Поэтому в системе и раскрытии персонажей со счетом 1:0,5 снова побеждает "Локвуд и компания".

3. А ты такой холодный, как айсберг в океане. Главный загадочный герой и его мотивы.

Каз Бреккер и Энтони Локвуд - оба сироты: детстве потеряли родителей, а затем и последнего родного человека (брата/сестру). Оба одержимы местью: Каз - человеку, которого считает виновным в смерти брата, Локвуд - призракам за гибель сестры. И тот, и другой закрываются от людей, скрывают свое прошлое, не подпускают никого близко, потому что боятся вновь испытать боль потери. Но Локвуд прячет внутреннее одиночество за ослепительной улыбкой, обаянием и манерами, а Бреккеру плевать на манеры, он упорно создает миф о себе как об отъявленном мерзавце. Оба героя - вундеркинды в своей среде, умеют мыслить нестандартно, оба прирожденные лидеры. И даже внешняя схожесть есть: им не чужда элегантность, забота о внешнем виде, оба носят черное пальто. Этим, а также интеллектуальным превосходством, бурной деятельностью и пренебрежением общественными правилами, Каз и Локвуд напоминают ещё одного литературно-сериального персонажа.

Сериал "Шерлок" (ВВС) начал выходить в 2010 году, "Локвуд и компания" - в 2013, "Шестерка воронов" опубликована в 2015. Так что кажется мне, это сходство неслучайно) Мир был очарован Шерлоком в исполнении Камбербетча, им многие могли вдохновиться. Но вернемся к нашим баранам воронам и людям. Есть между Бреккером и Локвудом принципиальная разница. Каз - не идеалист, он живет по законам мира, в котором оказался, и готов поступиться моралью и законом, а Локвуд - благородный бунтарь с рыцарскими замашками, он никогда не переступит через человека ради своей цели. Однако как литературные герои оба получились яркими и харизматичными, так что тут 1:1.

4. Она его за муки полюбила. Главная романтическая линия.

Центральная романтическая линия обоих циклов тоже очень схожа. Инеж и Каз - Люси и Локвуд: холодный загадочный юноша и его боевая подруга, правая рука. Сильная и независимая девушка дорога герою, но он боится поддаться чувствам, подпустить её близко. Внутренние надломы обеих пар не позволяют им довериться друг другу, в результате Инеж хочет покинуть Каза, а Люси в какой-то момент покидает Локвуда, но затем возвращается. И Инеж, и Люси чувствуют, что их возлюбленных тянет к пропасти роковой недостаток: Каз не может отказаться от мести, освободиться от ярости и гнева, стремления к разрушению; Локвуда его безудержная тяга к риску, вызванная чувством вины в смерти сестры, постоянно приводит на грань гибели. Романтическая линия нанесена штрихами в обоих случаях, очень аккуратная, лиричная (даже итоговое объяснение и там, и там происходит не при помощи слов, а при помощи поступков), но при этом драматичная и яркая. В "Воронах" есть ещё 2 романтических истории, но линию Каза и Инеж я считаю основной и вообще центральной в книге, ведь только она проводится последовательно и раскрывается полностью, хотя времени ей уделяется не так и много. В общем-то, ради неё весь цикл и писался, как по мне, остальные герои - дань современным тенденциям и маркетингу.

В итоге обе основные романтические линии мне по душе, так что тут 1:1.

5. Язык повествования. Перевод.

Джонатан Страуд тут выигрывает за явным преимуществом. Его текст в разы качественнее, профессиональнее и неплохо, хоть и не идеально, переведен. Перевод Бардуго оставляет желать лучшего, косяки видны невооруженным глазом, и это очень печально. 2:0 в пользу "Локвуда и компании".

Итоговый счет: 6:2,5 в пользу "Локвуда". Это куда более качественная серия, пусть и размах у неё чуть поменьше, пусть она не такая жесткая, но в ней все гармонично и логично, нет роялей в кустах, нестыковок сюжета и драм ради драм У Бардуго порой является неприятный контраст между сплошной романтикой и жестокостью окружающего мира, а экшн бьёт через край. Да, романтическая линия хороша, но и все. В связи с этим у меня возникает вопрос: почему никто до сих пор не экранизировал Страуда? Из "Локвуда и компании" получился бы прекрасный подростковый фэнтези-детективный сериал (или мультсериал, почему нет?). Мне попадались новости годовой давности, что тот же Нетфликс берется за экранизацию, но воз, как видно, и ныне там. Да, аудитория "Локвуда и компании" будет помладше, чем у сериала по мотивам книг Ли Бардуго, но с другой стороны, "Тень и кость" содержит столько глупых ляпов и просто откровенно слабых сценарных моментов, что принимать этот сериал всерьез можно только в среднем школьном звене. Потенциал "Локвуда и компании" повыше будет, но на качество первоисточника, кажется, никто сейчас не смотрит. А жаль.

Я со своей стороны могу смело советовать серию "Локвуд и компания" любителям мистическо-детективной подростковой фэнтези.