Евгеника - религия будущего
и она ждет своих пророков
Н.К.Кольцов
Область научных исследований под названием «евгеника» (греч. eugenes) имеет специфическое отношение к человекознанию, так как она находится в сфере совмещения биологических и гуманитарных наук с целью создания «новой, более благородной человеческой породы». В этом отношении евгенические исследования тесно соприкасаются с эволюционной концепцией человека, составляют, можно сказать, раздел ее программы, особенно в проектировании будущего антропологического типа с более прогрессивными биологическими и социальными характеристиками.
В истории науки и общественного восприятия вряд ли найдется другая дисциплина, которая вызвала бы столь выраженную и экспансивную реакцию альтернативных выступлений, как евгеника: от воодушевленных сторонников нового учения до ярых его противников, обскурантистов и лжетолкователей, пытавшихся внедрить евгенические идеи в практику расологических и античеловеческих деяний.
Появление евгеники было вызвано очевидностью несовершенства морфо-функциональной и социальной организации человека и человеческого общества. Ее сторонникам казалось, что в новой науке найден выход для практического устранения негативных последствий биологической эволюции и общественной истории гомо сапиенса путем рационального изменения антропологического типа и социальных на него наслоений.
Позиция враждебно настроенных оппонентов объяснима тем, что представители евгеники затронули казавшийся незыблемым постулат о невмешательстве в естественную сущность человека, данную от природы, а уж тем более от божественного творца. При таком мировоззрении не могло быть и речи о какой-то эволюции рода человеческого.
Если откроем многие из энциклопедических изданий, прочитаем: евгеника - это антинаучное учение об улучшении биологической природы и интеллектуальных способностей человека, в основу которого положено разделение людей на полноценных и неполноценных индивидуумов. И далее добавляется, что задача евгеники сводится не только к выполнению заказа обосновать естественное неравенство по расовым и национально-этническим признакам, но и предлагать рекомендации к совершенствованию «породы» элитарных представителей общества. Здесь уже речь идет об эволюции человечества, но только в очень ограниченном масштабе привилегированной его части.
В оценке нового учения находились и «нейтралисты», не отрицавшие возможность реализации евгенических проектов, но в весьма отдаленной перспективе.
Понятие евгеники заключает в себе позитивное содержание («негативная евгеника», по терминологии Ф.Гальтона) в той мере, в какой она ассоциируется с генетикой человека и укладывается в арсенал медицинской антропологии, которая призвана служить своему предназначению - устранять последствия нежелательных браков, лечить больных и способствовать профилактике здоровья населения. Евгеника же в призывах к улучшенной реконструкции организма человека есть псевдонаука, опасное заблуждение не отдающих себе отчета фантазеров и шарлатанов от науки, привлекшая к себе внимание для практического использования по переделке человеческой «расы».
Крайне односторонне настроенные на дезавуирование и обструкцию евгеники критики не обратили внимание на рациональную часть ее содержания, огулом бросились на ее уничтожение и искоренение из научного и общественного сознания. Для этого имелись и объективные причины, диктуемые тем, что другое направление - «позитивная евгеника» пропагандировала теорию и практику совершенствования физических, умственных и нравственных качеств человека с помощью средств, используемых в зоотехнической селекции.
Однако, дело обстоит не так просто, как это представляется критикам. ополчившимся на дискредитацию классической евгеники, и до сих пор такое отношение к ней стереотипно сохраняется у тех, кто не очень осведомлен в реальном положении вещей. Прогрессивно мыслящие представители науки и общественности разобрались в ситуации, сложившейся в оценках евгеники и правильно расставили акценты в аргументах «за» и «против». Все же следует остановиться на истории евгенического движения, так как она до сих пор зачастую подается в искривленном зеркале.
Краткий экскурс в историю евгенических концепций
Долгие годы классическая евгеника представлялась на суд научной общественности и широкой публике в крайне искаженном виде, особенно в отечественной литературе и публичных выступлениях. Только с 1970-х гг. в нашей стране и за рубежом появляются работы с осторожной реабилитацией взглядов признанного основоположника евгеники Ф.Гальтона и попытками обнаружить в ней что-то положительное.
О приоритете основоположников евгеники. Вопрос о первенстве авторов эмпирических открытий и теоретических концепций относится к области научной этики, является предметом разбирательства между самими претендентами на приоритет и компетенцией историков науки. Найдется немало примеров притязаний на авторство, доходящих до взаимной неприязни враждующих сторон, в частности между И.Ньютоном и Р.Гуком в дискуссии о корпускулярной или волновой природе света. Некоторые историки пытались отыскать создателей теории естественного отбора в лице английских лесоводов и путешественников Мэтью и Блита и передать им пальму первенства из рук Ч.Дарвина.
Евгеника в понимании Ф.Гальтона. Признанным основоположником евгеники считается представитель английской научной элиты Фрэнсис Гальтон. Впервые термин «евгеника» встречается в одной из ранних работ ученого, обладавшего удивительным талантом в поисках необычного в естественной природе и человеческом обществе. «Мы употребляем это слово, - писал Гальтон, - для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании, о брачных законах, но главным образом … изучает все явления, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить». В этой фразе отчетливо видно разделение евгеники на позитивную и негативную, задачей первой является совершенствование человеческой «расы», второй - устранение всех препятствий на этом благородном пути. Под выражением «правильное спаривание», вероятнее всего, имелся в виду подбор брачных партнеров, не отягощенных наследственными патологиями, что входит в понятие негативной евгеники, а также выделение биологически и социально ценных качеств, составляющих предмет позитивной евгеники.
Идее об улучшении рода человеческого двумя этими сопряженными путями Гальтон не придал тогда значения, которое могло бы оформиться в самостоятельное научное направление. С его доклада на заседании Лондонского социологического общества под названием «Евгеника, ее определение, задачи и цели», отмечает Т.И.Юдин, можно считать начало официальной истории евгеники как самостоятельной научной дисциплины. Основы евгенических взглядов были изложены позднее в специальной работе, посвященной призывам к улучшению биологической организации и особенно совершенствованию умственных и нравственных качеств человека.
Творчество Гальтона в области евгенических исследований стало уже хрестоматийным фондом, поэтому ограничимся основными тезисами из его программы теоретических положений и практических мероприятий.
На протяжении всей истории общества сопутствуют человеку наследственные отклонения от нормы в строении и функционировании его организма в виде множественных болезней и негативных социальных проявлений. Задача евгеники - преодолеть это наследие прошлого и бич настоящего путем рациональной реконструкции человеческого существа.
Реализовать величественную миссию по облагораживанию конкретного индивидуума и общества в целом можно по аналогии с селекцией животных, но делать это надо не по прямому заимствованию методов зоотехнии, а по согласию вступающих в брак партнеров. Здесь решающее значение имеет просвещение населения о вреде для потомства не осознающих его родителей, отягощенных наследственными болезнями.
Евгеническая наука близко соприкасается с генетикой человека. особенно ее интересуют законы наследственности, так как не наследуемые потомством признаки утрачивают свое евгеническое значение, сколь бы ценны они не были для приобретенного их индивидуума.
С давних пор человечество представлено биологически неравноценными расами и социальным расслоением на материально обеспеченных и бедных, поэтому и здесь предстоит работа по увеличению численности первых за счет сокращения основной части обездоленных и нищих из-за своей неприспособленности к активной деятельности и лени. Политику «наведения порядка» в расовом вопросе следует проводить и по линии геноцида неполноценных этнических групп. Здесь явно проглядывает социал-дарвинистская позиция Гальтона, послужившая зацепкой за его авторитет в антигуманном использовании положений «позитивной» евгеники.
Итак, основное содержание евгеники в понимании Гальтона составляют положения о неравенстве людей по их природным задаткам и деятельность по социальному отбору и размножению физически развитых, талантливых, высоконравственных индивидуумов, приносящих больше пользы обществу, чем толпы посредственных и никчемных личностей.
Евгеническая программа В.М.Флоринского. Недавно высказано мнение, что основоположником евгеники следует считать В.М.Флоринского, этого «русского гения», а «советская наука сделала почти все, от нее зависящее, чтобы утопить в безвестности» его имя. В этой патриотической фразе не все соответствует действительности. Не будем обсуждать уровень гениальности, согласимся в том, что имя Флоринского осталось за пределами достойной оценки заслуг в выдвижении евгенических идей, но не в памяти его коллег и историков науки. В.Гурев в книге по истории кафедры акушерства и гинекологии Военно-медицинской академии посвятил 37 страниц текста о научной деятельности Флоринского, в том числе и по вопросам евгенического содержания. Имя Флоринского, как автора «замечательной книги» по евгенике, упоминает Т.И.Юдин, считая его предшественником Гальтона, не оказавшим широкого влияния, не став «пророком в своем отечестве». Имя Флоринского стало более известным по статье И.И.Канаева, опубликованной в научно-популярном журнале, в которой под обозначением евгеники термином «медицинская генетика» излагается содержание евгенической программы отечественного ученого.
Сочинение Флоринского «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» уже своим названием регистрирует два его раздела: предлагаемые мероприятия по устранению всего негативного, что принесла с собой эволюционная и социальная история человека, и не утешительные рассуждения по поводу дегенерации антропологического типа и общественных отношений в настоящем и будущем, если не принять во внимание теорию и практику рационального преобразования сложившейся ситуации.
Евгеническая программа Флоринского состоит из следующих основных положений, выдвинутых при обдумывании того, каким образом следует усовершенствовать род человеческий и противостоять его вырождению.
Лейтмотив программы заключен в выражении «корень народного здоровья», которое на практике воспринимается народной массой и правительством в хлопотах об уничтожении заразных болезней, доброкачественности пищи, санитарии жилищ и мало обращается внимания на главное - соблюдение «гигиены браков». Следует принимать все меры для недопущения браков между партнерами, отягощенными наследственными или приобретенными болезнями (патологические отклонения в физическом развитии, психические заболевания, сифилис, туберкулез).
Нацеленность на реализацию благородной цели и уверенность в успехе евгенического движения ассоциируются с достижениями в зоотехнической селекции. «Систематически взлелеянные породы животных изумляют нас своим совершенством, между тем как человек в последовательных генерациях скорее размножает болезни и физическую слабость, чем совершенствуется». В приведенных словах Флоринского очевидно знакомство с теорией искусственного отбора, хотя на «Происхождение видов» Дарвина он не ссылается.
Для науки об улучшении человеческого рода значение имеют только наследственные признаки, поэтому необходимо изучить законы наследования у человека. Фактический материал на каждом шагу свидетельствует о их внешнем (фенотипическом) проявлении, но на уровне более глубоких внутриорганизменных процессов они во многом еще остаются тайной «за семью замками».
Успешная деятельность по усовершенствованию морфо-функциональной организации, умственных и нравственных качеств человека может быть достигнута при устранении негативных явлений социального порядка (нищеты, болезней, скученности населения в городах) и создания материальных условий для увеличения численности полноценных в данном отношении индивидуумов. Для этого необходимы не только запрет на нежелательные браки, а в большей мере отбор супружеских пар, способных произвести физически сильное и психически здоровое потомство.
Устанавливается прямая связь между евгенической программой и эволюционной концепцией человека. Данные палеоантропологии и этнографической истории свидетельствуют о перманентной эволюции человеческого вида со времени его появления, продолжающейся сегодня и не остановившейся в будущем, в результате чего можно «ожидать человека в новой, лучшей форме, чем в настоящее время.»
Одним из наиболее эффективных факторов эволюции человека является гибридизация и межрасовое смешение. В первом случае наследственные факторы патологий могут подавляться «более сильной» наследственностью (доминантностью), во втором сглаживается многоликое разнообразие мирового населения по расовому составу.
Когда читаешь сочинение Флоринского, возникает впечатление, что оно написано чуть ли не рукой Гальтона, настолько сходными выглядят выдвинутые ими евгенические программы. Поэтому обоих можно считать основоположниками евгеники, а точнее сказать, соавторами создания новой науки о человеке. Работа Флоринского публикуется в 1866 году и, по словам И.И.Канаева, он, «очевидно, считал себя пионером в новой почти не исследованной наукой области». «И он действительно был таковым», - констатирует Канаев, Флоринский не знал работ Менделя и Гальтона, впервые выступивших в области генетики в 1865 и в 1866 гг. Первый заложил общие основы науки о наследственности и не касался генетики человека, второй рассматривал закономерности наследования в человеческих сообществах, но не высказывался еще в духе евгенического пророка. Содержание евгеники и само название, как выше упоминалось, было изложено Гальтоном в небольшой по объему книге в 1909 г., следовательно, хронологически печатное выступление Флоринского опережало публикацию основного сочинения Гальтона почти на полвека. Но разница во времени - не критерий установления приоритета, куда важнее оценка содержания их новаторских трудов.
Взлет и падеие евгенического движения. По своему научному содержанию и социальной направленности евгеника относилась далеко не к ординарной науке, которая могла бы остаться лишь в анналах исторических архивов. Произнесенный в ней лозунг - реконструировать человека в соответствии с идеалом более совершенного антропологического типа путем искусственной модернизации человеческого организма в адекватной социальной среде был слишком заманчив для творческого ума и не менее опасен для стереотипного мышления, чтобы двусторонне не отразиться в реакции на новую науку. Мировая история в XX веке ознаменовалась многими социальными потрясениями, повлиявшими на общественное сознание по его затуманиванию и просветлению, что сказалось и на исторических судьбах евгенической науки.
Выступление Гальтона с пропагандой новой научной дисциплины, призванной освободить человечество от физических недостатков, совершенствовать умственные способности, сделать людей безупречными в нравственном отношении, не могло не привлечь широкого внимания. Уже вскоре появляются первые публикации, авторы которых приветствуют евгенические идеи, обосновывают их новым материалом, в основном из генетики человека, интерпретируют в социологическом истолковании, не чуждаясь и социал-дарвинистских откровений. Многие из них публикуются на русском языке. К.Пирсон называет сочинение Гальтона «Наследственный гений» одной из великих книг те столько тем, что она доказывает, сколько тем, к каким размышлениям и действиям она призывает.
Недавно в московских издательствах «Книга по требованию» и «Библиотека расовой мысли» опубликованы две книги по истории евгенического движения. В первой имеется краткий очерк о развитии евгеники в мировом масштабе, во второй переизданы работы отечественных евгеников 1920-х г.
Монография Т.И.Юдина представляет собой, можно сказать, фундаментальный для того времени труд, охватывающий широкий круг вопросов: определение предмета евгеники как самостоятельной научной дисциплины, ее границ, методов и задач. Содержание книги включает изложение законов наследственности (менделизма), анализ значения статистического (биометрия) и близнецового методов для исследований в области антропогенетики, обширный материал по наследственности психических патологий.
Для эволюционной концепции человека интерес представляет специальный раздел «Естественный отбор у человека в современных условиях», в котором рассматриваются в основном последствия отрицательного («запретительного», по Юдину) отбора, связанные с недостаточной разборчивостью вступающих в брак партнеров при определении положительных и негативных качеств по здоровью, физической выносливости, умственным и нравственным показателям.
Отрицательный отбор действует по принципу элиминации «лишних», вредных для общества, элементов как на индивидуальном уровне, так и в масштабе вымирания племен и народов, не сумевших выстоять в борьбе за существование. «Побеждает сильнейший», и этот девиз социальной евгеники так же непререкаем, как уход с жизненной сцены людей, не приспособленных по своей физической конституции и поведению к существованию в условиях острой конкуренции. Автор относит негативный евгенический эффект к отношениям в капиталистическом обществе, но к его чести, почти не говорит о преимуществах нового социалистического строя, предпочитая выражение «народное хозяйство».
В тон Гальтону он акцентирует на значении для развития положительных качеств у человека благоприятных социальных факторов (качественного питания, жилищных условий, здорового воздуха, недопущения переутомления). При этом многократно отмечается, что развитие положительных особенностей определяется не только внешней средой, но главным образом генотипом индивидуума. Ученый придерживается прогрессивной антиламаркистской позиции, согласно которой результаты модификационной изменчивости не передаются по наследству и потому в глазах генетика-эволюциониста «не представляют интереса для эволюционной теории». Не имеют они значения и для евгенической науки, в которой постулат о наследовании улучшенных свойств является одним из главных.
В начале очерка по истории евгеники автор считает «заблуждением» полагать, что на начинается с выступления, в частности, Гальтона. «Как и всякая жизненная идея, идея евгеники постепенно прошла через все стадии развития». Вначале был период «житейски-практической евгеники», связанный с опытным знанием наследования хороших и плохих качеств у людей, затем период «утопический» (идеологический), выраженный в стремлении систематизировать и рационализировать накопленный опыт, наконец, период научного изучения, основанного на установленных фактах закономерностей наследственности и практических действий. «В этот-то период и вступила евгеника в настоящее время».
Но прежде чем «представители научной евгеники стали думать» об улучшении человеческой породы, их основные интересы были связаны с обоснованием могущества господствующей расы за счет эксплуатации низших рас: зарождается социал-дарвинизм. Успехи антропологии и медицины позволяют перейти к научно-исследовательскому периоду в становлении и развитии евгеники.
Далее автор кратко останавливается на состоянии евгенического движения, отраженного в научных работах и создании евгенических обществ в разных странах (Англии, США, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бразилии и др.) со ссылками на мало известные современному читателю фамилии исследователей и литературу.
Уже при жизни Гальтона развернулась активная деятельность в организации периодических изданий и научных обществ по евгенической тематике. В Лондоне создается Национальная евгеническая лаборатория («Гальтоновская лаборатория») и Евгеническое общество, выпускается в печать журнал «Анналы евгеники».
Национальные евгенические общества в отдельных странах существовали сами по себе до 1912 г., когда на первом конгрессе в Лондоне создается международная ассоциация евгеников (евгенистов) во главе с комитетом по координации ее деятельности.
Привлекает внимание тематика секций конгресса, показывающая не только широкий диапазон интересов к евгеническим вопросам, в основном не собственно евгенического характера, а их социального антуража в исследованиях наследственности у человека, демографических показателей и контроль над ними (рождаемость, смертность, негативная селекция и отбор лучших вариантов), географического распространения рас и влияния на него политических и национальных факторов, отношения евгеники к государству, обществу, воспитанию населения. Труды конгресса опубликованы в двух томах, название и содержание которых отражает преимущественно социальную направленность в понимании предмета и задач евгеники.
Настоящий бум публикаций по евгенической тематике наблюдается в 10-30-е гг., что было связано с развитием генетики человека, возможно, с освобождением научного и общественного сознания от шовинистического угара в период первой мировой войны, а в России к тому же с либерализацией издательской деятельности и публичных выступлений в первые годы советской власти.
В заключительной главе книги Р.Гэтса, опубликованной на русском языке вскоре после английского издания. приведен очерк о взаимосвязи евгеники и генетики человека. Автор констатировал еще очень зачаточное состояние евгеники и трудность продвижения вперед: «Найти такие законы, которые поощряли бы увеличение размножения наиболее деятельных и желательных членов каждого слоя общества - задача, почти не посильная для человеческого разума и, насколько нам известно, ни в одном государстве до сих пор не разрешенная».
В нашей стране интерес к евгеническим исследованиям и организация евгенических обществ начинаются только после Октябрьской революции. В 1920 г. создается «Русское евгеническое общество», возглавляемое Н.К.Кольцовым, с 1922 г. начинает издаваться «Русский евгенический журнал», в котором публикуются статьи ведущих отечественных евгеников Н.К.Кольцова, Ю.А.Филипченко, М.В.Волоцкова, А.С.Серебровского, других менее известных авторов. Переиздание этих работ в упомянутой хрестоматии «Русская евгеника» позволяет современному читателю ознакомиться с ними в едином тематическом собрании, не обращаясь к подлинникам журнальных публикаций давнего времени.
Необычайно возросший интерес к евгенике в советской стране стал возможен в атмосфере освобожденного труда не только в народном хозяйстве, но и в интеллектуальной сфере. Дух свободы порождает научную фантастику в виде создания людей-амфибий, путешествий к центру земного шара, полетов в космическое пространство. Если человек мечтает проникнуть в ранее недоступные области. почему бы ему не заняться переделкой собственной «породы».
В новом словесном облачении реставрируется понятие Ф.Ницше о «сверхчеловеке», оформляемое в бинарном наименовании Homo creator - «творческий человек», который, по определению Н.К.Кольцова, будет «снабжен здоровыми инстинктами, сильной волей, врожденным стремлением жить, любить и работать, должен быть физически здоров и гармонически наделен всем тем, что делает его организм жизнеспособным».
Впечатляюще нарисованный портрет человека будущего может только приветствоваться, но как достигнуть совершенства на практике? Одним из главных постулатов предлагаемой программы является добровольное вступление в брак евгенически ценных партнеров. с юмористическим оттенком Кольцов писал: «…мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы будут у них дети». Евгеническая практика требует научно и социально продуманной деятельности.
В конце 1920-х гг. вольница в столь неприемлемой для советской власти свободе творчества прекращается, все евгенические организации ликвидируются, часть сотрудников репрессируется вплоть до физического уничтожения. Таковы реалии отечественной истории с ее крутыми поворотами, возвратом вспять и в итоге длительным отставанием от уровня мировой науки, с более взвешенной политикой ученых и государственных деятелей.
В зарубежных странах дух демократической свободы до поры до времени позволял развитию евгенического движения, включая и его социал-дарвинистскую направленность. С серией статей, опубликованных в 30-х гг. в разных журналах, выступает известный биолог-эволюционист Дж.Хаксли, не скрывая свою симпатию к расологическим аспектам евгеники, не забывая о ней и позднее.
Активизация евгенического движения в 10-30-х гг. продолжалась недолго и за рубежом. Утопический дух позитивной евгеники и призывы к ее практической реализации на благо человечества стали быстро развеиваться при осознании изуверской политики насильственной стерилизации уродов и слабоумных. В США в 1935г. такой операции были подвергнуты 21 539 умственно отсталых, особенно отвратительной была практика эвтаназии (умерщвления) новорожденных, ничем не отличающаяся от уничтожения «нестандартных» младенцев в Древней Спарте. В нацистской Германии стерилизация приняла еще большие масштабы.
Подобные антигуманные деяния возвращали к идеям Гальтона. в писаниях которого, по выражению нобелевского лауреата П.Медавара, проглядывает весьма зловещая черта». Для многих стало одиозным само слово «евгеника». упадок евгенических исследований достигает максимума после второй мировой войны, во время которой особенно активизировалась расистская политика с маскировкой под евгенические исследования. Примечательно, что евгенические периодические издания убирают из своих названий вначале привлекательный для читателей термин «евгеника». Гальтоновские «Анналы евгеники» переименовываются в «Анналы генетики человека», американский «Евгенический ежеквартальник» стал называться «Социальная биология».
От замыслов о создании позитивной евгеники почти не остается и следа, как отметил один компетентный исследователь ее истории, этого направления евгеники вообще не существует. Припомнилась известная поговорка о «ребенке, которого выплеснули из ванны вместе с водой». Заодно с неприемлемыми методами расистской политики сознательно или по необдуманности из позитивной евгеники изымается научное содержание в проектах улучшения человеческой породы.
Политика удаления из общества неполноценных личностей не имела прямого отношения к позитивной евгенике, а лишь освобождала социальное пространство от нежелательных элементов. Использование же евгенической терминологии для прикрытия антигуманных деяний дискредитировало евгеническую науку.
Возрождение евгенических исследований на современном этапе. Для истории многих наук характерно перманентное развитие с момента определения предметной области, понятийного аппарата, видения основных направлений и перспектив. Развитие евгеники не отмечено прямолинейной «столбовой дорогой»: после кратковременного увлечения евгенической тематикой в 10-30-х гг. наступает период заметного спада интереса к ней. О динамике изданий свидетельствуют статистические показатели. В период 1910-1919 гг. опубликовано 535 книг, 1930-1939 гг. - 569, 1940-1949 гг. - 243, 1950-1959 - 128. Заметный спад издательской активности можно объяснить ситуацией в период второй мировой войны, затормозившей или вообще прекратившей научные исследования вне военных потребностей, крайне негативным отношением к евгенике, ассоциируемой с расологией, расовой гигиеной, социал-дарвинизмом.
По данным компьютерного Библиотечного центра (Online Computer Library Center), в Интернете выявлено около 3200 книг по евгенической тематике, из них 84 опубликованы до введения самого термина. Интерес к евгенической науке вновь появляется в 70-80-е гг., отраженный в целой серии зарубежных публикаций, в которых осуждаются социал-дарвинистские истолкования ее положений и намечаются исследования позитивного содержания. В понятиях евгеники В.Кевлс показал связь генетики человека с общими законами наследственности как на один из основных постулатов, сформулированный еще Гальтоном. В статье Д.Аллена с примечательным названием «Старое вино в новой бутылке…» обращается внимание на значение для развития идей в социальной евгенике работ известного эколога Р.Перля по регуляции численности популяций. Подъем позитивного интереса к евгенике был сопряжен с переориентацией по отношению к расовой политике, экономическая помощь населению ранее колониальных стран проявляется как форма социального гуманизма.
Если в зарубежной литературе появляются работы по реабилитации евгеники, в том числе намечаются сдвиги в развитии ее позитивного направления. в нашей стране евгеника, подвергнутая обструкции как лженаука, почти вовсе не упоминается, за редкими исключениями в работах беспристрастных историков, социологов и философов. В период политических репрессий произношение слова «евгеника» идеологически могло расцениваться приравненным к участию в каком-нибудь троцкистско-бухаринскому заговоре, промпартии и прочим «контрам». Уста евгеникам закрыты и настолько герметично, что до сих пор употребление слова «евгеника» будет, если и не стыдливым актом, то и не имеющим какого-либо научного значения.
Консервативность ситуации заключается в двух догматических тезисах, положенных в основу социалистического воспитания: все люди от рождения равны по своим природным задаткам (генетическая уравниловка), общественная среда является главным условием и фактором формирования личности по принципу «бытие определяет сознание». При таком подходе к пониманию соотношения генотипа и фенотипа в онтогенетическом развитии человека не могло быть и речи о каком-то евгеническом вмешательстве в реконструкцию человеческого организма.
Вместе с тем сильны прогрессивные традиции в науке, и с ними не справиться примитивными мерами запретов и репрессий. Евгеническое движение продолжается не только по линии преодоления заблуждений прошлого в оценке ее научного значения, но и с упором на практическую реализацию позитивного направления - «неоевгеники», по выражению И.Т.Фролова.
Однако в этом ответственном деле далеки еще от ясного представления конкретные меры реализации евгенических проектов по созданию более совершенного антропологического типа. Отсюда предоставляется широкий простор фантастическим рекомендациям, вплоть до «изготовления» нового человеческого вида. Известный американский генетик Г.Меллер предлагает для его обозначения видовое название - Homo eugenicus, представители которого будут обладать крепким здоровьем, высоким творческим интеллектом, богатым восприятием мира, развитым коллективизмом. Пора принимать и практические действия в данном направлении. Бизнесмен Р.Грэм создает банк спермы выдающихся личностей для выращивания «суперменов». Нашлось несколько женщин, желающих добровольно участвовать в инкубации «евгенического человека», но ничего особенного у потомства не обнаружилось по программе «изучайте детей гениев».
Давно подмечен загадочный факт рождения от посредственных родителей гениальных личностей и наоборот появления на свет от гениальных родителей ничем не примечательных детей. Классические примеры: А.С.Пушкин в первом случае, потомство Л.Т.Толстого - во втором. Редкими исключениями называют наследование талантливости в нескольких поколениях музыкального семейства Бахов и математических способностей в генеалогии Бернулли.
Безответственными евгенистами для создания высокорослых людей предлагалось на определенных стадиях онтогенеза вводить гормон роста. совершенно не задумываясь над тем. к каким последствиям гигантизма и социальным проблем могут привести подобные манипуляции. Представим себе евгенического человека ростом 3 метра и попытаемся его вместить в жизненное пространство современных людей: в жилые и производственные помещения с освоенной бытовой обстановкой и техническим оборудованием, транспорт. в подогнанную к нынешнему стандарту одежду и обувь. Разделим разочарование вместе с фантастами, с полной серьезностью выдвигающие инициативы по созданию «гомо евгеникуса», полезнее заняться анализом реального положения вещей.
В заключение исторического обзора следует вывод о необходимости различать евгенику и евгенизм: первую рассматривать в качестве научной дисциплины, второе как направление, сторонники которого рекомендуют евгеническую практику для увеличения численности элиты за счет элиминации «неполноценных» элементов общества. Соответственно следует разделять евгеников и евгенистов.
И все же работ по евгенике, за исключением критических разборов, незаслуженно мало, а в области позитивной евгеники, образно говоря, остается почти не проросшим поле из «семян», посеянных еще в момент ее исторического появления. Для прояснения перспектив продвижения вперед необходимо остановиться на анализе рационального и социально полезного в евгенической науке.
Научное значение евгеники. Сейчас не подлежит сомнению научный статус евгеники в благородном деле усовершенствования рода человеческого. Негативная евгеника узаконена в понятии медицинской генетики, позитивная евгеника набирает силу в теоретическом осмыслении практических рекомендаций, но находится пока в самом начале своего пути.
О необычайном возрастании интереса к евгеническим исследованиям свидетельствует количество публикаций за последние годы. Поиск в Интернете по ключевому слову «евгеника» выдал 231 000 ссылок, а через год 532 000, и можно смело утверждать, что кривая роста будет продолжаться по экспоненте. «Таким образом, - отмечает Глэд, - распространенный взгляд на евгенику как на исчезающий исторический феномен явно не соответствует действительности». По данным компьютерного Библиотечного центра (Online Computer Library Center), в Интернете выявлено около 3200 книг по евгенической тематике, из них 84 до введения самого термина «евгеника», число же статей и заметок вряд ли подлежит библиографическому учету.
Относительно недавно в нашей стране науковеды-ретрограды подвергали поруганию классическую генетику, теорию относительности, кибернетику, такую же участь претерпела и евгеника, но уже в мировом масштабе недопонимания ее научного значения. Возрождение евгенических исследований было объективно неизбежным по нескольким причинам: во-первых, их научным содержанием, во-вторых, необходимостью реконструкции человеческого организма в соответствии с требованиями современной цивилизации, в-третьих, прогнозированием эволюции человека хотя бы в ближайшей перспективе.
В классическом определении предметная область и задачи евгеники ограничивались деятельностью самого человека по облагораживанию физических, интеллектуальных, нравственных качеств. Здесь уместно вспомнить высказывание Н.И.Вавилова о практической селекции как «эволюции, управляемой волей человека» в приложении его к евгенике. Однако представление о евгенических процессах можно распространить на всю эволюционную историю человеческого вида, расширить предметную область евгеники включением в нее естественный, не зависящий от желаний и деятельности «евгеника-селекционера», механизм совершенствования антропологического типа. В данном контексте предлагается выделять естественные и искусственные основания евгеники, что вполне приемлемо с объективной точки зрения.
Естественные основания евгеники. Происхождение и последующая эволюция человеческого вида содержат богатый материал для евгенической его интерпретации, так как сама природа «позаботилась» о сохранении ценностей в обеспечении существования гомо сапиенса в суровой борьбе за существование. Усовершенствование морфо-функциональной организации дополнялось социальными адаптациями, и по мере развития цивилизации все более прогрессировало в их тесной взаимосвязи.
Из житейского опыта первобытному человеку было известно, насколько голод и неблагоприятные климатические условия ослабляют организм, поэтому усилия людей были направлены в первую очередь на коллективную добычу пищи, изготовление одежды и утепленных жилищ. Косвенным образом социальная деятельность накладывала отпечаток на изменение антропологического типа в сторону совершенствования умственных способностей и адаптивного поведения, но и ослабляла устойчивость к болезням, выработанную прежде естественным отбором. Из поля зрения не выпадали наследственные аномалии, вызываемые близкородственными браками, в противодействие им были введены табу на эндогамию в малочисленных замкнутых популяциях, инбридинг вытеснялся аутбридингом в запретах на межродовые браки и поощрение межплеменных брачных союзов.
Уже в период появления первых гоминид в виде гомо габилиса совершенно очевидным было выживание особей с лучшими физическими данными и умственными способностями, в борьбе за существование побеждали более сильные и умелые, они успешнее добывали пищу, защищались от врагов, находили и строили удобные и безопасные жилища. Такие индивидуумы имели больше шансов оставить потомство с прогрессивными признаками антропологического типа и общественной организации, демонстрировать евгенические процессы позитивного характера, направляемые взаимодействием биологических и социальных факторов. Так называемый «биосоциальный» отбор не был формой бессознательного отбора в его понимании применительно к практической селекции животных. И в туземных племенах, и в цивилизованных сообществах заботливые родители воспитывают потомство в лучших традициях своего этноса, обеспечивают по мере возможности качественным питанием, обучением в платных школах и гимназиях, способствуя тем самым развитию евгенической конституции организма. Другое дело, насколько эффективная такая деятельность по созданию гомо евгеникуса» в процентном отношении к обычным людям.
Наглядным свидетельством естественного евгенического процесса является акселерация физического роста, ускорение физиологического и умственного созревания. Данный природный эксперимент распространился среди многих народов мира, причем независимо от материального уровня социального развития, по масштабам и темпам не имеет себе равных в естественных позитивных евгенических процессах.
Судя по ископаемым останкам. он имел место и в далеком прошлом, правда, подчинялся волнообразной кривой, когда увеличение роста сменялось его снижением и данная закономерность вновь повторяется. Рост кроманьонцев достигал в среднем у мужчин 180 см, для современного человечества он составляет 165 см. Предложено много гипотез по объяснению причин акселерации, но ни одна из них не дает полностью удовлетворительного ответа.
Наиболее распространенной является точка зрения о влиянии на процессы акселерации изменений социальных условий жизни, в частности, разнообразия пищевого рациона, расширение информационного пространства, активизация межчеловеческих контактов. Все эти факторы наиболее эффективно проявляют свое действие в городах, население которых приобщено к цивилизованному образу жизни. Т.И.Юдин приводил данные, подтверждающие различия в темпах увеличения роста у разных групп населения по среднему показателю:
1892 г. 1912 г.
Уроженцы городов 165 см. 166, 7 см.
Сельские жители 165,1 « 166, 2 «
Различие, казалось бы, не значительное, но статистически достоверное. За последнее столетие акселерация роста стала очевидной даже при внешнем наблюдении. Современный высокорослый школьник не втиснется в доспехи средневекового рыцаря, рост которого, судя по музейным экспонатам, не превышал 165 см.
В качестве еще одной причины акселерации роста можно предположить проявление полового отбора, при котором естественным желанием женщины является предпочтение выбрать в супруги рослого партнера, а не какого-нибудь замухрышку (исключая случаи «брака по расчету»). В отличие от моногенетических признаков (цвет глаз, окраска волос), подчиняющихся простому менделевскому наследованию, рост определяется комплексом генов, поэтому в потомстве средних по росту родителей может появиться потомство как ниже, так и выше их, но статистически достоверно, что от высокорослых отца и матери появится на свет такое же и более рослое потомство. Если принять во внимание концепцию «эволюции доминантности» Р.Фишера, согласно которой генетически закрепляются в сторону доминирования полезные рецессивные аллели, не исключено, что такой процесс происходит и при феномене акселерации роста.
Естественные основания евгеники, заложенные в биологической природе человека, имевшие место в примитивных сообществах в борьбе за существование при дефиците пищи, инфекционных заболеваниях, столкновениях с врагами во взаимосвязи с социальными факторами, не вызывают сомнения в правомочности выделения данного понятия. В ходе общественного развития многие из названых факторов устранились или ограничили свое действие, на первое место выходят
Естественные основания негативной евгеники исходно заложены в индивидуальном развитии, начиная с самых ранних стадий онтогенеза. Донатальный отбор проявляется в процессе эмбриогенеза, когда зародыш и плод оказываются нежизнеспособными в результате мутационных поражений в половых клетках и зиготе. нарушений морфо-генетических процессов. дефицита необходимых веществ в материнском организме, его физиологической ослабленности, травм при беременности, нарушений родового акта. По данным медицинской статистики, почти 50% зигот не участвует в эмбриогенезе, 15% эмбрионов погибает до рождения (спонтанные аборты), 3% детей умирает при родах и 2% вскоре после рождения, 3% не достигает половой зрелости. Вследствие генетических дефектов 10 брачных пар бездетны, 20% людей не вступают в брак, отягощенные же наследственными патологиями не участвуют в размножении и тем самым не увеличивается численность нежелательного контингента.
Из приведенных цифр видно, насколько детородный потенциал снижен еще на пренатальной стадии, при бездетных браках и нежелании вступать в брачные союзы. Первые два фактора имеют сугубо биологическую природу. независимую от желаний и воли человека, социальный характер третьего очевиден. Рождение мальчиков с заболеванием гемофилией или детей обоих полов с болезнью Дауна, не доживающих до репродуктивного возраста, наглядный пример негативного естественного отбора, устраняющего наследственно неполноценное потомство. Такого типа отрицательный отбор не имеет прямого отношения к евгеническим процессам, так как его действие не вызывает улучшение человеческой «породы», но его отсеивающая роль не позволяет увеличиваться в численности аномальным вариациям, представляет собой естественное основание негативной евгеники.
Естественные основания евгеники, заложенные в биологической природе человека, имевшие место в примитивных сообществах в борьбе за существование при дефиците пищи, инфекционных заболеваниях, столкновениях с врагами во взаимосвязи с социальными условиями, не вызывают сомнения в правомочности выделения данного понятия. В ходе общественного развития многие из названных факторов устранились или ограничили свое действие, на первое место выступают искусственные основания евгеники, определяемые сознательной деятельностью человека по целенаправленному совершенствованию своей биологической и социальной организации.
Искусственные основания евгеники. По аналогии с естественными основаниями для обозначения такой деятельности предлагается термин «искусственные» основания евгеники, хотя по звучанию он может быть не совсем удачный, но существо дела отражает, если, перефразируя выражение Н.И.Вавилова, сказать, что евгеническая деятельность есть эволюция человека, направляемая его желаниями и волей.
В настоящее время можно выделить два основные направления евгенической науки, имеющие отношение к их практической реализации: биомедицинская технология и антропоэститика. Они прямым образом связаны с эволюцией современного человека и отчетливо просматриваются в перспективе евгенической деятельности.
Основу биомедицинской технологии составляют трансплантации органов и тканей и генная инженерия. Последние успехи в области трансплантации уже не ограничиваются пересадкой органов, а достигаются выращиванием частей организма из стволовых клеток и даже из клеточного материала других тканей. Трансформация тканеобразующего потенциала стволовых клеток, получаемых из зародыша до двух недель и пуповины новорожденных, заключает в себе неисчерпаемый источник реконструкции человеческого организма Недавно пришло поистине сенсационное сообщение о том, что из жировой ткани удалось получить костную ткань и использовать ее для лечения опорной системы человеческого организма.
Развитие позитивной евгеники во многом определяется прогрессом в области генетической инженерии, использующей различные способы манипулирования наследственным материалом: получение полезных мутаций воздействием химических веществ и радиации, замена поврежденных участков хромосом с помощью макромолекулярного «скальпеля», внедрение ДНК микроорганизмов в геном человека, изготовление генного материала путем синтеза участков нуклеиновых кислот.
Достижения в практическом преобразовании наследственной изменчивости позволили заявить: «Мы освободились от концепции эволюции путем создания генов в результате постепенного замещения нуклеотидов и вынуждены искать механизмы эволюции на уровне организации генов и их экспрессии в процессе онтогенеза, с тем чтобы объяснить быстрые и глубокие изменения морфологии». В теоретических и экспериментальных исследованиях по генетической инженерии открывается перспективный путь для их внедрения в евгеническую практику, но здесь имеются и определенные трудности, связанные с соблюдением правил и требований научной этики.
Применение методов генетической инженерии в медицинских целях должно гарантировать безопасность для пациентов, чем не без оснований встревожена общественность по аналогии с использованием генетически модифицированных продуктов питания. Для выяснения истинного положения дел и успокоения населения организуется по обсуждению последствий применения методов генетической инженерии на человеке, в частности, использования кишечной палочки в переносе генного материала для исправления патологических нарушений.
Может возникнуть возражение, что приведенные материалы относятся к медицинской генетике, призванной избавлять от болезней и не касаться какой-то реконструкции организма, и потому встает вопрос, какое отношение они имеют к позитивной евгенике. Действительно, не имеют, если рассматривать цели и задачи евгеники в целом исключительно в контексте одного направления - негативной евгеники, ограничивающей браки партнеров с тяжелыми наследственными отклонениями от нормы. Однако негативная евгеника перекрывается с медицинской генетикой не только в данной области: восстановление здоровья не заключается в простой реставрации прежнего состояния, оно всегда сопровождается элементами какой-то реконструкции организма, которая относится к области евгенической науки.
Показательным примером эволюции человека является увеличение продолжительности жизни, причинно обусловленное комплексом медико-биологических и социальных факторов. Среди них первенствующее значение имеет «качество» жизни, определяемое рациональным питанием, медицинским обслуживанием и рекреацией, заботой о собственном здоровье.
Средняя продолжительность жизни особей каждого вида генетически запрограммирована экологическими условиями и естественным отбором. У млекопитающих она находится в диапазоне от 3 лет у мышевидных грызунов до 70 лет у слонов. Последняя цифра характерна и для населения цивилизованных стран. Короткая продолжительность жизни у животных обусловлена высокой истребляемостью особей в каждом поколении и тем самым необходимостью их частой смены, причины долголетия заключаются в развитой системе индивидуальных и групповых адаптаций.
Именно второй путь обеспечивал увеличение продолжительности жизни у человека. Даже в нашей стране с ее социальными потрясениями, связанными с революционными событиями, голодом, высокой заболеваемостью населения, наблюдается тенденция увеличения средней продолжительности жизни за последнее столетие у мужчин с 35 лет в конце XIX в. почти до 70 лет в настоящее время. Объясняется данный феномен возрастающей государственной политикой по ликвидации дефицита питания, медицинскими мероприятиями по борьбе с болезнями старости и профилактикой здоровья, резкому снижению детской смертности.
Медицинская статистика выявляет случаи положительной корреляции между продолжительностью жизни родителей и числом детей, которые не объяснимы приведенными выше социальными факторами. Анализ данных по семьям английских аристократов показывает, что ранние роды и большое число детей негативно сказывались на продолжительности жизни женщины-матери. Возраст первых родов был наименьшим у умерших рано и наибольшим у проживших более 80лет. Любопытно, что и мужья жили дольше, если число произведенных ими детей было не слишком велико. Последняя корреляция выглядит каким-то необъяснимым курьезом, так как она не запрограммирована в мужских половых клетках.
Наиболее оптимальный возраст женщины для воспроизводства нормального потомства 20-30 лет, выше его вероятность рождения детей, в частности с синдромом Дауна в западно-европейских странах и в Японии увеличивается на 25-40%. Вступление в брак в позднем возрасте таит в себе опасность наследственных патологий у потомства, поэтому женщинам рекомендуется не затягивать с продолжением рода человеческого, о чем предупреждал отец евгеники элиту английского общества.
Эволюционная геронтология имеет прямое отношение к позитивной евгенической деятельности, так как увеличение продолжительности жизни является не только извечной мечтой человека, но и интегральным показателем уровня развития практической евгеники.
Стремление к искусственному украшению тела (антропоэстетика) сопровождает человечество с незапамятных времен и никогда не прекратится, напротив, принимает все более изощренные формы неуемной фантазии. Нередко эта деятельность носила характер действий, вопреки здоровью и нормальному, с общечеловеческой точки зрения, эстетическому восприятию.
В средневековой Японии на ступни новорожденных девочек накладывали колодки, препятствующие их терминальному росту, что считалось достоинством женщин привилегированных слоев, американские индейцы заковывали головы мальчиков в железные обруча для придания им вытянутой вверх причудливой формы. Современная пластическая хирургия по удалению излишков жировой ткани, исправлению формы носа, пересадке волос, казалось бы, демонстрирует чудеса евгенической деятельности.
К сожалению, все подобные манипуляции относятся к категории модификационной изменчивости, т.е. не передаются по наследству и потому к евгенике не имеют никакого отношения, главным постулатом которой является как раз эволюция человека с наследованием более совершенных признаков морфо-функциональной организации. Приведенные выше материалы по использованию генетической инженерии в эволюционной реконструкции организма человека отмеченные негативы пластической хирургии.
Евгенический эффект брачного отбора. В особый параграф следует выделить обсуждение евгенического значения в образовании супружеских союзов, основанном на предрасположенности (ассортативности) вступающих в брак партнеров. По отношению к высшим животным и человеческим сообществам брачную ассортативность Дарвин назвал «половым отбором», причем преимущественно со стороны особей женского пола. У животных эффект полового отбора распространен почти исключительно в турнирных боях самцов, победители в которых приобретают признаки, привлекающие самку для воспроизводства потомства. У человека все наоборот: с давних пор женщины проявляют безграничную фантазию в демонстрации своих чар для обаяния избранника собственных симпатий.
Весьма распространенными в искусственной евгенике являются последствия, связанные с выбором брачных партнеров. При этом внешний эффект таких последствий генетически определяется наследственными факторами (рецессивными или доминантными) и характером их фенотипического проявления. Многое здесь зависит и от того, насколько ценным выглядит эффект брачных отношений с евгенической точки зрения.
Отбор по росту партнеров. Разве будет открытием, что по признаку роста наблюдается четко выраженное предпочтение у женщин иметь высокого мужчину, но только не какого-нибудь «замухрышку». Такое неравномерное соотношение полов по длине тела статистически наиболее распространено, однако имеется немало браков между одинаковыми по росту супругами.
Не частыми бывают бракосочетания, когда муж ниже по росту своей подруги жизни, и объясняются они разными обстоятельствами. В прошлом такие «непропорциональные» брачные союзы составлялись, как правило, по принуждению со стороны родителей невесты или из соображений материальной выгоды. Да и в наше время с беспредельной свободой рыночных отношений и реформ, материально расчетливым мужчинам «наплевать» на то, что они ниже ростом своей невесты, лишь бы она была богатой и брак перспективным в последующем накоплении богатства.
Редкими исключениями являются браки между низкорослым мужчиной и более высокой женщиной, заключенные по взаимной любви. На одной из картин изображен на светском балу А.С.Пушкин рядом с женой, наголову выше его ростом. Художник специально нарисовал поэта с повернутой назад головой и гневными глазами, обращая тем самым внимание на его реакцию к бездарному и злонамеренному окружению. Родители Пушкина были обычные люди среднего роста, а его рост менее 160 см, и глядя на своего умирающего друга П.А.Вяземский в сердцах произнес: «Как можно было стрелять в ребенка». Но Пушкин великий и влюбленный поэт, оценивший красоту и добропорядочный характер своей избранницы. От брака родилось четверо детей, нормальных по росту и ничем особо не примечательных в интеллектуальном отношении.
Эпизод с семейством поэта приведен не для иллюстрации какого-то вклада в искусственную евгенику, а для примера того, что селекция по признаку роста разнообразна в своих предпочтениях и является скорее проявлением не евгенической, а социальной формы отбора. Нередко вроде бы непререкаемый закон оказывается исключением из более общей закономерности, и тогда его действие приходится ограничивать определенными условиями. Земное притяжение является законом на поверхности и вблизи нашей планеты, однако за пределами околоземного пространства оно исключается в феномене невесомости. Гравитация имеет место только в ограниченном планетарном окружении, которое во Вселенной представлено в мизерном масштабе, следовательно, она является не правилом, а исключением из него.
Предпочтение к высоким мужчинам со стороны женщин при заключении браков вовсе не является правилом в масштабе всего человечества. Оно распространено у североевропейских народов, в африканских племенах нилотов и динка, а у низкорослых бушменов и пигмеев, высокий рост мужчин вряд ли станет всеобщим увлечением вступающих в брак женщин. Исторически сложившиеся стандарты роста исключают какой-то его усредненный вариант в качестве общечеловеческого эталона. Увеличение или уменьшение роста в процессе эволюции популяций было следствием влияния климатических условий и в какой-то мере сопровождалось искусственной евгеникой, при которой предпочтение отдается тем или другим показателям длины тела.
Исключения из правила порой не менее полезны для признания научной идеи, чем ее фактические доказательства. Отсутствует единый стандарт роста для всех людей в качестве евгенического достижения, а реальные отклонения от него показывают разные и даже противоположные направления естественной и искусственной евгеники в их взаимосвязи. Высокий рост партнеров, конечно, вызывает предпочтение у большинства всех женщин, и этот фактор, уже отчетливо искусственной евгеники, существенно влиял на удлинение тела у обоих полов. Насколько далеко пойдет этот процесс, предвидеть невозможно, однако он не превысит показатель, ограниченный «шлагбаумами» естественной и управляемой волей человека в его дальнейшей эволюции.
Предпочтения по цвету глаз и волос. Если оба партнера желают иметь у своего потомства голубые или коричневые глаза, распределение детей по данным признакам будет зависеть от генотипов будущих родителей. Голубой цвет глаз определяется рецессивным геном, коричневый доминантным. Если оба партнера в гомозиготном состоянии имеют голубые глаза, все их дети будут голубоглазыми, такой же эффект будет и от браков гомозиготных родителей с коричневыми глазами.
У северных популяций европеоидной расы по численности значительно преобладают голубоглазые люди, у южных с коричневой окраской глаз. Антропологи считают, что такие различия связаны с приспособлением сетчатки глаза к интенсивности солнечного облучения. На севере солнечного света не так много, поэтому меланина в радужной оболочке меньше, на юге наоборот больше. Возможно, географическое разделение на две расы по признаку цвета глаз произошло под действием естественного отбора. Но высокая концентрация в них того или иного гена поддерживается в значительной мере ассортативностью брачных партнеров. Голубоглазый ирландец или швед предпочтет себе в жену такую же близкую «по крови» избранницу, а итальянец или турок определится с избранницей, обладающей коричневыми глазами.
Нечто подобное наблюдается и при выборе партнеров по окраске волос, которая также определяется рецессивным геном и наследуется по тем же правилам, как и цвет глаз. Существует мнение, якобы основанное на фактах, что представители кавказской национальности (брюнеты) испытывают страсть к блондинкам и стараются заключать браки со светловолосыми русскими девушками. Предоставим читателю составить свое мнение по любопытному наблюдению и небезразличным для потомства последствиям такой брачной ассортативности.
У некоторых народов полностью доминирует один определенный цвет глаз. Все представители монголоидной или негроидной рас имеют коричневые глаза и гордятся этим отличительным признаком. Для них характерна и темная окраска волос, коррелятивно связанная с коричневым цветом глаз. У северной локальной расы, за некоторыми мутантными исключениями, получает повсеместное распространение предпочтение к светлому цвету глаз и соответственно к светлоокрашенным волосам.
Каждый из этих признаков является моногенетическим, т.е. определяется одним геном, поэтому при встрече двух гетерозигот частота таких признаков распределяется по простому правилу менделевского расщепления в пропорции: один индивидуум с голубыми глазами и три с коричневыми. Заложенная в генах доминантность коричневого цвета глаз и желание иметь потомство с таким признаком определяют в совокупности высокую его распространенность у большинства людей на планете.
Последствия отбора по окраске кожи. У людей европеоидной расы неистребимо желание иметь красивую окраску кожных покровов лица и тела. Особенно оно присуще женщинам, которые при любой возможности стремятся к приобретению «загара», отдаляющего от природной светлоокрашенной поверхности кожи. Желание иметь ее окраску с «шоколадными» оттенками является мечтой белой женщины, и оно удовлетворяется солнечными ваннами и посещением искусственных соляриев. К великому сожалению, загар недолговечен, так как связан с модификационной изменчивостью, обратимой вскоре после прекращения действия вызвавшего ее внешнего фактора.
Неприемлемая для менталитета белых женщин естественная обратимость загара, приобретенного с затратой времени и отвлекающего от других занятий, была преодолена в межрасовых браках. В американских странах, где широк простор для бракосочетаний между темноокрашенными и светлоокрашенными людьми, их население представлено в самой разнообразной гамме по окраске кожных покровов. Красивые креолки «цвета шоколада» в большом числе демонстрируют свою привлекательную внешность в Бразилии, на Кубе, Антильских островах. Завезенные сюда с африканского континента негры смешались с белыми колонизаторами, и в итоге образовался контингент с непрерывной изменчивостью окраски кожных покровов. На этом факте имеем пример искусственной евгеники, при которой, наряду с преимущественно неосознанным, но свободным выбором партнеров, имелось желание иметь потомство с промежуточным, более привлекательным цветом кожи коричневых колоритов.
С генетической точки зрения, наследственная гамма количественных признаков определяется совместным, как бы слитным, взаимодействием альтернативных генов темной и светлой окраски и в своем разнообразном проявлении связана с промежуточными состояниями генов (аллеломорфов). В простой модели такой тип наследственности может быть показан на сливании в один сосуд окрашенной жидкости и чистой воды, в результате чего образуется раствор некоторого среднего между ними цвета. У животных аллеломорфное проявление наследственности наглядно демонстрируют более сотни окрасок шерсти у норок.
При наследовании окраски кожи у человека встречаются исключения из правила промежуточной наследственности. Известны случаи появления на свет у темноокрашенных родителей ребенка со светлой окраской кожи. Понятно, что он выглядел курьезным для отца событием, которое нередко приводило к семейным скандалам и разводам. Оно вполне объяснимо, если бы возбужденный отец был знаком с простым правилом гомозиготного (аа) наследования у ребенка двух рецессивных генов, которые поодиночке находятся в гетерозиготах (Аа) у родителей. В подобных случаях небесполезно помнить школьные знания классической генетики.
х х
х
В целом можно сказать, что эволюция человека находится в эпицентре евгенической деятельности, составляет ее основное содержание как по общей научной стратегии, так и по направлениям практической реализации. Н.К.Кольцову принадлежит привлекающее внимание изречение «Евгеника - религия будущего и она ждет своих пророков». Что имел в виду автор этих слов? Разумеется, не новую форму религиозного мировоззрения, повсеместное искоренение которого из общественного сознания, как идеологического орудия господствующих классов, началось уже в первые годы советской власти. В более широком восприятии под словом «религия» можно понимать сферу представлений о сущности человека, его месте в мироздании и общественной жизни, мыслительной и практической деятельности по преобразованию собственного бытия, в том числе и совершенствованию своего организма. Именно в этом значении и предназначении представлял евгенику своему и будущим поколениям лидер отечественных евгеников в приведенном афоризме.