Разгром римской армии при Каннах имел большие последствия не только на территории Апеннинского полуострова, но и на другом берегу Адриатического моря. Так, Филипп Македонский тоже решил поучаствовать в разделе того, что останется после окончательного крушения Римской республики. Но для понимания того, что происходило на земле Греции, следует вернуться несколько назад.
Речь пойдет о промежутке времени между двумя Пуническими войнами. В это время стараниями своего царя Агрона усилилось Иллирийское царство. Он располагал сильной армией армией и большим количеством кораблей. Науськиваемый Македонским царем Деметрием (отцом Филиппа V), Агрон напал на Этолийскую федерацию и разбил ее армию. В скорее после этого он умер и править страной, при малолетнем сыне, стала его вдова - Тевта. Ее изображений, увы не сохранилось, а, может быть и не было. Тевта показала себя жестким и агрессивным правителем, и продолжила политику своего мужа. Вот как об этом пишет греко- римский историк Полибий:
"Царство унаследовала жена его Тевта , которая управляла государственными делами при помощи верных друзей. Тевта, как и свойственно женщине, мечтала только об одержанной победе, не помышляя о прочем, и потому прежде всего разрешила подданным грабить на море по своему усмотрению всякого встречного; потом она снарядила флот, собрала войско не меньшее прежнего и, отправляя его в поход, дозволила начальникам поступать с каждой страной, как с неприятельской."
Опуская выпад Полибия в сторону женщин, ибо и мужчинам это свойственно не менее, а может быть даже более, можно констатировать, что на Иллирийском побережье образовалось хищное и вполне беспринципное государство, способное доставить много неприятностей своим соседям.
Посланное царицей армия грабила все прибрежные земли пока не оказались у эпирского города Феник, где одни хотели разжиться провиантом. Но очень скоро намерения поменялись. В городе находилось что то около восьми сотен наёмников из Галатии, которые, ничтоже сумняшись, предложили предводителю иллирийцев открыть городские ворота. Предложение было принято и высадившиеся на берег иллирийцы с ходу заняли город. Эпирская армия, пришедшая отбить город, также была разгромлена.
Эпириотам, что бы не быть окончательно разгромленными, пришлось просить помощи у Ахейского и Этолийского союзов. Но помощь не понадобилась. Для подавления волнений в самой Иллирии Тавда отозвала свои войска. Между иллирийцами и эпириотами был заключен мир по которому город оставался за последними, граждане Эпира, попавшие в плен, выкупались, а всё награбленное добро, включая захваченных рабов, оставалось у иллириан. И тут о, чудо! Эпир еще и заключил союз со своим обидчиком! Таковы гримасы политики.
Пока происходили эти события на территории Греции, они мало волновали город на Тибре. Но иллирийский флот продолжал свои пиратские набеги и скоро вся морская торговля в этом районе средиземноморья оказалась парализована. В сенат посыпались многочисленные жалобы от италиков, что правящие Рима уже не могли игнорировать. Чтобы разобрать этот вопрос, сенат снарядил к Тавте посольство из двух человек. Если сегодня кому то интересны их имена, то вот они : Гай и Луций Корунканий. Послы прибыли к Тевте, когда та осаждала Иссу, последний из непокорных городов Иллирии. С послами Тевда держала себя сурово и надменно; выслушав их она сказа, что позаботится о том, чтобы римляне не терпели никакого урона от её государства, но она не может запретить своему народу промышлять на море, это, мол, " не в обычаях царей иллирии" . На это ей ответил младший из послов. Предоставим слово Полибию.
«У римлян, Тевта», сказал он, «существует прекраснейший обычай: государство карает за обиды, причиненные частными лицами, и защищает обиженных. Мы с божьей помощью постараемся вскоре заставить тебя исправить обычаи царей для иллирян»
Подобные речи вполне обычны в сенате и на сходках римских граждан, но в монархической стране было воспринято как оскорбление. И после того как посольство сената покинуло иллирийский порт, корабль на котором оно плыло был перехвачен и дерзкий квирит был убит. Не теряя времени Тевта снарядила новую экспедицию для нападения на Грецию. Иллириане разграбили окрестности Эпидамна, едва не захватив сам город, и осадили Керкиру. Флот Ахейского союза, пришедший на помощь Керкире, потерпел поражение и был вынужден вернуться во свояси. Керкире ничего не оставалось, как принять условия победителя. В результате Керкира приняла иллирийский гарнизон.
Но на этом успехи Тевты и ее командиров кончились. Ибо когда остатки посольства добрались до Рима и предоставило свой отчет сенату, чувства, охватившие сенаторов, трудно поддаются описанию. То, что произошло, было беспрецендентно, и не могло остаться безнаказанным. О том, насколько был силен гнев сената и римского народа, говорит тот факт, что против Тевты были отправлены оба! консула. Гней Фульвий, с двумястами кораблей, а другой — Луций Постумий с сухопутной армией в которой было 20000 пехотинцев и около 2 000 конников. Военные действия были открыты весной 229 г. до н.э.. Первым делом римская группировка подошла к Керкире, которая не оказывая сопротивления, перешла на сторону римлян. Оставив город и остров Деметрию Форосскому римская армия направилась к Эпидамну, который вновь осаждался иллирианами. Однако у города римляне уже никого не застали, их противник, едва узнав о приближении флота квиритов, поспешил ретироваться. Отсюда армия направилась к Иссе, которую все еще держала в осаде Тевта. По дороге многие города присылали посольства, и отдавались под покровительство Рима, другие были взяты штурмом. Труднее всего пришлось при взятии Нутрии, где, как отмечает Полибий, погибло не только много солдат, но и несколько трибунов и квестор. Но так или иначе город был взят и римлянам достались еще и двадцать кораблей с добром награбленным иллирианами. Исса была деблокирована, иллирийские отряды рассеялись как дым, а Тевта, с немногими близкими, укрылась в укрепленном городке Ризоне.
После всех этих событий, Гней Фульвий отплыл в Рим с большею частью войска. Второй консул, Постумий, имея в своем распоряжении 40 кораблей ( о сухопутных войсках сведений нет), остался зимовать в Иллирии. За зиму он набрал дополнительный контингент из жителей окрестных греческих городов и этого оказалось достаточно, чтобы по весне Тевта прислала посольство для переговоров о мире. Мир был заключен и по его условиям Тевта теряла почти всю Иллирию кроме нескольких городов и должна была выплатить немалую дань. Также ее суда запрещалось показываться южнее города Лисс. Все земли, отнятые у Тевты римляне передали в управление Диметрию Форосскому, как своему союзнику и помощнику в войне.
Так закончилась I Иллирийская война, римляне впервые вступили на землю Греции и закатилась звезда Тевты, царицы Иллирийской.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки к комментируйте статью, это поможет мне лучше понимать что именно вас интересует и сделать статьи более качественными. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.