Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

О Церкви Христовой. Зачем молиться святым?

Оглавление

«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мф. 16: 16-19).

Основателем и Главой Церкви является Сам Господь Иисус Христос, а Церковь – это Тело Христово. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1: 24); «но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф. 4: 15-16). Господь на земле проповедал Евангелия Царствия и положил начало созданию Церкви, установив таинства Церкви и дав ученикам власть служения, которые приняв Духа Святого получили власть быть блюстителями Церкви: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ин. 20: 20-23). Петра Христос поставил первоверховным Апостолом и дал ему власть пасти стадо Христово: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.» (Ин. 21: 15). Апостолы затем рукополагали пресвитеров, которые тоже принимали Духа Святого и власть пасти стадо, вести других членов Церкви ко спасению: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.» (Деян. 14: 23). Эти пресвитеры имели преемственность от Апостолов быть блюстителями Церкви Христовой. «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.» (Деян. 20: 28). Далее, стали рукополагать епископов, которые принимают Духа Святого для совершения Таинств церковных, служения, назидания в Истине, поучения в Слове и ведения членов Церкви ко спасению: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1-е Тим. 3: 1-5).

Таинство Священства. Рукоположение (хиротония)
Таинство Священства. Рукоположение (хиротония)

Таким образом, была создана единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Именно Православная Церковь имеет преемственность от раннехристианской Апостольской Церкви. В Церкви все Таинства, установленные Самим Господом, совершает Дух Святой через рукоположенных священников. Например, Таинство Евхаристии (Причастия), установленное Самим Господом, без которого невозможно спасение. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Мф. 26: 26-28). Также и Таинство Покаяния (Исповеди) установлено Господом, Который рукой священника отпускает грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» (Мф. 18: 18). Если домашняя молитва сильна, то насколько сильнее храмовое богослужение, в собрании верующих, в Церкви, которая является местом живого присутствия Бога: «ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.» (Мф. 18: 20). И именно через совершение таинств Господь посылает Свою Благодать и совершает дела. Также и в Ветхом Завете Господь дал Израилю через Моисея определённые правила и постановления, как должны совершаться Богослужения. Через таинства Церкви видимые и Богослужения Господь сообщает невидимо верующим Свою Благодать. Все таинства совершаются Силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого. «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать через тебя сынам Израилевым.» (Исх. 25: 21-22). Именно Православная Церковь, имеющая преемственность от Апостолов является той самой Церковью, о Которой Господь говорит, как о Своём Теле. Православие – от слов «правильно славить». Само название говорит за себя. «Церковь едина, потому что она создана по образу единого Бога. Она одна на всей земле. Единство Церкви по всему миру обеспечивается единством веры Её членов и единством Евхаристии, в которой все они участвуют.» Митрополит Иларион (Алфеев). «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В неё, как богач в сокровищницу, Апостолы в полноте положили всё, что относится к истине. Каждый желающий может пить из неё воду жизни.» Святой Ириней Лионский (II век).

Церковь Христова является святой и непорочной: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.» (Еф. 5: 23-27). «Церковь является святой по образу создавшего её Бога, Который Свят по Своей природе. Святость Церкви основывается отнюдь не на совокупных заслугах и добродетелях её земных членов, а на святости Иисуса Христа, Чьим Телом она является.» Митрополит Иларион (Алфеев). Церковь заботится о своих членах, как мать о детях. Ею установлено таинство крещения, после которого человек становится членом Церкви. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.» (Мк. 16: 16). Церковь устанавливает таинства Покаяния и Причастия для омытия грехов своих членов, освящения их. В Церкви верующие участвуют в Богослужениях, слушают Слово Божие, которым Церковь назидает их ко всякому благочестию и чистоте. Церковь устанавливает посты, которые являются мощным оружием против дьявола и способствуют также очищению души и тела: «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф. 17: 21). Одним словом, святая Церковь соблюдает Слово Божие в чистоте и ведёт христианина в Царствие Небесное. Святость Церкви и истинность Церкви не может пострадать из-за грехов отдельных её членов. Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь, значит она непоколебима. «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.» (1-е Тим. 3: 14-15). Так в Церкви все таинства совершает Дух Святой, надо быть осторожными и воздерживаться от осуждения в сторону Церкви, её таинств, Богослужений, потому что Господь говорит: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем.» (Мф. 12: 31-32). Апостол Павел говорит, что в последнее время люди начнут прельщаться учениями чуждыми Церкви Христовой, но надо держаться в истинной Православной Церкви, соблюдая её уставы: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё.» (2-е Тим. 4: 3-5). Господь говорит: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь.» (Мф. 18: 17).

-3

Церковь Христова существует уже около двух тысяч лет и за это время Церковь воспитала немало чад Божиих, настоящих христиан, последователей Христа, святых, которые исполнили учение Христово, выраженное в Его Слове. Святые отцы Православной Церкви, жившие в разные времена существования Церкви, воплотили Евангелие в жизни, исполнили Его, опытно познав христианство, и оставили нам своё наследие, святоотеческие писания, имеющие в своей основе Евангелие, указывающие путь к Царству Небесному, чтобы мы подражали их вере, смирению и любви. Как и Христос, Церковь не изменяется. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр. 13: 7-9). Святые Церкви Христовой продолжают жить на Небесах, с Господом и, как старшие братья и сёстры, поддерживают младших, нас, христиан, только идущих ко спасению. Церковь Небесную (святые, ангелы, и все спасённые) называют ещё Торжествующей, потому что святые уже одержали победу над злом, достигли спасения, а Церковь земную называют ещё воинствующей, потому что христиане, пребывающие на земле, ещё борются со злом. И каких бы успехов в духовной жизни не достиг христианин он не может сравнить себя со святыми, уже победившими: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.» (Лк. 7: 28). Христианин должен быть настороже до конца дней своих, потому что враг рода человеческого пытается погубить нас и не оставляет этих попыток до конца жизни человека, поэтому христианин должен всегда бодрствовать: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.» (Откр. 3: 11). Мы можем сказать, что эти угодники Божии святы, это проявляется в том, что их мощи нетленны, что ещё раз подтверждает истинность Православной Церкви и проявление Божьей любви, явившейся в них и освятившей их. Дух Святой коснулся не только их душ, но и телес, произошло обожение. Церковь Небесная и Земная, неотделимы друг от друга, как одна большая семья, где есть старшие братья, есть младшие, Глава же Церкви – Христос.

Поэтому мы, христиане, обращаемся к святым, к Божией Матери, к Ангелам, прося их о том, чтобы они помолились о нас Богу, были ходатаями за нас перед Ним. Они наши заступники и ходатаи, которые поддерживают нас и помогают на пути в Царствие Небесное. Они находятся ближе к Богу, а как говорит Слово Божие: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.» (Псалом 33: 16). На молитвы святых угодников Божиих Господь лучше отвечает, потому что они обрели благоволение перед Очами Его: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.» (Иак. 5: 16-17). А когда мы согрешили, сделали что-то неугодное перед Богом, то Господь может не принять нашу молитву. В этом случае нам просто необходимы молитвы святых, наших ходатаев. Например, святой Иов Многострадальный угодил Богу, а его друзья не угодили, потому что они вместо поддержки друга в трудный для него момент жизни, обвиняли его, что он согрешил, и вот что Господь сказал им: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лицо Иова.» (Иов 42: 7-9). Также и Моисей, молился за народ Израиля, когда они отступали от заповедей Его, и Господь отвращал Свой гнев от народа: «Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему»; (Числа 14: 19-20). Пресвятая Богородица и святые имеют большое дерзновение к Господу. Особенно сильными являются молитвы Богородицы, нашей духовной Матери. Слова «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27), сказанные Христом Иоанну Богослову, относятся и к нам. Богородица молиться за каждого, кто обращается к Ней. И Она имеет большое дерзновение ко Христу. Без молитв святых и Богоматери нам, конечно не обойтись, поэтому к ним нужно обращаться. Каждый благоразумный, смиренный христианин прибегает к молитвам святых, как народ Израиля говорил Моисею:«И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.» (Исх. 20: 19), но не забывайте, что спасает нас Христос.

-4

Также и молитвы Церкви имеют большое дерзновение к Господу. Церковь, будучи свята, является Телом Христа и Его Невестой: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.» (2-е Кор. 11: 2), поэтому не нужно пренебрегать молитвами Церкви. Так, например, Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему.» (Иак. 5: 14-15). Так было установлено таинство Елеосвящения, или Соборования. Но и любая церковная молитва доходит до Бога. Церковь находится в единстве, она заботиться о своих членах, как о детях, начиная с детского возраста, и вплоть до смерти. Человек, пребывающий в Церкви, соблюдающий её уставы, находится в единстве со всей Церковью, Торжествующей и Воинствующей, оказывая послушание ей и Богу. Церковь – это, как Ноев ковчег, в котором христианин может укрыться от волн зла, действующих сегодня в мире, и достигнуть спасения. «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Священномученик Киприан Карфагенский (III век).

«Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его. Аллилуия.» (Псалом 149: 5-9).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!