В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая катастрофа в энергетике.
Последствия аварии ощутили на себе многие страны, не установлено и точное количество пострадавших и погибших.
В 1986 году, после аварийной остановки всех энергоблоков, началась постройка железобетонного саркофага "Укрытие". Однако годы берут свое, и саркофаг начал потихоньку давать трещины. В 2010 году, было начато строение второго саркофага, но уже из стали. Возведение было успешно окончено в конце 2016 года. Но что же охраняют под собой тонны стали?
В декабре 1986 года, при ликвидации техногенного взрыва четвертого реактора, под его останками, в зоне парообразования было обнаружено скопление большой массы кориума и других материалов, в последствие которую назвали "Слоновья нога".
Изначально "Слоновья нога" светилась более чем на 10000 рентген в час, что достаточно для летального исхода менее чем за две минуты.
Многие годы, 170 тонн уранового топлива, не давали ученым повода для волнения.
Первый саркофаг под названием "Укрытие" позволял дождевой воде проникать внутрь. Вода замедляла нейтроны, взаимодействуя с ядрами урана, что приводило к резкому увеличению потока нейтронов в результате распада. Ученые нашли выход, распыляя спрей на саркофаг, но он не мог проникнуть в подвальные помещения реактора.
После проектирования второго саркофага, считалось что проблема с дождевой водой будет решена, и он стабилизирует ситуацию, но в некоторых местах поток нейтронов начал расти, и показал приток нейтронов вдвое, всего за четыре года.
Как сообщает lenta.ru:
Модели показали, что рост радиоактивности связан с высыханием ТСМ, которое парадоксальным способом увеличивает вероятность поглощения ядрами урана свободных нейтронов. Специалисты опасаются, что реакция деления ускорится экспоненциально, что приведет к неконтролируемому высвобождению ядерной энергии. Это грозит обрушением «Укрытия» и заполнением пространства под конфайнментом радиоактивной пылью.
Так все же, так ли опасна ситуация на ЧАЭС?
Не так давно, публикация Нила Хайятта вновь привлекла внимание к аварии на станции. В своей статье Нил упомянул цитаты сотрудников Киевского института проблем безопасности атомных станций. По их данным факт увеличения числа нейтронов, дает вероятность повторения аварии.
Однако физик-ядерщик Игорь Голутвин считает иначе:
Это солидное издание, я хорошо его знаю. Тем не менее я не считаю его серьезным. По моему мнению, на АЭС все в порядке: все, что надо, сделано, все хорошо законсервировано. Это просто политические штучки.
Будем надеяться что Игорь действительно прав, и ошибки прошлого, не повторятся в нашем настоящем!