Найти тему
Пишу тут

Как жила Югра 90 лет назад

Документальный театрализованный проект ШОП показал это на языке газетного текста и душещипательных историй того времени.

Все фото: Алексеенко Никиты.
Все фото: Алексеенко Никиты.

Актеры под ханг и другие инструменты народов мира, среди которых были и хантыйские, зачитали статьи из газеты 1931-1941 годов и погрузили зрителя в атмосферу туземцев, проживающих бок о бок с комсомолом в социалистическом обществе. То ещё сочетание.

-2

Место действия - Остяко-Вогульский округ, основанный в 1931 году. Сейчас эти места носят знакомое всем название - Ханты-Мансийский автономный округ - ЮГРА. Спектакль называется "ШОП", в переводе с языка ханты слово означает "ПРАВДА". А ещё так называлась газета, выходившая тут, ее полное название Остяко-Вогульская Правда. Так вот, спектакль, режиссера Алексея Житковского - это один большой документальный газетный текст, на который наложили ритм, движения, звуки и воссоздали отрезок жизни длинною в десять лет.

-3

В нем очень много пропаганды того времени, много идеалистического фанатизма. Но среди множества букв и строчек проглядывается человек. Такой редкий и тихий голос кого-то живого среди всего этого коммунистического промоушена.

Для меня, как журналиста, пишущего в обычную печатную газету, было особенно интересно услышать какие темы освещали 90 лет назад. Оказалось все те же. Писали о банальных бытовых вещах и проблемах. Про глистов, шаманов, мечты стахановок колхоза, про астрономию. Если провести параллель с нашим временем, найдется много общего. Язык только был другой и веры в то, что ты пишешь, по всей видимости, больше.

-4

Лозунги, вроде: «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Пятилетку за три года» и другие, заправленные в технику снятия шкурки с налима пробрали до мурашек. Отдельный восторг вызвала подборка фотохроники, без сомнения погружающей зрителя в то время.

-5

Спектакли по пьесам драматурга Алексея Житковского активно ставят по всей стране. Уверена, что и ШОП ждёт та же судьба.

Правда, показанная в этой постановке, оставляет двоякое ощущение. Но разве бывает иначе?