Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

КТО ЕСТЬ КТО? / Полицейский или бандит (Франция, 1978)

КТО ЕСТЬ КТО? / Полицейский или бандит. Flic ou voyou. Франция, 1978. Режиссер Жорж Лотнер. Сценаристы Жан Эрман, Мишель Одиар (по мотивам романа Мишеля Гризолья "Инспектор моря"). Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жорж Жере, Жан-Франсуа Бальме, Клод Броссе, Мишель Бон, Катрин Лашан, Венантино Венантини, Шарль Жерар, Мишель Галабрю, Мари Лафоре и др. Прокат в СССР – 1981. 38,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Один из самых кассовых французских режиссеров Жорж Лотнер (1926-2013) с удовольствием снимал ленты про полицейских и бандитов. На этой почве он и нашел общий язык с Жан-Полем Бельмондо. Приходится только удивляться тому, что эта встреча произошла так поздно - в 1978 году. Ведь Бельмондо еще с начала 1960-х чувствовал себя в комедийно-пародийной стихии как рыба в воде.

-3

Так или иначе, пародийность "Полицейского или бандита" ("Кто есть кто"), основанная на штампах детектива и полицейского триллера вынесла на гребень успеха фигуру своего рода французского агента 007 - комиссара Боровица.

-4

Герой Бельмондо, временами выдающий себя за итальянского мафиози, фланировал по Ницце в ослепительно-белом костюме и с не менее ослепительной улыбкой. Под пульсирующие ритмы электронной музыки вспыхивали стоп-кадры с применением вариоэкрана и рапида. Начинался феерический канкан лихих трюков и погонь...

-5

Движения Боровица ленивы и небрежны. С лица не сходит чуть усталая усмешка. С недругами он разделывается весьма своеобразно. С одного снимает штаны. Другого вовсе раздевает догола. Третьему делает смертельную "парную" в термошкафу...

Если борьба с преступностью законными средствами невозможна, герой Бельмондо идет напролом. Благо револьверно-спортивных способностей у него хватает...

-6

Упругий ритм этой ленты, короткий, "клиповый" монтаж, "хитовая" музыка, яркие краски, ошеломляющие трюки безотказно приковывали публику разных стран. Детища тандема Лотнер-Бельмондо в течение нескольких месяцев занимали верхние строчки в списках бестселлеров французского и европейского проката.

-7

Вот что писал о фильме «Кто есть кто» знаток французского кино, киновед Александр Брагинский (1920-2016): «Всё что происходит в фильме, словно нарочно, лишено мотивировок. … Но Бельмондо при этом наилучшим образом укреплял в глазах своих поклонников миф о непобедимом герое. Создатели фильма первым делом стремились развлечь их. … Поскольку уж известно, что герои Бельмондо в воде не тонут и в огне не горят, зритель охотно включается в предложенную игру, пытаясь догадаться, как Стан Боровиц расправится с бандидами. Как выручит дочь, состоится ли его роман с Эжмондой» (Брагинский, 1998: 140-141). Брагинский А. Жан-поль Бельмондо. В кино и в жизни. Ростов: Феникс, 1998. 320 с.

-8

Мнения нынешних зрителей о фильме «Кто есть кто» порой полярны.

«За»:

«Лёгкая, непринуждённая криминальная комедия, Бельмондо блистателен (как всегда), Мишель Галабрю блистательно дополняет главного героя, Мари Лафоре смотрится томно в своей роли, что несомненное достоинство. Хорош антураж Ниццы, весьма злободневна тема, особенно для нашей выдающейся страны, обыграно всё блистательно не без искромётного французского юмора» (Дэйгтон).

«Фильм замечательный! Смотрится на одном дыхании. Даже титры в начале хочется пересматривать благодаря великой музыке» (Санечка).

-9

«Один из моих любимых фильмов с Жан-Полем Бельмондо! ... Кинокартину же следует смотреть исключительно ради самого актера, который сыграл главную роль, но ни в коем случае не рекомендуется искать в ней глубокий смысл. Артист так естественно выглядит в роли такого себе самца, которому позволительно все без исключения, что ему невозможно не верить. … И еще, несомненно, легкий, французский с удивительным шармом, присущим только французам. … Эту ленту надо смотреть легко и согласиться со всеми условностями, а если воспринимать это всерьез и предъявлять какие то требования, то весь этот шарм пропадет» (Днипро).

-10

«Против»:

«По прошествии времени этот фильм вообще никак не смотрится. Во всяком случае, нашим поколением. Я так вообще диву даюсь, как можно было снимать такую идиотскую халтуру» (Юрий).

Александр Федоров, 1981-2021