Найти тему
Онлайн-школа Тетрика

Карманные расходы: когда и сколько денег давать ребёнку

Учим ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами
Учим ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами

Дети хотят иметь свои деньги, но зачастую, сколько ни давай, им будет мало. А всё потому, что дети не умеют планировать свои расходы. Поговорим о том, сколько карманных денег выдавать и как научить ребёнка ими распоряжаться с умом.

В обучении финансовой грамотности помогает математика. К сожалению, сложности с этим предметом есть у многих школьников. Чтобы незнание программы не отразилось на том, как ребёнок распоряжается карманными деньгами, запишите его на бесплатное занятие с репетитором ------->>>> ЗАПИСАТЬСЯ.

Как и когда начинать разговор о деньгах

Ценность и значение денег дети постигают постепенно. Даже если родители специально не учат финансовой грамотности, малыши наблюдают за взрослыми, слушают разговоры. Так неосознанно формируются установки, например: «деньги даются огромным трудом», «деньги грязные», «невозможно честно заработать большие суммы», «нужно тратить не задумываясь — живём один раз». Чтобы дети разумно относились к деньгам, стоит обсуждать с ними доходы, покупки и выплаты по кредиту.

Детям младшего возраста полезно объяснять, что и почему вы покупаете, рассказывать о качестве продуктов и товаров. Если вы откладываете деньги на крупные покупки или отдых, об этом тоже нужно говорить. Беседы об образовании, карьере, предпринимательстве и уровне зарплат стоит вести заблаговременно. Постепенно к школьному возрасту у ребёнка наберётся багаж знаний о природе и ценности денег, о связи труда, инвестиций и доходов.

-2

Сколько и в каком возрасте давать

Давать деньги на карманные расходы можно с младшего школьного возраста. Согласно Гражданскому кодексу дети с 6 лет могут совершать мелкие покупки: выйти в ближайший магазин за хлебом, молоком и сладостями. С дошколятами лучше ходить за покупками вместе: обсуждать товары, высчитывать стоимость и сдачу, которую должен выдать кассир.

Младшеклассникам стоит выдавать деньги регулярно, например, раз в день или раз в неделю, но не реже. Чтобы определить сумму карманных денег, нужно понять, на что ребёнок их будет тратить. Деньги на проезд и школьный обед нельзя считать карманными, ведь это обязательные расходы. Своими деньгами ребёнок должен распоряжаться свободно, если это никому не навредит. Можно давать сумму, сопоставимую с расходами на питание в школе. Или сколько вам не жалко потратить впустую, но при этом достаточно для покупки сладостей, мелких игрушек, канцелярии.

В подростковом возрасте школьники часто хотят сами выбирать одежду, обувь, рюкзаки и другие вещи. Помимо карманных денег можно начать доверять ребёнку деньги на покупку одежды. Если вы планируете купить школьнику три футболки на сумму в пределах 3000 рублей, выдайте деньги и позвольте самостоятельно сходить в торговый центр. Если подросток купит некачественную вещь, её можно вернуть — это тоже опыт. Если майка потеряет вид после третьей стирки — у вас будет повод поговорить о составе тканей и рассказать, как вы выбираете одежду.

Обсуждайте покупательский опыт ребёнка и давайте ему больше самостоятельности. Так к старшим классам вы сможете экономить время на выборе, примерке и покупке вещей для подростка. С каждым приобретением ваши дети будут становиться более грамотными потребителями.

Научиться тратить деньги так же важно, как и зарабатывать. Если выпускник школы может приобрести полный комплект одежды для себя да ещё и сэкономить — он более подготовлен к самостоятельной студенческой жизни.

-3

Как учить управлять деньгами

Младшие школьники

Лучше всего учить финансовой грамотности на монетах и купюрах. Волшебство банковской карты — приложил пластик и получил желаемое — мешает здраво оценивать расходы. С младшими школьниками полезно играть в настольные игры типа «Монополии». В примитивной форме они знакомят с понятиями налогов, инвестиций, прибыли и дохода, тренируют счёт.

Предложите ребёнку делить карманные деньги на три части: одну — тратить, вторую — копить, а третью — откладывать на подарки близким. Некоторые родители поощряют бережливость: в конце недели или месяца удваивают сумму накоплений.

Важно дать ребёнку свободу выбора и не решать, что он будет, а что не будет покупать. Перед этим необходимо заранее установить правила: например, карманные деньги нельзя тратить на огнеопасные, острые предметы и вещества, которые могут нанести вред. Если у ребёнка аллергия на определённые продукты, их тоже нужно внести в список запрещённых покупок. Будьте готовы, что первые несколько месяцев дети будут приобретать безделушки, которые быстро превращаются в мусор.

Ограничивать выбор ребёнка своими соображениями не следует, но обсуждать этот выбор, спрашивать, насколько ребёнок удовлетворён покупкой — можно и нужно. Полезно возвращаться к покупкам по прошествии нескольких недель: «А помнишь, ты накопил 1500 рублей и купил робота, ты ещё с ним играешь? Не пожалел, что потратил на него все сбережения? На что копишь теперь?»

Подростки и старшеклассники

Чтобы подросток понимал, куда уходят деньги, необходимо вести учёт. Проще всего завести для этих целей блокнот, но обладателям гаджетов, возможно, понравится использовать приложение. Вот краткий перечень бесплатных программ для смартфона: «Финансы», «Журнал расходов», 1Money, Money Lover, Monefy.

Предложите школьнику вместе посмотреть видео или почитать статьи об управлении личными финансами. Пусть ребёнок пробует разные методы планирования бюджета: «конверты», «кувшины», «60-10-10-10-10» или придумает свой собственный. Важно предоставить школьнику самостоятельность, однако при этом сохранять твёрдость и не выдавать деньги сверх установленной суммы, если он не дотянул до «получки». Если ребёнок в средней и старшей школе не может планировать бюджет на месяц, выдавайте деньги каждую неделю.

Подростки часто бывают на улице и посещают торговые центры без взрослых, поэтому контролировать их расходы труднее. Чтобы следить за покупками школьников, родители оформляют детские банковские карты и привязывают к своему счёту. При расчётах «пластиком» вы по смс или в приложении получаете уведомление, где и сколько потратил ребёнок.

Желания безграничны, а бюджет семьи не всегда позволяет их реализовать. Если у вас с подростком возникают конфликты по поводу размера карманных денег, посвятите ребёнка в планирование бюджета. Пусть дети знают, сколько вы зарабатываете, сколько тратите ежемесячно на коммунальные платежи, электроэнергию, бензин, аренду квартиры, лекарства, продукты и образование. Позвольте вместе с вами обсуждать расходы и предлагать свои идеи: на чём сэкономить, как получить дополнительный доход.

Если подросток пробует зарабатывать деньги самостоятельно, расскажите об опасных видах заработка, ответственности за нелегальную деятельность, финансовых пирамидах. Будьте готовы поддержать инициативу и защитить ребёнка. Помните, что заработанные деньги — его собственность. Если прямо забирать их или давить на совесть, подросток быстро потеряет интерес к самостоятельности: трудится он, а заработок достаётся вам — несправедливо.

Книги и онлайн-ресурсы по финансовому менеджменту

Для дошколят

Детям младшего возраста можно предложить познавательные мультфильмы про Смешариков «Уроки финансовой грамотности». Для первого знакомства с темой денег подойдёт книга Е. Ульевой «Финансовая грамотность в сказках. История монетки». Она содержит основные понятия и увлекательные задания. Книга Т. Поповой и А. Булавкиной «Волшебный банкомат» расскажет, для чего нужны деньги, как они появляются и куда исчезают.

Для младших школьников

Для совместного чтения с учениками начальной школы подойдёт серия книг авторов Д. Бейли и Ф. Ло: «История денег», «Твои деньги», «Богатые и бедные», «Они работают с деньгами», «Заставь деньги расти», «Как потратить деньги с умом». Эти красочные энциклопедии содержат всю необходимую информацию и будут интересны не только детям, но и взрослым. 

Для подростков и взрослых
Старшеклассникам будет полезно посмотреть фильм по книге профессора истории Н. Фергюсона «Восхождение денег: финансовая история мира». Даже подросткам, которые не очень любят читать, понравится книга-игра Наталии Артемьевой «Киндерномика. Что такое деньги и как с ними обращаться?». По ходу чтения и просмотра иллюстраций детям предлагают принимать решения и переходить на соответствующие страницы книги. Другое лёгкое и в то же время познавательное чтиво — «Пёс по имени Мани» и «Мани, или Азбука денег» Б. Шефера. Проверить свои знания и почерпнуть полезную информацию и старшеклассники, и родители могут на сайте «Ваши финансы». На этой платформе можно проходить
онлайн-тесты по разным вопросам финансового менеджмента.

Если вам понравилась статья подпишитесь на наш канал! Здесь вы найдёте ещё больше материалов о развитии и воспитании ребёнка.