Найти тему
ПАНТОГРАФ

В Чехии отремонтирована легендарная автомотриса «Словацкая стрела»

Художественная зарисовка перед реконструкцией состава
Художественная зарисовка перед реконструкцией состава

Любители транспорта в Чехии и Словакии восхищаются и уважают эту серию поездов, хотя она не была массовой, но автомотрисы серии М290 «Словацкая стрела» (Slovenska strela) выделяются своим необычным видом. Фактически поезд стал легендарным для периода первой Чехословацкой республики (1918 – 1939).

Состав М290.001 на линии в 30-е годы, фото 𝐓𝐂𝐇𝐄𝐂𝐎𝐒𝐋𝐎𝐕𝐀𝐐𝐔𝐈𝐄 @DobryVojakSvejk
Состав М290.001 на линии в 30-е годы, фото 𝐓𝐂𝐇𝐄𝐂𝐎𝐒𝐋𝐎𝐕𝐀𝐐𝐔𝐈𝐄 @DobryVojakSvejk

Название составов серии М290 было выбрано не случайно, автомотрисы выходили на скоростной маршрут «Прага – Братислава», столицы современных Чехии и Словакии, тогда это было единое государство. Очень необычно, что на такое расстояние выходила мотриса, даже сейчас между Прагой и Братиславой курсируют поезда на локомотивной тяге.

Состав М290.002 на линии в 30-е годы, фото 𝐓𝐂𝐇𝐄𝐂𝐎𝐒𝐋𝐎𝐕𝐀𝐐𝐔𝐈𝐄 @DobryVojakSvejk
Состав М290.002 на линии в 30-е годы, фото 𝐓𝐂𝐇𝐄𝐂𝐎𝐒𝐋𝐎𝐕𝐀𝐐𝐔𝐈𝐄 @DobryVojakSvejk

Поезда серии М290 были изготовлены заводом «Татра Копрживнице» в 1935 году в количестве всего двух единиц. Мотрисы считались скоростными, были оборудованы уникальной электромеханической передачей Йозефа Суседика. На старте и при низких скоростях работала электрическая передача, при скорости в районе 82 км/ч, в зависимости от частоты вращения двигателя либо машинист, либо автоматически включалась электромагнитная муфта и начинала работать механическая передача. Автомотрисы на испытаниях смогли развить скорость до 148 км включительно, при этом максимальная мощность каждого двигателя составляла 123 кВт. В эксплуатации максимальную скорость ограничили в 130 км/ч. При этом в регулярной эксплуатации составы М290 ездили со средней скоростью 92 км/ч, в то время как поезда на паровой тяге – 68 км/ч, трассу между Братиславой и Прагой мотрисы «Словацкая стрела» проходили за 4 часа 16 минут, потому маршрут был скоростным.

Салон автомотрисы, фото 𝐓𝐂𝐇𝐄𝐂𝐎𝐒𝐋𝐎𝐕𝐀𝐐𝐔𝐈𝐄 @DobryVojakSvejk
Салон автомотрисы, фото 𝐓𝐂𝐇𝐄𝐂𝐎𝐒𝐋𝐎𝐕𝐀𝐐𝐔𝐈𝐄 @DobryVojakSvejk

Вагон серии М290 представлял собой сварной аэродинамический кузов, установленный на две двухосные тележки, каждая из которых имела свой двигатель и собственную трансмиссию. Автомотрисы имели запоминающуюся внешность, собственно ее можно оценить по снимкам.

Состав М290.002 в 30-е годы, фото https://www.vlaky.net/
Состав М290.002 в 30-е годы, фото https://www.vlaky.net/
Оба "словацких стрелы" на линии, 30-е годы, фото https://www.vlaky.net/
Оба "словацких стрелы" на линии, 30-е годы, фото https://www.vlaky.net/

Еще один интересный момент, это необычно большая база тележек, равная 4150 мм. Общая длина вагона была 25,1 метр, вес доходил до 42,6 т. Первоначально при изготовлении мотрис были применены дизельные двигатели типа Татра 67, однако по итогам испытаний они были заменены на бензиновые Татра 68, способные работать на смеси бензина и спирта.

Автомотриса до реконструкции на территории музея, вагон имел не родной номер 001, после ремонта был возвращен исторический номер 002, фото https://www.vlaky.net/
Автомотриса до реконструкции на территории музея, вагон имел не родной номер 001, после ремонта был возвращен исторический номер 002, фото https://www.vlaky.net/

Один вагон серии М290 вмещал 72 пассажира, для которых были предусмотрены комфортабельные по тем временам сидения, также салон был оборудован буфетом. Кабина находилась с двух сторон, было два поста управления. Мотрисы могли работать лишь одиночными, работа по СМЕ или с прицепными вагонами не была предусмотрена. Составы серии М290 не комплектовались сцепными устройствами.

В процессе реконструкции, фото https://twitter.com/namor_kenav
В процессе реконструкции, фото https://twitter.com/namor_kenav

В 1936 году они были поставлены на баланс депо Братислава и вышли на линию, связав современные столицы Чехии и Словакии, но проработали недолго, в 1939 году в Европу пришла беда, вторая мировая война, стало не до перевозок, тем более впервые в 20 веке Чехия и Словакия были разделены между собой на протекторат Богемия и Моравия и отдельную независимую Словакию. После окончания войны необычные автомотрисы перевозили участников Нюрнбергского процесса. На основной маршрут они уже не вернулись, одна из них была списана в 1953 году, а вторая в 1960, при этом она стала экспонатом в музее «Татры».

Состав после реконструкции, фото https://ct24.ceskatelevize.cz/
Состав после реконструкции, фото https://ct24.ceskatelevize.cz/
Состав после реконструкции, фото https://www.railpage.net/
Состав после реконструкции, фото https://www.railpage.net/
Состав после реконструкции, фото https://www.railpage.net/
Состав после реконструкции, фото https://www.railpage.net/

Недавно в Чехии был отремонтирован и восстановлен единственный сохранившийся вагон М290.002, после чего поезд получил возможность самостоятельно передвигаться. Также была восстановлена историческая окраска, характерная для периода 1936 года, когда составы вышли на линию. Ремонт был тяжелым и длился порядка двух лет. Полностью был восстановлен и салон необычного поезда. Фактически после ремонта состав выглядит как новым.

Почтовые марки с легендарной автомотрисой
Почтовые марки с легендарной автомотрисой

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети Интернет, использована информация чешских и словацких сайтов.

Другие материалы о железных дорогах:

Как румынская мотриса из Польши в Чехии стала «Наутилусом»

ТЭ8 — тепловоз для промышленности

Некоторые архивные фото железной дороги

-13