Рассказываем о новых лицах с фестивалей, за творчеством которых стоит продолжать следить
Ван Цзин
"Всё лучшее впереди"
Полнометражный дебют китайского режиссёра Ван Цзина повествует о молодом человеке из рабочего класса, который перебирается в Пекин, без денег и вида на жительство, чтобы исполнить свою мечту — стать журналистом — но быстро разочаровывается в своей профессии, сталкиваясь со множеством трудностей, был номинирован на премию Венецианские горизонты. Несмотря на то, что события фильма происходят в 2003 году, его мотив, кажется, очень близок к нашим дням: тревога о будущем и нерешительность в настоящем; невозможность достоверно осветить всю информацию в СМИ, которым помешает если не цензура, то отсутствие диплома; незаметный человек, который всё-таки решает рассказать о проблемах в системе. Если «Всё лучшее впереди» — дебют, то хочется верить, что дальше будет ещё лучше.
Тамара Котевска
"Страна мёда"
Тамара Котевска, казалось бы, только недавно закончила факультет Драматических искусств по специальности «режиссёр документальных фильмов» в Скопье, а уже сняла одну из заметных, а вместе с тем и лучших документалок за последнее время. «Страна мёда» посвящена истории балканки Хатидзе, которая занимается разведением пчёл, живя в заброшенной деревеньке где-то в горах, вдоль реки. Мёд, который она добывает по старинке, женщина продаёт на рынке, покупая затем для себя и матери украшения и бананы. Такой незамысловатый быт нарушают новые жители, которые тоже решают добывать мёд, однако их потребительский подход вредит всем: и им самим, и пчёлам, и Хатидзе. Что примечательно, у фильма нет сценария, сама природа диктует один из важнейших экоманифестов за последнее время, который успешно запечатляет Котевска.
Жаклин Лентцоу
«Луна, 66 вопросов»
Показанный в одном из конкурсов Берлинале, дебют молодой гречанки рассказывает о девушке, которая ухаживает за отцом, прикованному к постели. У Лентцоу вполне есть все шансы стать одной из ярчайших деятелей греческого кинематографа, тем более, что на фестивалях давно не было видно представителей греческой новой волны. Хотя, как ни парадоксально, в интервью «Сеансу» режиссёрша признаётся, что при всём уважении к Лантимосу и Рейчел Цангари на неё повлияли совсем другие работы: например, операторская работа в «Где-то» Софии Копполы, или длинные планы Шанталь Акерман, быстрый монтаж Йонаса Мекаса и VHS-плёнки из 90-х, стилизацию которых она воссоздала вместе с оператором фильма. Получившийся «коллаж» вполне убеждает, что за творчеством Лентцоу стоит начать следить.
Леван Акин
"А потом мы танцевали"
«А потом мы танцевали» почти получил приз на Каннском фестивале, в Грузии же, откуда родом режиссёр, и где снимался сам фильм, подвергся критике. Переплетение древних традиций и чуждых им чувств возмутило многих, хотя в финальном танце будто бы завещано обратное. Одно соседствует с другим: преподаватель скажет, что национальный грузинский танец непорочен, в раздевалке и курилке танцоры позволяют себе обсуждать запретные темы. Молодой танцор день и ночь тренируется в своей маленькой комнате у зеркала, пока его отец торгует на рынке, потому что у карьеры танцора нет будущего, а брат добывает деньги незаконным путём. В какой-то момент в фильме никто не произносит слов около тридцати минут, да они, кажется, и не нужны: всё строится на взглядах, движениях, и танце. Один из многообещающих грузинских режиссёров.
Эмма Селигман
«Крошка Шива»
Эмма Селигман, можно сказать, одна из тех hidden gems-режиссёров, которые выкладывают свои короткометражки на Vimeo, ожидая своего часа. Однако «Крошка Шива», изначально снятая как дипломный проект во время учёбы в Нью-Йоркском университете, приобрела возможность стать полнометражным кино. Оно, на самом деле, и к лучшему — история девушки, которая сочетает в себе «неудобный, но смешной» опыт шивы самой Селигман, кажется, просто требует большего раз- маха,чем семь с половиной минут. Да и сама короткометражка успела в своё время прокатиться по многим фестивалям — от TIFF и London Short Series до Toro nto New Wave, собрать хорошие отзывы в прессе и несколько призов. Хочется надеяться, что у полнометражного дебюта такое же хорошее будущее, как, впрочем, и у самой Селигман как постановщицы.
Деа Кулумбегашвили
«Начало»
«Начало» — это первая полнометражная работа Деи Кулумбегашвили, которая до этого снимала только короткометражные метры. Работа, повествующая о закрытой грузинской общине, была тепло принята критиками и показана на множествах фестивалях, от Канн до Торонто и Сан-Себастьяна. Но дело, конечно, далеко не в количестве наград (хотя и стоит признать: зрителям повезло, что подобная работа довольно широко прошумела, а не затерялась где-нибудь на просторах Mubi). Это нервный и тревожный дебют, где самое главное как будто остаётся за кадром, что только увеличивает дискомфорт; как будто нарочно затянутый, что ему, впрочем, только на руку; в котором поди разбери, где сон, а где явь — всё это уже сейчас, без преувеличения, позволяет назвать Кулумбегашвили одной из важнейших представителей нового грузинского кино.
Юн Дан-би
«Лето у дедушки»
Совсем не новость, что в последнее время южнокорейское кино завоёвывает на фестивалях как призы, так и публику. Как ни парадоксально, в таком потоке сложно ухватить всех молодых перспективных режиссёров. Одна из таких — совсем юная Юн Дан-би. Её дебют «Moving on», который почему-то перевели как «Лето у дедушки», прошёл мимо зрителя тихо и почти незаметно, разве что на Роттердамском фестивале был отмечен наградой Bright Future Award. Сама работа рассказывает о брате и сестре, которые на лето переезжают в дом своего дедушки, и отчасти основана на опыте и эмоциональных переживаниях самой Юн Дан-би. Картина, выросшая из дипломного проекта, стала её первой полнометражной работой, причём довольно цельной для дебюта. Остаётся надеяться, что следующие работы, с таким-то потенциалом, будут более заметны.