Найти тему

Никогда не спите, дети. Самые жуткие симулякры из фильмов о Фредди Крюгере

По-настоящему веселое время в американском кинематографе, на мой взгляд, пришлось на 1980-е. В этот период многие начинающие мастера режиссуры, вроде Сэма Рейми, Шона Каннингема, Джона Карпентера и Тома Холланда сняли одни из лучших своих фильмов, что впоследствии обросли множеством продолжений. К примеру, иконой хоррор-муви того периода стало незабвенное творение Уэса Крэйвена – «Кошмар на улице Вязов». Именно антагонист этой франшизы, маньяк из снов Фредди Крюгер, не давал спокойно спать многим поколениям киноманов. Ведь кроме набора обязательных атрибутов трэшевой эстетики создатель «Кошмаров» наполнил свои фильмы столь мощно пугающими символами, что от них мурашки по коже бегут даже теперь.

Старый дом

Карл Густав Юнг видел в сновидении средство, позволяющее наладить связь между сознанием и подсознанием. Кроме того, создатель аналитической психологии считал, что смысловое поле сновидения отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного – как индивидуального, так и коллективного. По мнению ученого, сны, наполненные чувством восторга и ужаса, служат проводниками высшего духовного руководства, которое проявляется из центра человеческого (а возможно и любого другого) бытия.

Тот самый образец типовой пригородной застройки за номером 1428 станет настоящей колыбелью кошмаров
Тот самый образец типовой пригородной застройки за номером 1428 станет настоящей колыбелью кошмаров

По этой причине образ Фредди Крюгера так непохож на остальных убийц из фильмов-слэшеров. Ни Джейсон Вурхиз, ни Майкл Майерс, ни тем более кукла Чаки не вызывают того чувства тревоги, которое возникает с появлением незабвенного маньяка из снов. Ведь от прочих злодеев можно убежать, спрятаться, и даже попытаться их уничтожить. С Фредди всё это не работает. Нейтрализовать убийцу с обожженным лицом можно только во сне, где он властвует безраздельно. Тем хуже его жертвам, для которых гибель по ту сторону век оборачивается реальной смертью.

Дом №1428 на улице Вязов, в котором живет Нэнси Томпсон – героиня первого фильма «Кошмаров», является одним из главных символов франшизы и неразрывно связан с Фредди. «Я питаю слабость к жителям этого дома!», – говорит маньяк очередной жертве в шестом фильме, из которого становится ясно, что когда-то он и сам жил здесь со своей семьей.

Так, земное обиталище убийцы становится порталом в мир снов и одновременно его логовом в потустороннем мире. Герои каждого фильма, противостоящие Крюгеру, так или иначе прошли через это место: кто во сне, а кто и наяву.

Что касается трактовки образа старого дома для сновидцев, то всё здесь напрямую зависит от контекста. Согласно толкованию большинства популярных сонников, дом во сне означает судьбу человека, а его состояние – то, что с ним в будущем произойдёт. Беспорядок в доме указывает на засоренное и перегруженное сознание, старые трубы или гнилая проводка говорят об отсутствии выхода эмоций, блуждание и невозможность найти дорогу обратно – результат утраты веры в человечество и добрые намерения окружающих людей.

Эти бедняги - первые жертвы еще живого Фредди. И они никогда не обретут покой...
Эти бедняги - первые жертвы еще живого Фредди. И они никогда не обретут покой...

Авторы «Кошмаров» по сути заморочились исключительно на негативной трактовке этого символа. Так, каждый, кто начинал видеть старый дом во сне, страдал от непонимания близких, был подавлен и оставался наедине со своей бедой, чем в итоге и пользовался Фредди.

Думаю, не только поклонникам серии будет сложно забыть двухэтажный особняк типовой американской пригородной застройки с красной дверью и двумя колоннами на крыльце. Если и тебе, читатель, приснится такой – беги. А в следующий раз даже не пытайся закрыть глаза…

Пляшущие дети/ Считалка

Сегодня образы маленьких девочек в викторианских платьях – избитое клише жанра хоррор. Но в мире Фредди они стали важной частью всякого начинающегося кошмара. Играющие на лужайке возле того самого дома, они являются вестниками грядущих событий. Размеренные, будто в замедленной съемке, движения и монотонные голоса детей выдают в них лунатиков – вечных пленников Крюгера. Их всех маньяк убил, ещё будучи человеком, и теперь эти невинные души навечно связаны с ним.

Призрачные дети - одно из немногих по-настоящему пугающих клише фильмов ужасов
Призрачные дети - одно из немногих по-настоящему пугающих клише фильмов ужасов

«Раз-два, Фредди заберёт тебя! Три-четыре, дверь запри в квартире! Пять-шесть, стисни крест! Семь-восемь, он придет без спросу! Девять-десять, никогда не спите, дети!»

Эта зловещая песенка – не только предупреждение будущей жертве, но и способ подключения к новому сознанию. Её неспешный ритм напоминает размеренное биение сердца спящего человека. При этом считалка мгновенно оседает в подсознании, и вот уже проснувшийся герой неожиданно для себя начинает напевать странные слова, не подозревая, что тем самым прокладывает дорогу в свою реальность для Крюгера. Все персонажи франшизы знали её наизусть, а Дилан из «Последнего кошмара» даже напевал её, пребывая в трансе, чем до смерти напугал свою мать – экранную Нэнси Томпсон.

«Патология является результатом подтверждения лишь одного полюса негативных/ позитивных возможностей. Так, если в детстве плохой опыт преобладает над хорошим, активируется полюс «плохой матери» из области ожиданий и ему нет противовеса. Таким образом, индивид никогда не придёт к соглашению с разочарованиями и правдой жизни», – пишет Карл Юнг в своем «Словаре аналитической психологии».

-5

«Вы все – мои дети!» – отвечает на это Фредди, а Уэс Крэйвен добавляет, что существование Крюгера посвящено одной цели – истреблению невинности. К слову, образ зареванного ребенка (для прыгающих через скакалку детей определений в сонниках почему-то не нашлось) означает некие трудности в будущем, которые не следует игнорировать.

Разбитое зеркало

Адепты различных суеверий и так в курсе, что разбитое зеркало – к несчастью. Но перед нами всё же предстают миры снов, то есть кошмаров, где любая очевидная вещь – всегда нечто большее.

Любимый трюк Фредди - забрать жертву из ее реальности в свою, где у той не будет никаких шансов...
Любимый трюк Фредди - забрать жертву из ее реальности в свою, где у той не будет никаких шансов...

К примеру, во второй части франшизы главный герой Джесси Уолш видит в разбитом зеркале не своё отражение, а лицо обгоревшего маньяка и даже не подозревает, что уже носит злодея в себе. А оказавшийся в лабиринте из кривых зеркал немой парень Джоуи едва не погибает, когда со всех сторон его атакует Крюгер. Кроме того, зеркала в доме №1428 на улице Вязов служат порталами в кошмарный мир Фредди, и многие его жертвы узнали об этом слишком поздно.

Джесси думает, что видит сон и уже не отличает вымысел от реальности
Джесси думает, что видит сон и уже не отличает вымысел от реальности

Согласно соннику Ванги, разбитое зеркало – символ потерь и несчастий. Также плохим знаком будет не увидеть в нём своего отражения. Стоит обратить внимание и на аллюзию древнего хэллоуинского обряда: чтобы узнать суженого, ночью девушка ставила перед зеркалом две горящие свечи и садилась расчесывать волосы. Дух будущего мужа должен был появится в зеркале, заглядывая ей через плечо. Эпизод с заглядыванием антагониста повторялся во всех частях франшизы, где главные роли доставались девушкам.

«Привет, Элис! Детей делать будем? Хахахаха!» – Фредди Крюгер.

Перчатка с когтями/ Скрежет когтей

У каждого знаменитого маньяка должно быть личное оружие, простое, но устрашающее, способное вызывать конкретные ассоциации и заставить жертв зайтись в крике от одного его вида. У маньяка из «Хэллоуна» это разделочный нож, у Джейсона Вурхиза – мачете, у Кожаного лица – бензопила. А Фредди не был бы собой без жуткой когтистой перчатки – своего неизменного атрибута смерти.

-8

В многочисленных интервью Уэс Крэйвен вспоминал, что при создании уникального оружия для Крюгера хотел выйти за рамки избитых клише и найти универсальный образ, который бы вызывал страх у зрителей на первобытном уровне. Идея с когтями-лезвиями пришлась как нельзя кстати – с неотвратимой эффективностью они раздирают простыни, кожу, плоть, кости и даже ткань самой реальности. Поговаривают даже, что одна из трёх бутафорских перчаток бесследно исчезла со съемок… Этому оружию добавляет жути нарочито небрежный вид – перчатка выглядит так, ведь маньяк действительно сварганил её из подручных материалов у себя в подвале.

Но убийство по Крюгеру – не самоцель. Куда интереснее довести жертву до исступления, напугать её так, что та сама попросит о смерти. Фредди умеет играть с детьми и демонстрирует это при каждом случае. Слышали скрип ножей по металлу? Это хозяин кошмара вышел поразвлечься. Лезвия его перчатки издают дьявольский стон – точь-в-точь такой же, что издавали колеса погребальной телеги языческого бога Анку. В мифологии бретонцев он изображался в виде тощего мужчины, колесившего по округе на старой кляче. Анку был настолько опасен, что даже скрип колес его экипажа означал неотвратимую смерть для услышавшего…

С легкой руки создателей Крюгера простые металлические когти стали предметом культа
С легкой руки создателей Крюгера простые металлические когти стали предметом культа

Согласно теории Карла Густава Юнга, настоящий символ должен быть понят сновидцем, как интуитивная идея, которую нельзя сформулировать каким-либо иным, более адекватным образом. Символ всегда предполагает, что выбранное выражение является наилучшим возможным описанием относительно неизвестного факта, который тем не менее известен, как существующий или который постулируется существующим.

Что касается аналогичных символов во снах, то авторы многих сонников сходятся в одном – когти диких животных несут опасность, которую нельзя предугадать. Получить царапину от таких когтей, значит ощутить на себе ложь, предательство и другие разрушительные влияния внешних обстоятельств из-за неправильных действий сновидца.

«Хочешь, открою секрет боли? Если ты перестаёшь её чувствовать, то можешь подчинить её себе», – Фредди Крюгер.

Лабиринт

Сооружений с единственным входом, но множеством галерей, комнат, переходов, проложенных как на земле, так и под ней, в античном мире можно было пересчитать по пальцам одной руки. При этом каждый из них имел сакральное значение: Фаюмский лабиринт Древнего Египта с тремя тысячами помещений считался обителью богов, где проходили мистерии в честь бога Осириса, а само божество осуществляло там свой посмертный суд; лабиринт острова Крит был построен для содержания Минотавра; аналогичное древнеримское сооружение представляло собой надгробный памятник царя Порсены.

-10

«Жизнь каждого человека – лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний свой лабиринт», – считали древние. И нет ничего удивительного, что создатели «Кошмаров на улице Вязов» не смогли проигнорировать столь мощный символ.

Практически в каждой части саги о Фредди кошмар главного героя начинается с лабиринта. В человеческом воображении такие места традиционно связаны со смертью, а уж маньяк знает, как измотать беглеца, вдруг попавшего в его поле зрения. Ведь в отличие от рукотворных лабиринтов людей, перепутанные галереи в мире Крюгера не имеют выхода. Жертва бьется в бесконечных коридорах, как муха в паутине, и чем дальше забегает, тем сильнее запутывается.

При этом мастер кошмара знает – выхода из ловушки нет, но избежать её просто – достаточно лишь разбить одну из стен. Так что лабиринт в детских снах – это своего рода тамбур перед входом в настоящий кошмар, где Фредди с поистине дьявольским цинизмом убивает самых слабых из своих жертв.

В этой котельной маньяк до смерти напугал очень много душ...
В этой котельной маньяк до смерти напугал очень много душ...

Согласно юнгианской теории архетипов, образы, выявленные в бессознательной жизни человека, совпадают с повсеместно и на протяжении всей истории повторяющимися мотивами. Основные черты таких образов – нуминозность (религиозное переживание), бессознательность и автономность. Их возникновению способствует коллективное бессознательное. Исходя из этого можно предположить, что лабиринт – образ, созданный множеством сновидцев, кочующий из одного сознания к другому.

-12

В свою очередь, сонник Ванги гласит, что блуждание во сне по запутанным ходам лабиринта – дурное предзнаменование. Такой сон говорит о неудовлетворённости собственной жизнью, наличии постоянных сомнений, топтании на одном месте. Невозможность найти выход из лабиринта означает сложный период в реальной жизни: скорее всего спящему предстоит испытать большое горе, от которого он не скоро оправится.

Так что, дорогой сновидец, помни: если коридор перед тобой всё время петляет и не заканчивается, быстренько раздобудь золотой клубок Ариадны, а то мало ли, дорогу назад не найдёшь…

«Во снах я вечен! А ты – нет!», – Фредди Крюгер.

Телевизор

В отсутствии интернета именно телик задавал тон общественному мнению. Он стоял в каждом доме, в каждой квартире по обе стороны Атлантического океана. И конечно, именно по телевизору мы впервые увидели Фредди Крюгера. Создатели «Кошмаров» отлично это понимали – в конце концов, благодаря телеэфиру франшиза обрела такую популярность.

В этом эфире может быть только одна звезда
В этом эфире может быть только одна звезда

Конечно, маньяк из снов любил покреативить в средствах охоты на своих подопечных и никогда не гнушался веяниями моды. Поэтому телевизором он пользовался довольно часто. Да и что может быть проще, чем заманить обдолбанного торчка по ту сторону экрана, и устроить ему адский компьютерный квест. Или устроить пациентке психушки ток-шоу в прямом эфире, вынырнув прямо из телика с когтями-лезвиями наголо. Да и просто пощекотать нервы ненавистной Нэнси, запустив новости о смерти ее мужа, когда телевизор даже в розетку не включен – еще один плюс в адскую карму. Будь у Крюгера побольше времени, он бы сотворил с этой штукой и не такое!

Если верить Юнгу, то внедрение такого говорящего символа, как телевизор, есть ни что иное, как трансцендентная функция. Она важна для связи противоположностей. Выражая себя с помощью символа, эта функция облегчает переход от одной психологической установки к другой. Только переход этот, как правило, фатален для героев франшизы.

-14

Кстати, собиратели сновидений по всему миру также не склонны доверять этому символу. Так, смотреть телевизор во сне, значит впустую растрачивать свою жизнь, быть ленивым; просто наблюдать телевизор в «кадре» – повод задуматься о будущем; четкое изображение на экране – навязывание чужих идей; сломанный «ящик» – знак того, что нужно немедленно взять жизнь в свои руки.

«Добро пожаловать в эфир, сука!», – Фредди Крюгер

Церковь/ Храм

Нет, Фредди совсем не религиозен. Более того, на всю эту фигню с адом и раем он чихать хотел! Шестая часть франшизы проливает свет на прошлое эксцентричного маньяка: оказывается, перед самой смертью Крюгер продал свою душу демонам снов, фактически став вечным и крайне беспокойным духом.

-15

В четвертой и пятой частях «Кошмаров» локация разрушенной спрингвудской церкви становится ареной для финальных сражений. Отчасти потому, что мать Фредди после нападения сотни маньяков и своей беременности обратилась к Богу, приняв постриг и сменив имя Аманды Крюгер на Мери-Хелену. Именно ей ведомы слабые места своего инфернального чада, а потому хозяин кошмара запечатывает её дух в церковной башне, найти которую в мире снов очень непросто.

После того, как Кристин Паркер нейтрализует маньяка, тот находит способ вернуться через сны ещё не рожденного сына девушки. Той постоянно грезится сцена появления на свет самого Фредди, и последующее воскрешение уже сформировавшегося маньяка на церковном алтаре. Там же мы узнаем, что демоны не сказали Крюгеру о Хозяине сна – мощном страже у ворот, который ВСЕГДА будет препятствовать убийце с когтями. Именно эта роль достается главным героям франшизы. Задачей Хозяина сна является усмирение маньяка-призрака. Иными словами, каждая гибель Фредди – не череда мистических совпадений, как всегда было принято считать, а закономерный результат противостояния двух сил.

-16

Таким образом, в церкви раскрывается один из главных секретов всей франшизы – уязвимость антагониста. При этом сама история заканчивается уже в личном храме Крюгера в седьмой части серии. Нам впервые показывают, как выглядит настоящая обитель кошмаров. Этот памятник самому себе, отдаленно напоминающий древнегреческий храм, Фредди слепил из обрывков собственных и чужих воспоминаний. Герои носятся по арене округлой формы, причем те самые, с которых серия и началась – актриса, игравшая Нэнси Томпсон в первом фильме и её вечный ночной кошмар. Что может быть символичнее?

«Как символ, Уроборос предполагает первичное состояние, подразумевающее темноту и саморазрушение, равно как плодородность и творческую потенцию. Он отображает этап, существующий между описанием и разделением противоположностей», – вставляет свои пять копеек Юнг.

Если мы вернемся к архетипам сновидения, то в соннике Миллера увидим, что церковь толкуется, как разочарование из-за несбыточных надежд. Опасным знаком будет и вхождение в светлый храм, если внутри него темно. Это говорит о том, что в жизни спящего наступает черная полоса, преодолеть которую можно, лишь соблюдая терпение. Именно этим и занимаются героини Хизер Ландженкамп и Патрисии Аркетт в отведенное им экранное время.

«Время духовной пищи для малыша!», – Фредди Крюгер.

Печь

Всякая история начинается с искры, ведь горящий огонь в человеческом подсознании ассоциируется с жизнью. Он живителен даже для чудовища, приносящего смерть и страдания. Ещё в свою бытность человеком Фредди начал трансформацию в ту тварь, что угнездится в каждом новом кошмаре. Убив более двух десятков детей, он совсем не удивился, обнаружив разъяренных родителей, собравшихся вокруг старой котельной, где прятался маньяк. Желающие возмездия, они заперли все выходы, а здание подожгли.

Именно огонь положил начало этой долгой истории
Именно огонь положил начало этой долгой истории

Но Фредди, как мы знаем, не умер. Наоборот, огонь сделал его чем-то большим, нежели просто убийцей. Благодаря той репутации, что Крюгер успел заработать при жизни, а также обстоятельствам своей гибели, маньяк прочно поселился в сердцах людей и получил неограниченные инструменты для собственного развлечения. Поэтому пылающий огонь в котельной стал для Фредди символом триумфа, а по интенсивности горящего пламени легко определить влияние маньяка на умы жителей Спрингвуда. Так, печь фигурирует в каждой части франшизы, и протагонистам предстоит либо стать для неё топливом, либо разжечь в ней огонь.

Со своей стороны, Карл Густав Юнг утверждает, что архетипические образцы ожидают своей реализации в личности, они бесконечно вариативны и зависят от индивидуального выражения, они несут сильный, потенциально неодолимый заряд энергии, которому трудно сопротивляться.

-18

В сонниках же говорится, что приснившаяся печь, если она неисправна, сулит трудности с детьми и подчиненными. Если спящий сам попадает в печь – значит кто-то одержит над ним верх в конкурентной борьбе. Увы, режиссер «Кошмаров» подошел к этому вопросу слишком буквально.

«Быть мертвецом не проблема, быть забытым – вот проблема! Я не могу вернутся, если никто не помнит меня, и не могу вернуться, если никто не боится меня», – Фредди Крюгер.

Бездна/ кровать

Как ёмко сказал в свое время Фридрих Ницше: «Чем больше ты всматриваешься в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя». По сути, Фреди Крюгер и есть некая локальная бездна, потребляющая детские души. Пусть маньяк и является воплощением зла, никаким другим демонам, кроме демонов снов, он не служит, поэтому все загубленные души оставляет себе и в прямом смысле кормится ими. Таким образом, изображение адской бездны, которой он пугал подростков в третьей и четвертой частях – не боле, чем аллегория, ведь погибнув в ней, они пополняют копилку Фредди, а не библейского Сатаны. При этом иллюзия у креативного маньяка получилась настолько мощная, что жертвы умирают в ней скорее от ужаса, чем от каких-либо увечий.

Всякий сон начинается с кровати, даже если она может стать при этом могилой...
Всякий сон начинается с кровати, даже если она может стать при этом могилой...

Кстати, чтобы отправить кого-то в бездну, Фредди не всегда выбирал долгий путь. Куда забавнее и проще было превратить в геенну кровать самого подростка во время сна. Таким способом Крюгер дважды пытался избавиться от Джоуи Красела («Воины Снов»), убил Глена Ланца из оригинального фильма, а также полакомился мамой Нэнси из той же локации. Позже свидетели этого события пришли к выводу, что будет лучше рассказать всем, что женщина сама себя подожгла (по сюжету именно она спрятала перчатку Фредди у себя в подвале после того, как остальные родители разделались с маньяком).

Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях. Создатели Фредди Крюгера наказывают за это своих незадачливых героев с маниакальным постоянством.

Безымянная могила маньяка разрастается до настоящей адской дыры
Безымянная могила маньяка разрастается до настоящей адской дыры

Согласно толкователям снов, стаять на пороге бездны – значит оказаться перед большими трудностями в жизни. Обойти бездну – лучший способ избежать опасности. Смотреть в неё – взять на себя лишнее бремя, упасть – ощутить глубокое разочарование. Конечно, ещё говорят про познание катарсиса и новых истин в этом полете, но даже если это и так, Фредди едва ли позволит болтающемуся у него на крючке сновидцу извлечь из такого опыта какие-то уроки. Поэтому не стоит испытывать бездны на прочность, товарищи спящие!

«Души детей делают меня сильнее!» – Фредди Крюгер.

***

-21

Благодаря Уэсу Крэйвену и конечно гениальному актеру Роберту Инглунду, Фредди Крюгер пугал зрителей на протяжении 26 лет. После провала ремейка на первый фильм в 2010-ом на продолжениях «Кошмаров» официально поставили крест. Значит ли это, что один из самых влиятельных маньяков Голливуда останется голодным? Вряд ли… Тут безраздельно властвует принцип «Американских богов» Геймана: окончательную смерть несет лишь забвение. И чтобы навсегда исчезнуть, нужно заставить каждого забыть о мстительном призраке с когтями, обитающим в глубине страшных снов. Такая задачка даже Лиге Справедливости не под силу. Всем спокойной ночи!