Найти в Дзене

Голова в облаках

Оглавление

Как Макото Синкай стал одним из самых известных режиссёров аниме.

Рассказываем, как Макото Синкай стал одним из самых известных режиссёров аниме, что характерно его творчеству и почему пора перестать сравнивать его с Миядзаки (спойлер: они очень разные).

Kimi no na wa, 2016
Kimi no na wa, 2016

Она, её кот, первые шаги

Работы Макото Синкая заметили довольно рано. Будущему режиссёру было всего 26 лет, когда его короткометражку «Она и её кот» отметили в компании CoMix Wave Films. Примечательно, что данную работу он создал на своём домашнем компьютере, сам же и озвучил кота, а с саундтреком помог друг. «Она и её кот» получила не-сколько престижных наград, включая главный приз фестиваля «2000 DoGA CG Animation». Продолжая работать графическим дизайнером, параллельно Синкай занимался своим новым проектом «Голос далёкой звезды». Через какое-то время начинающий режиссёр подписал контракт со студией Mangazoo, которая дала ему грант «для превращения его идеи в аниме, которое можно было бы продать». За «Голосом далёкой звезды» последовали другие работы: первая полнометражка «За облаками» в жанре sci-fi, «Десять сантиметров в секунду», которая сильнее подогрела интерес зрителей к творчеству Синкая, «Ловцы забытых голосов», «Сад изящных слов». С уверенностью можно сказать, что к этому моменту режиссёр занял свою нишу в индустрии. Однако же настоящий успех был ещё впереди.

Kanojo to kanojo no neko, 1999
Kanojo to kanojo no neko, 1999

Имя, что обогнало всех

Но всеобщую любовь и известность ему всё-таки принесло «Твоё имя». История о молодых людях, которые обнаружили способность меняться телами, обогнала в прокате даже «Унесённых призраками». Но дело, конечно же, даже не в каких-то заоблачных цифрах; «Твоё имя» одновременно и открыло Синкая массовому зрителю, и сделало его одним из самых известных режиссёров, и возложила ещё большие ожидания от его будущих работ. Что-то вроде пограничного состояния: профессионал, от которого теперь ждут большего; «Имя» не предел, но почти общепризнанно лучшая работа. Теперь, кажется, ни одна статья не обходится без сравнения Синкая с Хаяо Миядзаки. Впрочем, режиссёр от этого отнекивается: это одновременно и большая честь, и большое заблуждение. «К Миядзаки и его творчеству я отношусь с огромным уважением, но при этом считаю, что меня нельзя с ним сравнивать. Хаяо Миядзаки — человек другой эпохи. У него другая энергетика и другого масштаба талант, до которого мне далеко. А еще мы по-разному работаем, у нас разная эстетика. Миядзаки — режиссер, у которого есть свое видение». С ним трудно не согласиться: их творчество действительно очень разное, но по-своему прекрасное.

Kimi no na wa, 2016
Kimi no na wa, 2016

Небо, провода и чайники

В фильмах Синкая можно отметить общие темы, проходящие через все работы режиссёра. Часто в них повседневное и обыденное смешивается с ма-гическим. В «Дитя погоды», например, рассказывается довольно привычная история о юноше, сбежавшем из провинции в большой город. Но, конечно же, не всё так просто: в попытках выжить в мегаполисе и заработать на жизнь главный герой влюбляется в девушку, способную управлять погодой. Необычная особенность героини, кажется, никого не смущает, наоборот: люди платят ей за то, чтобы она вызвала солнце; уж слишком дождливое выдалось лето. Подобный мотив можно встретить и в ранее упомянутом «Твоём имени» и «Голосе далёкой звезды»: неважно, что в первом фильме герои живут в разном времени, а во втором — отдаляются от друг друга со скоростью света (в буквальном смысле: дело происходит в космосе). Несмотря на часто мистические обстоятельства, герои всё ещё связаны реальными чувствами. Неважно и то, сколько раз Синкай выбирает лейтмотивом своих работ расставание, одиночество или привязанность: каждый его фильм по-новому обыгрывает эти темы и остаётся цельным произведением.

Tenki no ko, 2019
Tenki no ko, 2019

Некоторые шутят, что Синкай — «человек, который лучше всех на свете рисует три вещи: провода, чайники и небо». Конечно же, описать его творчество одной подобной фразой невозможно. Но стоит признать, что детальность проработки задних планов действительно поражает: будь то маленький городок, почти целиком уничтоженный метеоритом, или тихий уютный комбини, или шумный мегаполис; режиссёр вкладывается в каждую деталь. Причём очень часто при рисовании пейзажей он берёт за основу реальные места, что, однако, не умаляет его достоинств: отличить кадры от прототипов очень трудно. Да и странно сводить всё творчество режиссёра к хорошей прорисовке дождя, работе с освещением и длинным пролётам ка- меры. Техническая сторона, несомненно, сильна в своём исполнении, но героев аниме Синкая, кажется, не интересуют такие приземленные вещи. Его персонажи — больше о чувствах; себе на уме, голова в облаках.