Как Макото Синкай стал одним из самых известных режиссёров аниме.
Рассказываем, как Макото Синкай стал одним из самых известных режиссёров аниме, что характерно его творчеству и почему пора перестать сравнивать его с Миядзаки (спойлер: они очень разные).
Она, её кот, первые шаги
Работы Макото Синкая заметили довольно рано. Будущему режиссёру было всего 26 лет, когда его короткометражку «Она и её кот» отметили в компании CoMix Wave Films. Примечательно, что данную работу он создал на своём домашнем компьютере, сам же и озвучил кота, а с саундтреком помог друг. «Она и её кот» получила не-сколько престижных наград, включая главный приз фестиваля «2000 DoGA CG Animation». Продолжая работать графическим дизайнером, параллельно Синкай занимался своим новым проектом «Голос далёкой звезды». Через какое-то время начинающий режиссёр подписал контракт со студией Mangazoo, которая дала ему грант «для превращения его идеи в аниме, которое можно было бы продать». За «Голосом далёкой звезды» последовали другие работы: первая полнометражка «За облаками» в жанре sci-fi, «Десять сантиметров в секунду», которая сильнее подогрела интерес зрителей к творчеству Синкая, «Ловцы забытых голосов», «Сад изящных слов». С уверенностью можно сказать, что к этому моменту режиссёр занял свою нишу в индустрии. Однако же настоящий успех был ещё впереди.
Имя, что обогнало всех
Но всеобщую любовь и известность ему всё-таки принесло «Твоё имя». История о молодых людях, которые обнаружили способность меняться телами, обогнала в прокате даже «Унесённых призраками». Но дело, конечно же, даже не в каких-то заоблачных цифрах; «Твоё имя» одновременно и открыло Синкая массовому зрителю, и сделало его одним из самых известных режиссёров, и возложила ещё большие ожидания от его будущих работ. Что-то вроде пограничного состояния: профессионал, от которого теперь ждут большего; «Имя» не предел, но почти общепризнанно лучшая работа. Теперь, кажется, ни одна статья не обходится без сравнения Синкая с Хаяо Миядзаки. Впрочем, режиссёр от этого отнекивается: это одновременно и большая честь, и большое заблуждение. «К Миядзаки и его творчеству я отношусь с огромным уважением, но при этом считаю, что меня нельзя с ним сравнивать. Хаяо Миядзаки — человек другой эпохи. У него другая энергетика и другого масштаба талант, до которого мне далеко. А еще мы по-разному работаем, у нас разная эстетика. Миядзаки — режиссер, у которого есть свое видение». С ним трудно не согласиться: их творчество действительно очень разное, но по-своему прекрасное.
Небо, провода и чайники
В фильмах Синкая можно отметить общие темы, проходящие через все работы режиссёра. Часто в них повседневное и обыденное смешивается с ма-гическим. В «Дитя погоды», например, рассказывается довольно привычная история о юноше, сбежавшем из провинции в большой город. Но, конечно же, не всё так просто: в попытках выжить в мегаполисе и заработать на жизнь главный герой влюбляется в девушку, способную управлять погодой. Необычная особенность героини, кажется, никого не смущает, наоборот: люди платят ей за то, чтобы она вызвала солнце; уж слишком дождливое выдалось лето. Подобный мотив можно встретить и в ранее упомянутом «Твоём имени» и «Голосе далёкой звезды»: неважно, что в первом фильме герои живут в разном времени, а во втором — отдаляются от друг друга со скоростью света (в буквальном смысле: дело происходит в космосе). Несмотря на часто мистические обстоятельства, герои всё ещё связаны реальными чувствами. Неважно и то, сколько раз Синкай выбирает лейтмотивом своих работ расставание, одиночество или привязанность: каждый его фильм по-новому обыгрывает эти темы и остаётся цельным произведением.
Некоторые шутят, что Синкай — «человек, который лучше всех на свете рисует три вещи: провода, чайники и небо». Конечно же, описать его творчество одной подобной фразой невозможно. Но стоит признать, что детальность проработки задних планов действительно поражает: будь то маленький городок, почти целиком уничтоженный метеоритом, или тихий уютный комбини, или шумный мегаполис; режиссёр вкладывается в каждую деталь. Причём очень часто при рисовании пейзажей он берёт за основу реальные места, что, однако, не умаляет его достоинств: отличить кадры от прототипов очень трудно. Да и странно сводить всё творчество режиссёра к хорошей прорисовке дождя, работе с освещением и длинным пролётам ка- меры. Техническая сторона, несомненно, сильна в своём исполнении, но героев аниме Синкая, кажется, не интересуют такие приземленные вещи. Его персонажи — больше о чувствах; себе на уме, голова в облаках.