Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три атмосферных умных хоррора 2010х

Оглавление

Привет! Сегодня у нас всё, что нужно для вечернего просмотра под любое настроение. Отличный, визуально ладный и открывающий многие карты вудуизма и зомбирования "Малышка зомби", разудалой "Такер и Дэйл" для любителей черного юмора и атмосферный тягучий детективный триллер напоследок.

Малышка Зомби

shot from "Zombi Child"/2019/Bertrand Bonello/zavvi.com
shot from "Zombi Child"/2019/Bertrand Bonello/zavvi.com

Тема зомби в кино давно монополизирована в Голливуде, и, также, как и вампиры, зомби успели пережить множество приключений, перерождений и переосмыслений в американском (ну и в европейском кино). Несмотря на то, что сейчас зомби кажется американским изобретением, это совсем не так, и классика кинематографа, вернее первые фильмы о зомби, легко это подтверждают (хотя сами эти фильмы и были голливудскими)). "Белый зомби" 1932 года привёл на экраны целую плеяду фильмов, действие которых происходило на Гаити или было связано с культом вуду - именно из вудуистских традиций пришёл этот термин. Но уже скоро зомби стали воевать с фашистами, коммунистами, ими стали управлять инопланетянами (привет, Эд Вуд!), ну а уж потом пошло-поехало.

В современном кино зомби, как правило возникают в результате каких-то вирусных реакций, что даёт режиссерам возможность создавать на экране масштабные картины с толпами ходячих мертвецов. Согласитесь - точечные ритуалы вуду потребовали бы немало сил и времени, чтобы зомбировать такую толпу, какая окружила автобус в знаменитой сцене в "Рассвете мертвецов". Но изначально зомби возникали именно посредством колдовства и магии. Вернуть тематике её первоначальное лицо сегодня берётся французский хоррор "Малышка зомби".

shot from "Zombi Child"/2019/Bertrand Bonello/film.ru
shot from "Zombi Child"/2019/Bertrand Bonello/film.ru

В фильме сосуществуют две сюжетные линии, которые не то что создают какой-то коллапс в финале - фильм устроен иначе, и действует по-другому - но две эти сюжетные ветви рассказывают историю насыщенную и необычную.

Всё начинается на Гаити в 1962 году, когда чернокожий юноша Клервиус Нарцисс умерщвляется в ходе странного ритуала - и уже здесь фильм показывает свою самобытную натуру. В туфли подсыпается искусно приготовленный порошок, и уже скоро Клервиус падает в этих штиблетах замертво. Но отдохнуть в загробной жизни юноше не суждено - уже скоро его выкапывают и обращают в зомби, чтобы он мог работать на плантациях сахарного тростника.

Много лет спустя, в наши дни, в элитную французскую школу для девушек попадает гаитянка Мелисса, чьи родители стали членами почетного ордена за борьбу за независимость на Гаити. Мелисса заводит дружбу с Фанни, которая одержима своим бойфрендом и считает дни до каникул, а та знакомит её с тайным клубом - что-то среднее между "обществом мертвых поэтов" и "обществом полуночников". Мелисса порой странно себя ведёт - издаёт необычные звуки, исполняет причудливые танцы, и Фанни очень интересуется тётей Мелиссы, которая, как Фанни кажется, связана с вуду. Вудуизм становится второй одержимостью Фанни наравне с посланиями бойфренду, которые она проговаривает про себя, а мы слышим.

Тем временем, на Гаити Крервиус, без отдыха работающий на плантациях, случайно откусывает кусок куриного мяса, и это меняет его - вот только одна эта механика, на мой взгляд, фильму зеленый свет. Юноша сбегает с плантации, к нему начинает возвращаться память, он бродит по лесам и прячется, добывая воду и пропитание. Но он всё ещё не может говорить. Всё это увязывается с представлениями вудуистов о зомби - именно зомбированные, люди, подчиненные чужой воле, а не живые мертвецы назывались этим термином.

shot from "Zombi Child"/2019/Bertrand Bonello/rg.ru
shot from "Zombi Child"/2019/Bertrand Bonello/rg.ru

Возвращаемся в наше время, и видим, что учебный семестр подошёл к концу, и девушки смогут увидеться с друзьями и родными. Вот только Фанни накануне получила письмо от своего возлюбленного, в котором он сообщил, что разрывает связь с ней. Теперь она, полная решимости, отправляется в тёте Мелиссы, а Мелиссу тем временем застают другие девушки за странными ритуалами - как она объясняет именно в этот день умер тот самый Крервиус Нарцисс, и она его знает.

Фильм не только предлагает необычный (как ни странно традиционный) взгляд на тему зомби и знакомит нас с традициями вудуизма Гаитян, что даёт авторам интересные механики, он кроме того проливает свет на многие вещи - стартовая сцена в современности не зря открывается с лекции по истории, в ходе которой профессор говорит, что Франция обречена быть страной, в которой свершилась революция. Именно французы были господами чернокожих рабов на Гаити, и они были, как утверждают источники, очень жестокими хозяевами. А революция во Франции, как ни парадоксально, стала отправной точкой для революции на Гаити, которая не оставила ни одного француза на острове в живых. Вудуизм - не злая религия, говорит Мелисса, но она подходит лишь тем, кто итак привык жить на грани смерти и жизни. Если почитать немного о судьбе Гаити, становится понятно, о чем идет речь. Помимо прочего, фильм отлично визуально снят, приемы операторской работы, труд декораторов и осветителей - всё на высоте. Всё это вкупе делает "Малышку зомби" одним из самых самобытных и увлекающих зрелищ последнего времени.

Убойные каникулы

shot from "Tucker and Dale vs Evil"/2010/Eli Craig/kinopoisk.ru
shot from "Tucker and Dale vs Evil"/2010/Eli Craig/kinopoisk.ru

Этот фильм в оригинале называется "Такер и Дэйл против сил зла", но мы ведь с вами давно привыкли к издевательствам переводчиков в прокатных конторах. В целом, перевод названия мало меняет суть, разве что название "Убойные каникулы" является несколько отторгающим.

Итак, всё начинается, как хрестоматийный слешер - группа студентов отправляется за город, в лесной домик неподалеку от озера, на своём фургоне. Этой вводной части хватает обычно, чтобы понять, что будет дальше, и начать делать ставки, кто же станет хрестоматийной final girl. Но тут есть одно "но" - параллельно нам показывают, как в ту же лесную чащу отправляются два простых парня с именами из заглавия - Такер и Дэйл. Они прикупили домик в лесу и также надеются на незатейливый отдых с рыбалкой. Однако, уже первая встреча с группой студентов настраивает последних на нервный лад и подсаживает, как говорят, на измену.

Испугавшись людей, выглядящих, как хрестоматийные реднеки, ребята начинают накручивать себя и друг друга, а внезапное пересечение с Такером и Дэйлом на озере, куда студенты отправились нырять, а простаки Такер и Дэйл - удить рыбу, становится последней каплей в чаше уверенности, что злобные красношеи задумали что-то неладное, при чём не менее изощренное, чем в "Повороте не туда". Просто одна из девушек - Элисон - упала в воду, простые ребята вытащили её, и увезли к себе, крикнув студентам "Ваша девушка у нас", чтобы те не беспокоились. Ну а студенты, конечно, поняли всё так, как были готовы понять - злобные деревенщины украли их прекрасную подругу, и теперь - теперь настала пора с ними разобраться.

Только вот с разборками у ребят не задаётся - пока застенчивый толстяк Дэйл отпаивает Эллисон чаем и общается с девушкой, которая оказывается совсем не высокомерной и проявляет к Дэйлу симпатию, бравые друзья Эли предпринимают отчаянные набеги на жилище двух друзей, постоянно попадая в фатальные ситуации. Таким образом, со стороны всё выглядит, как типовая резня в слешере - испуганные ребята думают, что на них открыли охоту. На деле же горе-спасатели сами изводят себя и ряды их неуклонно редеют.

Когда наконец происходит встреча и воссоединение оставшихся в живых студентов и Элисон, та пытается всё объяснить, но некто Чед, страдающий неискоренимой ненавистью к реднекам, не желает ничего слушать, и вот он уже готов принести на закланье и саму Элисон, решив, что она стала жертвой стокгольмского синдрома или какого-то деревенского трюка. Впрочем, ещё до завершения битвы, ребятам предстоит выяснить кое-что о Чеде.

shot from "Tucker and Dale vs Evil"/2010/Eli Craig/kinopoisk.ru
shot from "Tucker and Dale vs Evil"/2010/Eli Craig/kinopoisk.ru

Можно удивиться - откуда у фильма в жанре комедия/ужасы такой высокий рейтинг. Но на самом деле "Такер и Дэйл" это отлично выстроенный ладный фильм с хорошо продуманными персонажами, с сочным стёбом и отсылками к культовому молодежному поп-хоррору, и с невероятно изобретательными сценами, в ходе которых недоверчивые ребята изводят сами себя (помним, что это пародия). Если черный юмор это не ваше, то смотреть фильм не стоит, но если вы часто подмечаете клише в фильмах и давно мечтаете постебаться над этим - фильм ваш. Это черная комедия высокого уровня качества, уж точно куда лучше чем какое-нибудь "Очень страшное кино", и, что приятно, в отличии от него же, ничуть не пошлое.

Постскрипт-дисклеймер: несмотря на комедийную направленность, а вернее из-за того, что фильм представляет собой пародию на слешер, все элементы слешера в виде литров сиропа и прочей бутафории здесь в избытке.

Мертвая точка

shot from "The Dead Center"/2018/Billy Senese/flickeringmyth.com
shot from "The Dead Center"/2018/Billy Senese/flickeringmyth.com

Тема жизни после смерти никогда не давала покоя людям, являясь, пожалуй, наиболее тревожной из всех тем, порожденных человеческим мозгом. Никто не знает ответа, более того, странно называть нечто, о чем идет речь жизнью - ведь смерть это конец жизни. А вот тема возвращения к жизни после смерти - это другая история. Как и в "Малышке Зомби" в "Мертвой точке" обыгрывается именно эта карта. Что если бы кто-то вернулся с того света, причём просто вернулся бы и куда-то себе пошёл.

Мы вплываем в вязкое повествование этого фильма вместе с коптером, который следит за мчащейся по ночным улицам машиной скорой помощи. Пациента скоро доставляют в реанимацию, где его не удаётся откачать, и тело безымянного мужчины отправляют в морг с биркой Джон До (стандартное имя, присваиваемое бездомным личностям без документов). Однако, после того, как персонал покидает клинику, и гаснет свет, случается что-то необъяснимое - Джон До оживает, встаёт и просто уходит прочь.

shot from "The Dead Center"/2018/Billy Senese/imdb.com
shot from "The Dead Center"/2018/Billy Senese/imdb.com

Далее нас знакомят с главным героем Дэниелом, роль которого исполнил талантливый Шэйн Каррут, обычным врачом психотерапевтического профиля, служащим в какой-то клинике. Дэниел принимает пациентов, которые поступают именно на стационарное лечение, и имеет своё мнение по поводу тех или иных вещей - за счёт этого у него складывается конфликт с доктором Сарой Грей, что не мешает существовать некоторой симпатии между ними.

Долго ли коротко ли, некто Джон До приходит в клинику, где работают Дэниел и Сара и просто занимает свободную койку, видимо, понимая, что нуждается в помощи. Мужчину берут под наблюдение, Дэниела назначают курировать пациента по своему профилю, однако, никакой информации Дэниел не получает - мужчина молчит и вообще практически не выказывает никаких реакций на окружающую действительность. Но уже ночью медбрат, пытаясь сделать странному пациенту инъекцию, оказывается жертвой того нечто, печатью которого наделен Джон До. Медбрат погибает, и Дэниел понимает, что ситуация отнюдь непростая.

В то же время патологоанатом Эдвард, которому было поручено делать экспертизу пропавшего пациента, начинает собственное расследование. На месте, где было найдено тело, он находит жуткую картину, а также таинственные знаки неизвестного генеза. В доме родителей Джона До Эдвард находит стенд с газетными вырезками о массовых смертях, мрачные заметки о некоем "рте смерти" и другие странные вещи.

shot from "The Dead Center"/2018/Billy Senese/moviespro123.com
shot from "The Dead Center"/2018/Billy Senese/moviespro123.com

Дэниел пытается вводить пациента в гипноз, в ходе которого у Джона случаются странные видения - он видит какую-то черную точку, что-то вроде слепой зоны, раскручивающейся в спираль, и Джон прямо говорит, что он был мертвым, а теперь является носителем чего-то вроде жуткого вируса, который скоро породит массу жутких смертей. Дэниел всё больше сомневается во всех тех рациональных и разумных вещах, в которые он всегда неукоснительно верил, а в больнице продолжает твориться нечто странное.

"Мертвая точка" малоизвестного режиссера Билли Синезе - отличный пример того, что не стоит судить о фильме по одежке, читай по бюджету и раскрученности в медиа. Ведь это не делает фильм, зато его делают люди, зараженные идеей, и это тот случай. Нестандартная подача темы смерти-как-болезни, отличная вязкая атмосфера, замечательный актерский тандем Каррута и Джаганнатан с лихвой компенсируют отсутствие подкрашенной неоновой подсветки, дыма и бутафорских монстров. Серые интерьеры тоже никак не мешают фильму, а лишь верно дополняют выбранную атмосферу в этом весьма запоминающемся мистико-детективном триллере. Немного озадачивает концовка, но скоро понимаешь, что она также вполне органично вяжется со всем остальным содержимым фильма. Штучный продукт.

Ещё в Телеужин:

Если мало - ещё три отличных хоррора в "Три пропущенных"

Фильмы по Кингу - рассказываем, какие сам автор любит, а какие - терпеть не может

Хоррор был всегда - самые заметные ужастики 90х, Топ хорроров 2000 и знаковые фильмы 2010х

Свежее кино - три отличных атмосферных триллера 2020-21

Для марафона - четыре отличных мистических сериала 2019-2020