Откуда они пускают корни.
Трудно сказать наверняка, когда появилось эта роль впервые. Возможно его корни уходят в мифологию. Так называемый шут, очень похож на трикстера - нарушитель правил, насмешник и ловкача. Можно вспомнить классических трикстеров - Скандинавский Локи, древнегреческий Гермес... В более глубоком смысле - начало разрушение и обновления мира, он разрушает старое, тем самым, убирая закореневшии устои, обновляет мир - он творец.
Трикстер — «часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо». Гете ©
Как и большинство древних богов, трикстер не был ни мил, ни привлекателен. Традиционный шут, жил ли он в Китае династии Тан или в Московии Иоанна Грозного, наследовал главные черты трикстера: предельную жёсткость, игру на грани фола, рискованность и раскованность во всём.
Когда человек становился шутом, он выходил за рамки общественных устоев - изгоем. Если не удаваласт подыскать место при дворе, то он скитался. Им запрещали появляться рядом с городскими стенами. Люди могли и избить шута. Его считали не от мира сего, то ли он относился к дьяволу, то ли к богу.
Внешность шута.
Традиционный наряд западноевропейского шута — колпак с ослиными ушами, фестончатый воротник, жилет и узкие штаны-чулки из тканей контрастных цветов — появился лишь в XV веке. Таким нарядом они подчёркивали свою индивидуальность.
Внешность шута отражала его роль в обществе, поэтому среди шутов были горбуны, уроды и карлики. Пестрая одежда только усиливало это.
Обязательный атрибут шута — марот. Этот жезл с навершием в виде резной головы смеющегося паяца был не просто «антискипетром» шута, но и его спутником, собеседником, партнёром. Некоторые исследователи считают, что марот происходит от стилизованных идолов, которые изображали духов-покровителей рода. Выглядели они примерно одинаково — жезл со скульптурной головой на конце, и сходство, к примеру, фламандского марота и новгородского идола-домового просто поразительно. Что же, в этом есть своя логика: если шут-трикстер был отмечен печатью сверхъестественной мудрости, пророческим даром, благосклонностью потусторонних сил, то и с духами предков он мог быть на короткой ноге. Потешный атрибут действительно становился скипетром, напоминанием о силах, которые стоят за насмешником.
Шут во время карнавала.
Один из популярнейших образов Средневековья — Колесо Фортуны. Судьба изменчива, говорит оно, и тот, кто внизу, рано или поздно окажется наверху, а оседлавший Колесо в конце концов будет низвергнут — и так до бесконечности. Карнавал и был таким моментальным переворотом — из грязи в князи.Переворотом, кстати, буквальным: гвоздём программы становилось избрание епископа и короля дураков. Причём епископ дураков пародировал епископа настоящего: въезжал в церковь, сидя на осле задом наперёд, вместо пастырского посоха держал ослиный хвост… К слову, во всём этом крылся не только очевидный смысл — мол, кто был ничем, тот стал всем. В Византии так везли по улицам человека, которого желали обесчестить, в других странах таким образом очень часто доставляли преступников к месту казни.
Прежде чем удивляться, надо вспомнить, что дурацких царей и епископов не просто наделяли потешными венцом и митрой. Их положено было высмеивать — тем самым издеваясь над теми, в чей адрес публичные насмешки запрещались. Иногда власти закрывали на это глаза, иногда нет. Но если одни шуты становились королями на время, другие могли действительно совершить головокружительную карьеру. Иногда — и головоломную, в буквальном смысле слова.
Франсес де Суньига - эталон шута?
Наш герой, как и многие, начал с малого - портным. Известная фамилия ему досталась от герцога, тогда многие шуты брали известные фамилии - это придавало шарма.
Герцог Альваро де Суньига, патрон Франсеса, возил своего шута по всей Испании, в том числе и к королевскому двору. В конце 1522 года Франсес был замечен императором Карлом V — и следующие шесть лет провёл подле трона. Суньига был живым воплощением «человека, который сделал себя сам»; чрезвычайно сложное занятие в любые времена, а уж в Испании XVI столетия для недавно обращённого в христианство еврея — и подавно!
В 1525 году шут начал трудиться над "Бурлинской хроникой". В «Бурлескной хронике» шут запросто обращается к венценосным особам, глумится над придворными шаркунами, над всеми, кто доводит до абсурда стремление к почёту, славе, наградам. Не забывает и о себе: претендует на звание прямого наследника герцога Иерусалимского, не раз просит о денежном воспомоществовании, жалуется на палочные удары и подзатыльники, желает заполучить должность писца… Словом, не забывает ни о кнуте для других, ни о прянике для себя.
Хроники были очень популярны в те годы. Наш герой перевернул все с ного на голову. Он писал: «царь Соломон разослал свои предписания и порицания в Вальядолид и Толедо». А высшими сословию он сравнивал с непристойностями. Тогда были в ходу шутки ниже пояса.
Роль шута при дворе.
Шуты, взлетевшие так высоко, как наш герой, имели кое-какие полномочия, но они за них дорого платили. Какова роль шута? Шуты говорили правду, невзирая на то, с кем они говорят. Они должны были говорить любому чину и в грубой форме. Таким образом, у них появлялось много врагов из разных слоев. Из-за этого короли представляли охрану своим шутам, чтобы им ничего не сделали.
Шут был не только пародистом и мастером шуток. Он мог быть доверенных лицом короля, который хранил много ценный информации. Он умел держать рот на замке. Шут мог проскользнуть там, где обычный человек не мог - этим они были ценны.
Спасибо за внимание!
Как жили придворные? Как был устроен двор?