Найти тему

Враг Российской империи номер один

Елена ШАРКОВА

19 (31) мая 1864 года в Санкт-Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь русского революционера, философа, публициста и писателя Николая Чернышевского.

Николай Чернышевский. Фотография 1859 года
Николай Чернышевский. Фотография 1859 года

Гражданская казнь в России совершалась не только с целью унизить: над человеком публично ломали шпагу в знак лишения прав. Каких прав? Всех.

В тот день шёл дождь. Чёрный помост был окружён солдатами и конными жандармами, далее узким кольцом стояла интеллигентная публика, а за забором – простой народ. Читали приговор, и рабочие громко возмущались злодеем, а сочувствующие только молча оборачивались на эти возгласы.

Прикованный к позорному столбу Чернышевский изредка протирал пальцами залитые дождём очки. Его заставили встать на колени, сбросили с него шапку, переломили над головой шпагу и свели с эшафота. Несколько девушек бросили Чернышевскому цветы – смутьянок сразу же арестовали.

К моменту своей гражданской казни Чернышевский просидел два года в Петропавловской крепости за то, что, как написано в жандармской характеристике, «постоянно возбуждал враждебные чувства к правительству». В служебной переписке жандармы и полицейские называли его врагом Российской империи номер один. После гражданской казни Чернышевского отправили на каторгу и пожизненную ссылку в Сибирь.

Что же он делал такого страшного для государства? Думал, писал, требовал справедливости и политических свобод для всех. Мечтал о будущем, которое «светло и прекрасно».

В Петропавловской крепости Чернышевский написал свой самый известный роман «Что делать?». Сейчас читать его скучно, никто не помнит сюжета – только то, что Рахметов, кто бы он ни был, спал на гвоздях, а Вере Павловне снились сны. Между тем роман произвёл тогда на публику оглушительное впечатление – он прославлял свободу, феминизм, равноправие и звал строить «Новую Россию». Недаром его сразу же запретили.

Далеко не все соглашались с неоднозначными революционными идеями неординарного человека. При жизни его высмеивали Толстой и Достоевский, после смерти – Набоков.

Однако Чернышевский никогда не сдавался – сидя в Петропавловской крепости, объявлял голодовку и много писал, на каторге тяжело болел и опять много писал, а когда в 1874 году ему официально предложили освобождение, отказался подать прошение о помиловании.

Именно Чернышевского Николай Некрасов изобразил в известном стихотворении «Пророк». Удивительные строки:

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он – и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь ему нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его ещё покамест не распяли,
Но час придёт – он будет на кресте;
Его послал Бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Рабам. Это не ошибка. Не царям, что, казалось бы, просится в эту строчку, – рабам.