В предыдущих статьях про новый сериал по роману Захара Прилепина я уделила внимание опровержению мнения, что фильм антисоветский. Портреты заключенных и их мучителей не оставляют камня на камне от обвинения в конъюнктурности и попытках примазаться к общему хору либерасни про "кровавый совок".
Кроме максимально реалистичного изображения эпохи , сериал "Обитель" отличается превосходными актерским работами.
Сергей Безруков в роли Федора Эйхманиса покорил всех, даже своих противников. Они вынуждены признать, что, возможно, это его лучшая роль. А каков он мастер крупных планов, игры взглядов! Как Эйхманис-Безруков смотрел на Мезерницкого, когда тот читал монолог Турбина о неприятии народом белого движения! И стало понятно, что недаром начальник лагеря заставил бывших офицеров играть эту пьесу. О, он свято верил в свою лабораторию по переделке людей, и в этом взгляде было много чего: и понимание, что это уже не игра, а крик души - потому что Мезерницкий читал этот монолог про себя! - и торжество, что сумел подобрать ключик к душе идейного врага.
Мезерницкий в исполнении Виктора Добронравова тоже невероятно хорош. Вспомните, как он и другие "беляки" шли строем в белогвардейской форме по лагерю. Шли играть спектакль про себя. Но для них это было больше, чем театр.
Впервые Виктора Добронравова заметила в комедии "Ну здравствуй, Оксана Соколова!" Казалось, что актер унаследовал комический дар своего популярного отца. Но это не все, у старшего сына Федора Добронравова многоплановый талант, и потому сейчас целый багаж ярких драматических ролей. И трагическая фигура Мезерницкого получилась запоминающейся и неоднозначной.
Роман Ткачук не относится к моим любимым актерам. Считаю неудачной его роль в сериале "Бомба". Но здесь он пропал в точку. Хотя некоторые и говорят, что внешне не тянет он на студента. Тянет. Вполне обыкновенный человек, плывший по течению. Как он говорил - "пришли большевики, ну и ладно, пусть будут". Именно в лагере у Артема Горяинова открылись способности действовать в чрезвычайных обстоятельствах и неукротимая жажда жить. И Ткачук не подкачал в самых тяжелых сценах, ни разу не дал зрителю усомнится в правдоподобности происходящего .
Главная женская роль - следователя Галины Кучеренко, сыграла неизвестная для меня актриса. Не видела ее раньше. Тут просто поклон кастинг-директору, что не стали нам втюхивать современных губастых и грудастых звёзд с высоким скулами и модельными лицами. Александра Ребенок как будто с плаката или фотографии 1920-х годов. Жёсткая, порой даже чрезмерно, хладнокровная, пытающаяся быть "товарищем". Но как тонко и через внутреннее сопротивление актриса нам показывают тоскующую женщину, прячущуюся за кожей и портупеей!
Про остальных актеров можно писать долго и подробно, потому что все на своем месте, ни одного образа "мимо", чувствуется долгая и тщательная работа под подбору нужных типажей, совпадающих с психотипом героев.
Антураж фильма, костюмы - все на высоте. Вспомните недавнюю "Угрюм-реку". Там персонажи были будто с лубочных картинок. Не Сибирь 19 века, а какая-то палехская шкатулка. В "Обители" обстановка не даёт нам усомниться в подлинности времени и эпохи.
Резюме: "Обитель" - один из лучших сериалов последнего времени. А, если брать истории про начало становления советской власти, жизнь обычных людей в "эпоху перемен" - наверняка лучший.
Тут все сошлось - и качественная литература, и захватывающий сюжет, и талантливая режиссура, и добросовестная работа всей творческой команды.
Смотреть ли его?
Обязательно!
Тяжело будет?
Да! Но все равно смотреть.
Читать еще:
Лучшие фильмы о войнах на окраинах России
Две лучшие современные драмы о советском прошлом
Качественный сериал в советском антураже
"Подольские курсанты". Идти и смотреть
Пять патриотических российских фильмов, за которые не стыдно