Как-то так получается странно, но Священное Писание говорит возмутительные вещи. Что нет… ни одного безгрешного человека: «Все согрешили и лишены славы Божией». Мало того, рисует в заветах странные картины. Оказывается, апостолы, пророки и патриархи были самыми обычными людьми:
- — Петр допускал лицемерие (Послание Галатам),
- — Павел считал себя грешным (Послание Римлянам),
- — Варнава с Павлом имели разногласия (Деяния),
- — Пророк Иона уклонялся от исполнения воли Господа и роптал против явленной Им милости (Иона),
- — Иаков в сговоре с матерью Ревеккой и обманул отца, чтобы получить первородство (Книга Бытия),
- — Десять основателей колен Израиля (дети Иакова) вообще продали в рабство своего брата Иосифа (Книга Бытия).
Эпизоды можно перечислять бесконечно. Только один персонаж не имеет греха — Иисус: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех».
Еще более странным выглядит повальное увлечение христианских церквей, начиная века с VI-го, назначать умерших христиан «святыми».
Ничего не имею против нескольких десятков персонажей. Мыслителей и отцов церкви, мучеников и подвижников, философов, историков, строителей и военачальников. Которые двигали цивилизацию, боролись с ересями и бредовыми фантазиями коллег-церковников, искренне шли умирать за идеалы веры на поле брани. При прочих равных… уважение их поступки иногда вызывают.
Не имею ничего против: называть их великими или выдающимися людьми. Но «святыми»? Возносить на небо? Поклоняться мощам и прочим материальным выдумкам, молиться персонально? На основании частных церковных решений и «преданий»? Кто там первые пострадавшие были? Правильно, апостолы. Предлагаю ознакомиться с их точкой зрения на вопрос.
Апостол Петр во время своего головокружительного турне, битком набитого всяческим волшебством… не давал преклонить перед ним колени.
«Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». (Деяния)
Павел и Варнава после чудесных исцелений на корню пресекали попытки их «обожествить»:
«Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». (Деяния)
Откуда такое скромное и демонстративное поведение? Потому что, на этом построен Новый Завет. Кротость, смирение, внимание, учение. В первые годы христианства в голову никому бы не пришло поклоняться ученикам Христа. Несмотря на их трюки со Святым Духом. В церкви они считались самыми опытными и уважаемыми людьми. Обязательно — равными всем остальным членам общины. Резко контрастировали с «высшей кастой посвящённых», жрецами и жрицами языческих пантеонов.
У них были помощники и соратники, но не было слуг. Апостолы навербовали не счесть последователей, среди которых были весьма состоятельные господа. Но демонстративно терпели лишения, неся Благую Весть по миру. Повторяя своим примером более чем скромную жизнь Иисуса. Возвысить кого-либо, помимо Мессии и Бога-Отца? Я вас умоляю. Это догмат, главная «фишка» христианства. Богатым проповедникам-сибаритам верят только сегодня, при полном отсутствии критического мышления у современного человека. В древности так не работало.
Совсем не исключено, что именно благодаря такому запредельному и самозабвенному «служению» апостолов родились легенды о неких «сверх-людях», учениках Иисуса. «Святыми» их стали называть в понимании абсолютной чистоты и безгрешности. Очень может быть, если даже считать их реальными персонажами. Наделенными Святым Духом, что атеисту представить трудно… Ну пусть.
Однако, верующему человеку нужно быть максимально дисциплинированным и осторожным. Думая о Спасении, сверять сказки и байки, «предания и традиции» — с Ветхим и Новым Заветами. Там ни один (действительно верный Богу и его учению) человек… не назван «святым» в современном понимании. Даже «чистым и безгрешным», кроме Мессии. Значит, имеем дело с многовековой фальсификацией, как обычно.
Терминология.
Открываем словари Стронга и Винокурова. В Новом Завете слово «святость» представлено греческим словом «αγιος,» в значениях:
1) святой, благочестивый, праведный,
2) посвященный.
В Ветхом Завете «святость» представлена еврейским «קָדוֹשׁ קֹדֶשׁ». Перевод абсолютно тот же, в двух значениях. «Еврейская энциклопедия», глава «Святость»:
В Библии «святость» обозначается словом «קֹדֶשׁ» кодеш, … а то, что считается святым «קָדוֹשׁ» — кадош. Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша, трактуют глагол с корнем «קדש» (кдш) как «быть отделенным», «обособленным».
Бог, источник святости, именуется Святой (Кадош). Предметы, места, лица и действия, связанные со служением Богу или посвященные Ему, приобретают святость. Поскольку святость есть сущность Бога, Библия рассматривает моральное совершенство как существенный аспект святости».
Мнение языковедов с богословским образованием едино — термин «святость» в Библии обозначает:
— отдалённость от греха (нечистоты и беззакония);
— отделённость, посвящённость для Бога.
Это уже сложные понятия, на первый взгляд. Но чем хороша Библия (иногда), так простотой выдаваемых инструкций. Как-что следует понимать правильно. Догмат неопровержимый: по-настоящему святым является только Бог. Он постоянно призывает свой народ: «Будьте святы, ибо Я свят». Скромно и со вкусом.
Говоря о «святости», Создатель не учит отстранению от абстрактного зла. Оно слишком многогранно и коварно, голову сломаешь. Даны простые наставления, категорические — не нарушать Господние конкретные повеления. Главными условиями «святости» Господь называет исполнение заповедей закона Моисея:
«Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». (Книга Левит)
«Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе». (Книга Левит)
«Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь … Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти». (Книга Левит)
Вот и всё, что нужно знать неофиту или хитрому иудею. Святость — это не просто безгрешность (понятие крайне спекулятивное). А обязательное исполнение людьми Божьего Закона. Именно Его нарушение — тот самый «грех». Новый Завет закрепляет пройдённый материл:
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести … Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». (1-ое Послание Фессалоникийцам)
Главный фокус
Церквей заключается вот в чём. Как стало ясно, святость — это полная чистота и безгрешность. Но Библия так называет… вообще всех христиан и иудеев. Ветхий и Новый Завет читаем:
«Ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле». (Второзаконие)
«Вы — род избранный … народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий». (1-е Послание Петра)
Это что такое, противоречие? Нет. Просто придётся расширить горизонт анализа, узнать: как в истории евреями понималась «святость», в отрыве от непосредственного богопочитания. Берём очень интересную и древнюю традицию этого народа, ветхозаветную. До сих пор обряд бракосочетания у иудеев не обходится без одной фразы. Когда жених протягивает невесте золотое кольцо (раньше его заменял кусочек золота), он говорит:
«Отныне ты становишься святой (посвящаешься) для меня согласно закону Моисея и Израиля».
После следует ответ-согласие невесты и все присутствующие хором провозглашают: «Освящена!». С этого момента молодые считаются мужем и женой. Что это значит? Став женой, девушка становится «святой» для мужа. Во втором понимании из словарей — отделённой для него, запрещённой для всех остальных мужчин.
Именно в таком переводе и стоит понимать Бога, когда он называет себя мужем «своего народа»: «Творец есть супруг твой». Евреи, затем и христиане, заключив с Создателем завет, стали освящены. Выделены или отделены для Него. Логика небожителя понятна — эгоист и собственник. Творец желает, чтобы все люди были Его народом святым. Принадлежали только Ему. Статья уже была, где поднималось понятие «ревнитель». И когда Его «святой народ» совершает прелюбодеяние с идолами и иными богами — страшнее греха нет.
Как стать «святым».
Первый аспект этого качества под силу людям, принявшим призыв Господа жить не по человеческим традициям и установкам. А беспрекословно следуя Божьим заповедям. Само собой, такое очень трудно провернуть в обычной жизни. Среди евреев (после заключения завета на горе Синай) и первых христиан всегда находились те, кому ноша была непосильна. Вот почему Бог называет своих вестников «святыми». Они святы во втором понимании этого слова, отделены для Творца его волей и выбором.
Теперь о народах «святых». Все иудеи и христиане были избраны Богом. Первые заключили «брачный завет» у горы Синай, названы святым (отделённым) народом. При соблюдении обязательных условий «контракта»: обоюдная верность и исполнение «супругой» Божьих заповедей.
«Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его». (Второзаконие)
«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня … народом святым». (Исход)
«Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа… по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». (1-е послание Петра)
Двойную проверкой логикой можно провести ещё, не отдаляясь от Библии. А может быть так, что человек назначен «святым», но его чистота и безгрешность — под большим вопросом? Да, так и есть. Из послания к Евреям понятно: «святые» — это не только духовные наставники, но и простые верующие:
«Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых».
В этом же послании «святыми» называются все участники дарованного Иисусом спасения:
«Братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа».
Обращаясь к Коринфянам, апостол Павел что говорит?
«Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа … церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым». (1-е и 2-е Послание к Коринфянам)
Дальше вообще чудеса, церковникам бы это объяснить следует, вообще-то. Апостол говорит, что «святые братья» — это обыкновенные люди, среди них немного мудрых, сильных и благородных. Как они неверно понимают учение Христа, погрязнув в грехе и слабостях:
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». (1-е Послание Коринфянам)
«Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога».
Именно такое обращение (как к «святым») присутствует ко всем остальным народам. Им отправлялись апостольские Послания: к Римлянам, Ефесянам, Филиппийцам и Колосянам. Новый Завет не раз призывал служить «святым», читаем правильно слова Павла:
«А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым».
Кому он там собирался «служить»? Синедриону еврейскому или кому-то, кого назначили так скоро «святыми старцами»? Конечно, нет. Речь идёт о христианах, которые уверовали в Мессию. Апостол призывал к «помощи святым»? Да, это называется благотворительностью. Для жителей других городов, которые поразил голод и неурожай:
«Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше … Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением … Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу». (2-е Послание Коринфянам)
Подмена понятий.
Сегодня «святым» принято молиться, обращаясь к ним за помощью. На это есть куча волшебной литературы церковных лавок, душещипательных «преданий», как полезно и необходимо это делать. Однако… за кого апостолы призывали братьев-христиан молиться? За каких «святых»?
«Молитесь во всякое время … со всяким постоянством и молением о всех святых». (Послание Петра Ефесянам)
За себя просили молиться апостолы? Да. Но в каком качестве себя рассматривали? Правильный ответ: речь шла о необходимости…. «молитесь друг за друга» (Послание Иакова).
Теперь ещё одна ловушка, в которую попадает невнимательный неофит христианских традиционных церквей. По чертежам лукавым со «святостью» ему трактуют понятие «праведность». Говоря, что это «безгрешность». Неверно. Не без греха были многие библейские герои. Но их называет Писание — праведниками.
Авраам (не доверявший Богу) дважды готов был поступиться честью своей жены Сарры. Моисей убил египтянина. Давид взял чужую жену Вирсавию, отправил на смерть её мужа Урию. Лот, в скотском и пьяном виде, дважды допустил инцест со своими дочерьми… Это как понимать? Только, как простой и непреложный факт: среди людей нет «святых». В смысле безгрешности. Так же нельзя встретить по этому маркеру — «праведных».
«Нет праведного ни одного … потому что все согрешили и лишены славы Божией». (Послание Римлянам и Екклесиаст)
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных». (1-е Послание Петра)
Праведниками (как и святыми) Библия назначает не безгрешных людей. А тех, кто… старается жить правильно, согласно заповедям Творца:
«В сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам». (Второзаконие)
«Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен». (1-е Послание Иоанна)
«Если кто праведен и творит суд и правду, …к идолам … не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет … никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник … говорит Господь Бог».
«Праведники» в Библии никогда не сравниваются с обыкновенными людьми. Не называются «лучшими из народа». Их всегда противопоставляют грешникам. Чаще — с преступившими закон Божий. Кто отверг заповеди Творца:
«Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие». (Книга притчей Соломоновых)
«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром». (там же)
«Правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». (Лука)
Вот и самый короткий вывод: Библия прямо говорит, что «святой и праведник» — это простые люди, которые грешны. Но всеми силами стараются жить по заповедям Творца. Ничего более… Без «прокладок» из десятков тысяч каких-то непонятных личностей. Которым еще нужно специальные молитвы творить.
Читайте по теме: