Найти тему
АвтоДвиж

Новые троллейбусы и электробусы, которые показали на выставке в Москве

Похоже, нас ждут большие перемены в устоявшемся сегменте рынка безрельсового электротранспорта. Если с десяток лет назад основная битва за «лакомые кусочки» шла между российской «Тролзой» и белорусским «Белкоммунмашем», а остальные делили между собой, что останется, то теперь ситуация сильно изменилась. «Тролза» больше не существует, соседи заняты насыщением собственного рынка электротранспорта, а у нас появилось сразу несколько новых моделей троллейбусов и электробусов.

С 12 по 14 мая в Москве прошли выставки пассажирского транспорта, наиболее значимые из которых - «ЭлектроТранс» и автобусный салон «CityBus». Впечатления от данных мероприятий год от года могут разниться от «очень интересно» до «жалко потраченного времени». Но в этом году действительно было, на что посмотреть. Впрочем, судите сами…

Троллейбусы

Начну с продукции ПК «Транспортные системы». Троллейбус с увеличенным автономным ходом (или по-новомодному «электробус с динамической подзарядкой») ПКТС-6281 «Адмирал» является дальнейшим развитием уже известного одноименного проекта. Главное отличие данной модификации – возможность пройти по маршруту без контактной сети 15 км. Хорошая альтернатива дорогущим электробусам для городов, где уже есть троллейбусная сеть.

«Низкопольник» длиной 12,3 метра рассчитан на перевозку 96 пассажиров, из которых 30 могут ехать сидя. Из явно положительных моментов стоит отметить наличие 13 сидений и еще трех страпонтенов на низком полу.

Троллейбус однозначно проявляет заботу к «пожилым людям, пассажирам с детьми и инвалидам». Главное, не проходить дальше задней колесной арки, иначе… Складывается такое ощущение, что тот, кто разрабатывал планировку салона, очень устал, пока дошел до его задней части. И потому «хвост» нарисовал кое-как. Высокие замысловатые ступеньки, три «метроместа» вдоль борта и нагромождение поручней – жесть какая-то…

Вторым троллейбусом на выставке был УТТЗ-6241-01 «Горожанин» производства «Уфимского трамвайно-троллейбусного завод». Про то, где и как собирают «основу» данного троллейбуса, я уже подробно рассказал ЗДЕСЬ. В Уфе же осуществляется окончательная досборка, после чего машины уходят к заказчику. По сути, это «рогатая» вариация автобуса МАЗ 203 со всеми вытекающими техническими моментами: низкий пол, длина - 12,2 метра, пассажировместимость - до 102 человек в зависимости от компоновки.

«Горожанин», как и «Адмирал», имеет увеличенный запас автономного года. Без контактной сети троллейбус может пройти до 20 км. При этом в конструкцию заложена возможность установки дополнительных модулей с АКБ, что повысит запас хода до 40 км.

Откровенно говоря, это самая актуальная модель электротранспорта из представленных на выставке. Хорошо изученная конструкция кузова и поставленное на поток производство МАЗ 203T позволит транспортникам быстро освоить модель, не сражаясь с «детскими болячками», свойственными всем новым моделям.

Электробусы

Самым привлекающим внимание экспонатом я бы назвал электробус модели 529802 «Сириус» производства «Транс-Альфа». Восставшее из пепла предприятие активно старается вернуться на рынок. И, похоже, это у него получается. Низкопольный «Сириус» создан на основе троллейбуса «Авагард», который в свое время запомнился пассажирам интересным дизайнерским решением с остекленной до пола накопительной площадкой. Сохранив данную «фишку» и на электробусе, вологодцы приделали к кузову оригинальную переднюю маску, благодаря которой не заметить машину просто не получится.

По заявленным ТХ новинка с максимальной загрузкой салона в 86 человек (31 место) сможет пройти на АКБ до 240 км, после чего восстановление заряда займет всего 4 часа. Вроде бы неплохо, но по факту на конкретном экземпляре стояла лишь часть батарей, и запас хода был ограничен 60 км. Какой километраж сможет пробежать «Сириус» в реальности, пока непонятно.

Колесные арки здесь не задействованы
Колесные арки здесь не задействованы

Кроме того оставила вопросы и компоновка салона. Если верить табличке в электробусе есть четыре кресла для пожилых людей, два сиденья для пассажиров с детьми и место для инвалидной коляски. По факту, все сиденья расположены на подиумах. Вероятно, производитель не очень понимает, в чем суть «социальных» мест пассажирского транспорта.

Интерьер кабины тоже оставил двоякое впечатление
Интерьер кабины тоже оставил двоякое впечатление

Еще один конкурент российским флагманам – электробус Алькор-5214-01 от одноименного производителя. Не слышали про компанию «Алькор»? Не мудрено. Костяк недавно организованной фирмы составляет конструкторский отдел вышеупомянутой «Транс-Альфы». Разумеется, теперь бывший отдел. Новинка длиной 12,2 метра полностью низкопольная. Причем, стоит отдать должное – планировка салона выполнена с точки зрения пассажира очень удобно. Даже к «галерке» особых вопросов нет. Общая пассажировместимость – 86 человек, посадочных мест – 35.

Запас хода «Алькор» - 180 км, а пополнять энергию планируется в ночное время. С учетом того, что ранее был представлен и первый троллейбус в таком же кузове – перспективы у модели есть.

Рассказать что-то новое про белорусский МАЗ 303E10 особо и нечего – все его характеристики я уже описал ЗДЕСЬ. С того момента никаких новых открытий с машиной не случилось. Разве что, первая партия электробусов в количестве 8 единиц была отгружена заказчикам: 4 новинки получил Минск и по одному экземпляру ушли в Брестскую, Витебскую, Гомельскую и Гродненскую области.

И последний электробус выставки - ГАЗель Е-НН. 17-местный «электромикрик» создан на базе тяжелой «ГАЗели» с полной массой 4,6 т. Предполагается, что на одном заряде машина сможет пройти до 120 км – это не много, но и немало для задач, которые на данный момент ставятся перед новинкой. Кроме того, предусмотрен и вариант с батареей большей емкости с запасом хода до 200 км. Забавно, что представленный на выставке экспонат получил сертификат СБКТС в Армении – настолько дешево или настолько легко пройти испытания?

По словам представителей завода в настоящий момент уже собрано 10 «электроГАЗелей». Предполагается, что работать они будут в IKEA, так что ищите на улицах города! Напомню, что ранее электромобили на базе ГАЗелиNEXT выпускала фирма «Спецавтоинжиниринг» - такая машина даже имела свой индекс. Однако теперь ГАЗ решил самостоятельно войти в тему, а значит, предыдущему проекту придет конец.

ГАЗель NN пока в принципе новинка, а уж в виде электромобиля…
ГАЗель NN пока в принципе новинка, а уж в виде электромобиля…

Всякая всячина

Кроме вышеупомянутой техники, на выставках можно было посмотреть и на другие экспонаты, так или иначе имеющие отношение к транспортной тематике. Например, впервые был официально показан Вектор NEXT 8.8 CNG – он же ПАЗ-320415-14. Модификация в исполнении «Доступная среда» имеет низкий пол в заднем свесе, а запаса метана в баллонах суммарной емкостью 372 литра должно хватать на 270-300 км. Кстати, я подробно рассказал про этот автобус ЗДЕСЬ.

-14

ПолунизкополнуюГАЗельCity (A68R52) уже можно видеть на улицах некоторых городов. Поговаривают, что ее даже прочат на место каркасника ГАЗель NEXT Cityline. По факту же очень удобная для работы на маршрутах крупных городов модель совершенно не подходит для эксплуатации в провинции именно из-за своей лояльности к пассажирам. Низко посаженый кузов и замысловатая система карданов не позволят нормально эксплуатировать ее на разбитом асфальте. А тех перевозчиков, которые все же будут готовы рискнуть, отпугнет высокий ценник.

И, напоследок, один из автомобилей для парка «Яндекс Такси». Полностью электрический PorscheTaycan с моторчиком мощностью в 670 л.с. сможет мчать вас, куда угодно, на протяжении 450 км. Но, и это не конец – супермощные зарядные станции могут зарядить АКБ такси на 80% всего за 20 минут. Смогут ли в это время заряжаться московские электробусы в этом районе, или им банально не хватит энергии – не сообщается…

-16