Найти в Дзене

ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С И.М. СМОКТУНОВСКИМ. ЯНВАРЬ 1988 ГОДА

Мама рассказывает…

В январе 1988-го года ходила я в музей Станиславского на вечер Иннокентия Михайловича Смоктуновского.

Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Изображение взято из открытых источников сети Интернет

Поскольку моя сестрица работала в музее МХАТ, я видела всё как бы изнутри. На протяжении всего действа я записывала свои наблюдения и впечатления, правда, довольно сумбурно и отрывочно. Но через день попыталась переписать эти записки в более связной форме. Вот, что у меня получилось…

Прибыл Иннокентий Михайлович за десять минут до начала вечера. Музейные «девочки» забегали: «Приехал?» —«Приехал!» И бросились к дверям. Начали, однако, чуть позже. На сцене двое — он и Владлен Давыдов (в то время директор музея). Первым заговорил Владлен Семёнович и определил «жанр» встречи: встреча-разговор. Ни игры, ни чтения… Разговор.

И начался разговор. Вернее, монолог. Сначала о системе Станиславского, о профессионализме. Очень быстро ИМ перешёл на князя Мышкина, заговорил о работе над ролью. Он, как видно, считает её самой значительной своей ролью, и, возможно, самой удачной. Во всяком случае, говорил о ней много, увлечённо, постоянно возвращался к ней на протяжении чуть ли не всего вечера. И она, надо признать, стоит того.

У меня создалось впечатление, что он так и продолжает играть эту роль. На мой взгляд, перед нами был, если уж не сам князь, то Мышкин-Смоктуновский — это точно! И постоянно у меня было чувство, что я смотрю спектакль, что он играет, что он не естественен, что он работает на нас, на публику. Возможно, так и дóлжно? Хотя он убеждал нас в обратном.

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский в роли Мышкина. Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский в роли Мышкина. Изображение взято из открытых источников сети Интернет

Неожиданно ИМ «обрушивается» на бездуховную молодёжь, преимущественно в кино. Обличает отсутствие в современных актёрах (не всех) внутреннего мира. Причём, из всего сказанного можно сделать вывод, что сам-то ИМ — имеет, обладает, владеет, умеет… и т.д. После таких, несколько завирально (на мой взгляд) звучащих фраз, он мило кокетничает и, эдак ненавязчиво, сравнивает себя со Станиславским… Чуть юродствует. Иногда кажется, будто он играет на старушек (сидящих в первом ряду), я имею в виду особый, театральный вид старушек.

Периодически ИМ шаркает ножкой перед Давыдовым : «Владлен как-то сказал…» и дальше выдаёт цитату. Владлен доволен, все умиляются. Однако выглядит это так: прекрасно сознавая своё превосходство (по все статьям), ИМ не выпячивает себя, а как бы делает шаг назад, к Владлену. Вроде бы, правильно. Но отчего-то явственно ощущается, что и это всего лишь игра. Интересно, почему я всё время отказываю ему в искренности?!

Вечер он вёл мастерски! Поразительное чутьё на публику, на её состояние! Он царил над нами, властвовал! Движение рукой (ах, какие руки!) — и зал, заворожённый, не отрывает глаз от руки. Вдруг — пауза. И зал вымер. Или наоборот, — засиделись? И ИМ вносит лёгкое оживление. Но со вкусом, с чувством меры — никакого громкого хохота, никто не хватается за бока! Всплеск смеха, даже не взрыв, — и всё. А он уже ведёт дальше. Высший пилотаж!

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет

Игра словами. Как бы «игра». Часто использует слова из лексикона князя Мышкина, или они уже так сильно вошли в его сознании, что стали «своими»? Однако, при всём его владении речью, умении связно и содержательно говорить, ИМ частенько оговаривается, порой даже изобретает совсем нелепые слова (типа «добёр» в смысле «добрый»).

ИМ ведёт себя подчёркнуто вежливо и даже церемонно (князь!). Сестра сказала, что он и в жизни такой — чуть ли не единственный (если на самом деле не единственный), кто здоровается с работниками в театре. Остальные… да Бог с ними, с остальными, сейчас не о них речь.

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет

И вот этот истинно вежливый человек чуть ли не ВСЕХ обвиняет в невежливости, невоспитанности, неинтеллигентности и т.п., и всем противопоставляет себя. По мне, так это идёт от отсутствия внутренней культуры, — ну не может же человек с врождённым чувством такта, умеющий себя вести, говорить подобные вещи о своих коллегах! Значит, опять игра? Игра в вежливость.

Долго и с интересом к своей собственной судьбе, но увлекательно, ИМ рассказывал о поисках образа князя Мышкина: заслуга в создании принадлежит ему (ИМ) и только ему. Актёры из киногруппы, снимающиеся с ним в «Идиоте», ходили к режиссёру, просить снять ИМ с роли за неумение. И вот по этим актёрам ИМ прошёлся… Ох, как прошёлся! Он — гениален (именно так), они — тупы… и т.п. Мимоходом сообщил о своём абсолютном владении актёрским аппаратом. И, опять же мимоходом, но очень темпераментно: «Я не тщеславен. Я не знаю, что это. Мне это чуждо».

А вот ещё несколько фраз:

«Это был ещё тот зверинец!» (Об актёрах, пришедших к нему в гости уже после премьеры «Идиота».)
«Дело было выиграно! Это была победа». (Всё там же.)
«Я взял от него то, что мне было нужно». (С наполеоновскими интонациями — о человеке, с которого, собственно, и лепил образ князя Мышкина.)

За весь вечер он всего лишь два раза упомянул о деньгах. Но как! Ох и жаден, ох и скуп! Скупой рыцарь. Но и это он обыграл, так всё сыграл, что все очень мило это приняли.

Рассказывая о поездке в ФРГ, рассчитывает неизвестно на кого, потому что заявил, что отправился туда лишь на поиски образа царя Фёдора. «Эти лица…» Но не нашёл. «Души нет». Вот как!

Давыдов изредка блистал познаниями в истории театра, жонглировал фактами, именами… Хмелёв, Качалов, Добронравов… И время от времени, не удержавшись, подпускал Смоктуновскому шпильки. Тихо так, ненавязчиво. Смотришь на них обоих и умиляешься: две интеллектуальные миляги. Но разница чувствовалась явственно, например, ИМ обращается к залу не иначе как: «Родные мои!», «Друзья!», «Дорогие мои!». А Давыдов, как гвоздь вбил, — «Товарищи!».

Но в одном я с ИМ была абсолютно согласна, — это когда он говорил о лицах людей прошлого. О их значительности, содержательности, одухотворённости. (Вот только откуда им взяться?)

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет

И снова заговорил о профессии и профессионализме, о Станиславском, его системе. О мастерстве. Своём. И тут же: «Нельзя говорить о себе — всё, познал систему. Нет! Этого быть не может! — И т.д. о совершенствовании актёрского мастерства, и т.п. И вдруг он как бы оговорился: — Мне дали этого дурацкого… (лёгкое замешательство) замечательного… Головлёва». И относительно этой роли начал возмущаться теми актёрами, кто в игре использует «плюсики» (и тут же изобразил Качалова). По поводу «плюсиков» ИМ выразился так: «Не люблю, не уважаю», и свёл всё это к отсутствию вкуса. Ой! Непризнание авторитетов! Долой Качалова и присных! Правда, сравнив свои позывы к тем самым «плюсикам» с качаловскими, ИМ сам почувствовал, что несколько заврался, и посмеялся добродушно над собой.

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет

Всё-таки он прекрасный актёр! Контакт с залом моментальный и прочный. Публика, конечно же, пришла соответственная — афиши не вывешивали, и приглашены были лишь так называемые свои. Все эти «свои» и настроены были надлежащим образом. Что бы ни говорил ИМ, одобрение было почти всеобщее. Бабушки (театральные старушки), так те просто были в восторге.

Через час выступления — зал ГОТОВ! То есть абсолютно. И даже я (!) почти утратила скептицизм.

Владлен Семёнович поделился с нами своей догадкой о методе физического действия у американцев: «… они ведь изучали систему Станиславского, хорошо ли, плохо ли, но она-то на них и подействовала». Вот. Глубокая мысль. На этот «рассказ» Давыдова подвигнул ИМ, — отдохнуть, возможно, захотелось.

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет

Ну а затем пошли вопросы. И ответы. В ответах ИМ проявил очень приятное чувство юмора. Отвечал, похоже, искренне. Или?..

Вопросы были такие:
1. О Михаиле Чехове. — ИМ не читал, в чём и сознался.
2. О Некрошюсе. — ИМ выразил почти полное неприятие, хотя, по его словам, спектаклей не видел и своё мнение составил по рассказам Табакова. (Как в анекдоте про Карузо!) Считает, что слишком много чисто внешних приёмов показа «внутренних» людей — «а это ведёт за собой, или вытекает из… несоответствие сути написанного».
3. О роли режиссёра в поисках образа князя Мышкина. — ИМ всё, всё, всё взял на себя.
4. Об озвучивании (озвучании). — ИМ рассказал о том, как это сложно и трудоёмко. В частности, говорил о фильмах Чаплина.

После этих вопросов ИМ рассказал совершенно потрясающую историю о стакане водки как стрессоснимающем средстве. Чем и купил публику на корню. Купил! Купил!

И ещё он поведал, как пользуется «ворчанием» жены, — она собирает его на очередное выступление и бормочет: скажи то-то и то-то. Он приходит на выступление и… говорит то-то и то-то.

А ещё ИМ выдал такое… «Если поздно вечером, идя по Тверскому бульвару, вы увидите несущуюся на лыжах длинную фигуру («О ком бы это он?» — подумала я.) в белом костюме, мне его подарили в Италии, когда я там был на съёмках «Очей чёрных»… Знайте, это — Смоктуновский! …Ведь хочется и на лыжах покататься».

Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет
Инноке́нтий Миха́йлович Смоктуно́вский. Изображение взято из открытых источников сети Интернет

В общем, как весь вечер разные более или менее серьёзные вещи перемежались трёпом, трёпом всё и закончилось.

После окончания вечера мы с сестрой и музейными «девочками» спустились к чёрному ходу покурить. И тут вышел Иннокентий Михайлович! «Девочки» тут же загомонили, заговорили с ним, и он заулыбался, и говорил очень мило, вежливо, хоть и устал и спешил домой. Когда же, наконец, двинулся к двери, то попрощался — с каждой, с каждой в отдельности. И мне перепало.