Часто от родителей можно услышать подобную жалобу: «Я не понимаю, что с ней/ним происходит?», «Моего ребёнка как будто подменили», «Он (она) сам (сама) не свой (не своя, связался (связалась) с дурной компанией», «неуспеваемость в школе, неадекватное и агрессивное поведение» и др.
Если вам, как родителям, это знакомо, то дочитайте до конца!
Первое, что нужно понимать, ребёнок просто так на ровном месте не меняется, всегда есть причина или несколько причин!
Второе, не нужно прилеплять своему ребёнку табличку «монстр», важно разобраться, что происходит и организовать помощь.
Факторы, которые оказывают влияние на «резкие» изменения в поведении детей и подростков:
1) Наследственная и/или врожденная отягощённость (физиологические, психоэмоциональные и др.особенности, врожденные патологии, аутоиммунные заболевания, установленный психиатрический диагноз и иные расстройства личности)
2) Неблагоприятная и нездоровая семейная обстановка (условия проживания и развития, зависимости родителей и других членов семьи, скандалы, унижения, оскорбления и др.)
3) Социальная среда (неблагополучная компания, травля и преследование со стороны педагогов и сверстников, неадаптивность, изоляция, игровая зависимость, другие аддикции и др.)
4) Внутренние и внешние стрессоры ребёнка: низкая устойчивость к стрессам, сложности в обучении и социализации, изменения я в семье (развод, появление братьев или сестёр, утрата и др.), переезды, нехватка общения (как ведущего вида деятельности), отсутствие принадлежности к группе, стремление быть замеченным, принятым и понятым, самоопределение, независимость и неудовлетворение этих потребностей и другие внутренние переживания.
Формы, в которых проявляются «резкие» изменения в поведении детей и подростков:
Оппозиционное поведение - чаще наблюдается у детей младше 9 - 10 лет, для которых характерно непослушание, провокационное, враждебное, вызывающее поведение, игнорирование просьб и правил взрослых. Диагностируется также у детей младшего, среднего школьного возраста.
Асоциальное или девиантное поведение (при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости и проч.)
1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, нецензурная лексика, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей (прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении в состоянии изменённого сознания, нарушение правил безопасности); 3) преступления (воровство, поджоги, нанесение телесных повреждений и др.)
Зависимое (аддиктивное) поведение - форма деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций и состояний.
Агрессивное поведение: вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.
Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, он хочет, чтобы от него все отстали.
Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия, вандализм, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критика в адрес других людей. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самостоятельности.
Самоповреждающее поведение определяется как преднамеренное причинение вреда собственному телу в результате повреждения тканей организма; направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - ребёнок надеется справиться с эмоциональной болью, или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать (в том числе, суицидальные мысли).
🆘Если вы понимаете, что ребёнок изменился и вы не можете на него повлиять и справиться с ним, то вам срочно в кабинет психолога, психотерапевта с возможным привлечением к работе социальных и детских служб, правоохранительных органов!
Не ждите, будет поздно! Важно не упустить драгоценное время и не обманывать самих себя, что «само все пройдёт» и «он сам изменится».
Дети с вышеперечисленными формами поведения составляют группу риска и требуют особого подхода к их проблематике с привлечением специалистов!