Найти тему

Ловушка, в которую вы попадёте, если заставляете ребёнка делиться игрушками

⠀Делиться - это вообще про что? Человеку зачем это понадобилось в процессе эволюционного развития?

картинка взята из свободного поиска в интернете
картинка взята из свободного поиска в интернете

На самом деле, только с двумя целями: выражение или завоевание симпатии и выживание. Все. А вот это вот «вежливо, хорошие манеры, жадина» - это мы уже в своей социальной жизни придумали. А ещё это про границы: свои и окружающих. Что со мной можно делать, что нельзя; где мое и где чужое; хочу я или не хочу; могу или не могу.

Вот ситуация: Мама и ребёнок 2,5 лет. У ребёнка самокат. Самокат очень приглянулся сверстнице, но мальчик его отдавать не хочет.

Мама: надо делиться, поделись! Она чуть-чуть, он все равно твой!

Ребёнок плачет, давать не хочет. В итоге Мама настаивает, как-то его отвлекает, они идут в песочницу. А там мой 4-летний сын наслаждается свежим песком и своим трактором. Мальчик, естественно, захотел трактор. Спросил. Получил отказ. Подошла его Мама, стала уговаривать моего сына: пожалуйста, чуть-чуть, он только посмотрит... Нет. Она говорит своему сыну: ну видишь, нельзя, он не хочет делиться.

Вот она ловушка! Сразу, автоматически вы в неё попадёте: в двойные стандарты. Своего ребёнка заставить можно, но других заставить нельзя. Получается, ребёнок границы других соблюдать должен, а его границы постоянно нарушаются.

Свой личный пример тоже сюда не подставите: если я к вам на улице просто подойду и попрошу ваш айфон в интернете посерфить - это нормально, что откажете. Тоже двойной стандарт: ребёнок должен, взрослый нет.

А если посмотреть на то, с чего мы начали – про эволюцию? Стоит ли вопрос выживания при дележке на детской площадке? Явно нет. А что насчет симпатии? Абсолютно не обязательно, что именно те два ребенка, которые случайно встретились в песочнице, окажутся друг другу симпатичны и это будет взаимно. Зачем тогда все это?

Некоторые родители говорят – ну он же вырастет жадиной, мы растим индивидуалистов; воды не даст в жаркую погоду.

Ну, это не вполне справедливо. Потому что, во-первых, мы не призываем запрещать ребенку делиться или всячески ограждать его от этого мы не призываем запрещать ребенку делиться или всячески ограждать его от этого мы не призываем запрещать ребенку делиться или всячески ограждать его от этого. Мы не даем ему экстремальной жесткой установки «ты должен, другие должны», но мы даем гибкую и адаптивную «ты можешь, если хочешь», «если ты поделишься, то…». Мы объясняем, что есть такой вариант, что при желании можно сделать другому приятно, что можно, например, попробовать обменяться, если ты чего-то хочешь. И мы так же учим принимать чужой отказ.

Если говорить о более глубоком контексте «делиться», то ничто не мешает нам так же знакомить ребенка с такими логичными ситуациями как дарение подарка кому-либо, дарение подарка ребенку с объяснением смысла и содержания этого действия, разделение пищи за одним столом (например, разделить одну шоколадку на всех), угощение других. И это тот реальный и логичный опыт, имеющий смысл и для детей и для взрослых.

Кроме того, мы всегда можем рассказывать ребенку те или иные жизненные примеры, истории, притчи, в конце концов, где раскрыт разный контекст и смысл понятия «поделиться».

Во-вторых… дети все же делятся. Они делятся по примеру других, они делятся с теми, с кем хотят играть, делятся тему вещами, которыми могут поделиться. И это нормально, это отвечает здоровому контексту идеи делиться.

И кстати, дети, который заставляют делиться, делают это в итоге с гораздо меньшим желанием и становятся истинными «жадинами», ну или людьми с нарушенными личными границами.