***
Шумел камыш, свистели пули. Битва киллеров на голландских болотах.
(Schneider vs. Bax, 2015, Нидерланды)
С одной стороны похвально, когда голландцы верят, что могут снять криминальную движуху в духе Тарантино и доводят своё желание до практики.
С другой стороны жаль, когда до них не доходит, что работать "по-тарантиновски" на своём национальном расслабоне - это значит угробить всю "малину". И вылепить из фильма неказистое нечто, а под конец и вовсе уснуть от тоски, лишив зрителя нормальных развязки и финала.
Хотя в целом Алекс ван Вармердам - и актёр неплохой, и режиссёр не бесталанный, а сценарист и вовсе номинированный на какие-то там награды, разве что давненько- ещё в 98-м. Поэтому завязку своей истории Алекс сочинил всё же забавную, да и где-то три четверти фильма смотрятся не без интереса. До тех пор, пока у нас остаётся надежда на эту самую развязку, ведь не могут же местные криминальные игрища завершиться без эффектных кульбитов и нежданчиков?
Оказывается, ещё как могут, если ван Вармердам захочет! Или, правильнее сказать, не захочет доводить свою историю до ума.
Итак, его зовут Шнайдер и он профессиональный убивец, работающий на некоего Мертенса. И сегодняшний путь Шнайдера с винтовкой лежит в уединённый домик на болоте, где, по словам босса, живёт писатель-наркоман Бакс - та ещё редиска. Грохнуть которую, значит оказать огромную услугу человечеству в целом и голландской родине в частности.
Между тем Бакс, что, впрочем, в сюжете не скрывается, тоже на поверку является труженником мокрушной промышленности. И тоже - вот так совпадение! - работает на контрактах у Мертенса. И тоже - вот так совпадение-2! - получает срочное задание. Только, само собой, не на свою голову, хотя это было бы довольно любопытно, а на голову Шнайдера.
А тот и рад бы опередить противника, да только к Баксу в его болотную избушку съехалось слишком много ненужных свидетелей, устранять которых было бы чересчур хлопотно. Да и не в традиции педанта Шнайдера устраивать бойню с невинными жертвами, ведь обычно он работал аккуратно, "сверх плана" трупов за собой не оставлял и ненавидел слово "палево"...
К сожалению, болото, на котором начнут своё противостояние два киллера, оказалось для ван Вармердама, слишком большим и заманчивым, чтобы в него не плюхнуться. В поэтическом смысле, разумеется. Что он и сделал с разбегу, утопив в заунывной артхаусной трясине последнюю четверть картины и перечеркнув тем самым все свои старания.
А ведь мог бы собрать волю в кулак, уйти в завязку, протрезветь и доделать фильм по всем правилам драматического искусства. То бишь завершить его на мощной ноте, отчего бы он надолго запомнился зрителю, а не забылся спустя уже пару дней.
***
В общем, досадно, что Алекс ван Вармердам "не дожал" до кондиции столь потенциально интересный сюжет. Из-за чего его картина даёт нам чересчур много надежд, причём вроде бы обоснованных, а на фишиной прямой вдруг ставит подножку и обламывает по полной.
Ну, может быть, ярые любители артхауса и порадуются столь звонкой пощёчине, которую Алекс отвешивает зрителю - они приветствуют режиссёрские эскапады в духе "Я - художник, тонкая творческая натура, я так вижу!".
Но если сами вы - натура толстая, и законы драматургии для вас не синоним выражению "туалетная бумага", то лучше поберегите нервы и к этому кино не прикасайтесь.