Когда речь заходит о морской пехоте, чаще всего вспоминают именно 7-ю бригаду Е.И.Жидилова. Эта войсковая часть, действительно, покрыла себя славой, но цена этой славы – огромные потери, причем не всегда оправданные.
Как это ни странно звучит, но 7-я ОБрМП в современном понимании морской пехотой не являлась. Она была создана после начала войны для защиты Главной ВМБ Черноморского флота (Севастополя), и, действовала в течение всего периода своего существования, как стрелковое подразделение.
Создавалась она под названием 1-го Черноморского полка морской пехоты, из запасников флота (личный состав с кораблей не снимался). В конце июля было принято решение создать не полк, а бригаду, и название 1-го Черноморского полка отошло к подразделению, созданному в Одессе. Бригада лучше других морских подразделений была оснащена тяжелым вооружением. Каждый ее батальон имел в своем составе по артиллерийской батарее. Суммарно: 5 батальонов – 5 батарей. При этом, в связи с нехваткой полковых пушек, обр. 1927-года, одна батарея была оснащена царскими трехдюймовками. Бригада имела в своем составе минометный дивизион полкового калибра (120мм).
Давайте очень коротко проследим историю 7-й бригады морской пехоты. Она описана очень подробно в книге Е.И.Жидилова «Мы отстаивали Севастополь» [1]. Но в изначальном составе бригада просуществовала недолго.
В октябре 1941г. два наиболее подготовленных батальона бригады 1-й, под командованием капитана Г.Ф.Сонина, в составе 900 человек и двух батарей 76-мм орудий и 4-й, в составе 800 человек, под командованием капитана А.В.Кирсанова, убыли на Перекоп. После этого, три оставшиеся батареи свели в один дивизион.
Немецкие документы дают кое-какие детали. Из допросов пленных (немецкая 46-я пд) «Морская бригада «Севастополь» формируется в Севастополе из резервистов, которых одевают в морскую форму, личный состав кораблей для этого не используется. Таким образом, создана бригада, состоящая из 5 батальонов, которая по железной дороге 28.09.41г. была переброшена на север Крыма для усиления атаки на Армянск и Перекоп. В ходе следования эшелон с бригадой попал под авианалет, подвижной состав и пути были сильно повреждены, бригада понесла потери. Другой подвижной состав подан не был. В связи с этим, оставшиеся морские пехотинцы в составе двух батальонов пешим порядком прибыли в д.Бой-Казак…».
И еще: « На участке 97-го полка взяты в плен 12 человек, которые относятся к морской стрелковой бригаде «Севастополь». Номер бригады пленным неизвестен. Все они относятся к 1-му и 4-му батальонам бригады. Всего в бригаде 6 батальонов. На фронт направлены только 2-й и 4-й батальоны, все остальные вернулись в Севастополь…». Т.е., возможно, на фронт отправлялась вся бригада, но эта информация требует перепроверки.
1-й и 4-й батальоны, под именем 1-го и 2-го Перекопского отрядов моряков действовали самостоятельно, и в бригаду уже не вернулись. 1-й Перекопский отряд был влит в 1-й Севастопольский полк морской пехоты (командир –полковник П.Ф.Горпищенко), который с января 1942г. стал 8-й бригадой морской пехоты 2-го формирования. 2-й Перекопский отряд стал основой для формирования 2-го Перекопского полка морской пехоты.
В 7-й бригаде было начато формирование новых батальонов взамен ушедших. После прорыва Ишуньских позиций, бригада, почти в полном составе, 28.10.41г. была брошена на на промежуточные рубежи. Сначала на рубеж Джанкой-Фрайдорф, в районе д. Айбары, затем, в связи с прорывом противника по левому флангу, отведена на рубеж Саки –Окречь, затем, бригада получила задачу прорваться на Альминский рубеж, который являлся частью большого Южнобережного рубежа.
В соотвествии с приказом по Приморской армии №044, она должна была прорваться в районе д. Булганак, и выйти на Альминский рубеж[2]. Версия Е.И.Жидилова полностью не соответствует документам. С опозданием в сутки, в ночь с 1.11.42г. на 2.11. бригада начала прорыв при содействии саперного батальона 421 СД.
1, 2 и 5 батальонам 7-й бригады, понеся потери, удалось прорваться, однако 3 и 4 батальоны в атаку не пошли, начав движение по дороге Саблы –Ялта, через заповедник.
По версии Е.И.Жидилова, в результате боев бригада потеряла 2-й батальон, вместе с ротами 1-го батальона, из состава которого, после боя у д.Булганак-Бодрак, прорвавшись через боевые порядки 50-й ПД, вышли лишь 138 бойцов под командованием младшего лейтенанта Василия Тимофеева. Погибли и пропали без вести, около тысячи бойцов, включая командира батальона и начальника штаба бригады.
В результате боя у д.Приятное свидание, был потерян и 5-й батальон капитана М.В.Дьячкова. Из его состава, в Севастополь вышло всего пятьдесят человек во главе с военкомом ст. политруком Турулиным. По факту, при анализе потерь, выясняется, что в Севастополь вышли около 1200 бойцов бригады. Потери двух рот 1-го, 2-го и 5-го батальонов были ниже, чем указано у Е.И.Жидилова.
3-й (командир к-н Мальцев) и 4-й (командир к-н Гегешидзе) батальоны в ходе отступления к Севастополю, так же понесли потери. В двух стрелковых батальонах оставалось всего около 800 бойцов. Удалось сохранить артиллерийский и минометный дивизион бригады.
О чем говорят документы? Уровень потерь в 3 и 4 батальонах бригады выше, чем потери в 1, 2, и 5 батальонах. Бойцы бригады напрямую вышли в Севастополь, однако при этом, они, действительно, потеряли штаб бригады и командиров батальонов, которые ожидали продолжения наступления, и подхода 3 и 4 батальонов в районе в. 158,7 (в долине Таллы). Основные силы этих батальонов были сведены в 1-й батальон капитана Просяка, началось формирование «нового» 2 батальона.
Сразу после выхода, уже 8.11.41г. остатки 3 и 4 батальонов бригады были введены в бой в районе высоты 137,5 и хутора Мекензия. Сутки спустя, к бригаде присоединился ее командир, комбриг Е.И.Жидилов, который вышел почему-то отдельно со взводом конной разведки. Чуть позже сюда же был переброшен вновь сформированный 1-й батальон.
В ходе боев у хутора Мекензия остатки бригады еще больше поредели. В качестве пополнения в них влили остатки недоформированного 2-го батальона, численностью 197 человек. Затем, 14 ноября в бригаду влили остатки батальона Запасного артполка.
В ходе этих боев, был тяжело ранен командир 1-го батальона капитан Просяк. 22 ноября 1941г. бригада была сменена 3-м полком морской пехоты. Во всяком случае, так указывает в своих воспоминаниях бывший командир бригады. Е.И.Жидилов пишет: «Первый фашистский штурм Севастополя закончился. Противник не достиг своей цели. Генерал Петров дал высокую оценку действиям нашей бригады и приказал 3-му морскому полку сменить ее, за исключением третьего батальона» [3].
По факту: весь оставшийся личный состав был влит в 3-й батальон к-на Мальцева, который остался на позициях. В его составе, на тот момент, числилось около 850 бойцов. На позициях остались минометный и артиллерийский дивизионы бригады. Т.е. в тыл отвели только штабы батальонов и бригады. Предполагалось расформировать бригаду, но, решением командования ее сохранили.
Было начато формирование 1-го (командир капитан Харитонов) 2-го (командир к-н Гегешидзе) батальонов, в который в качестве пополнения влили бойцов бывшей 9-й керченской бригады морской пехоты, которых доставили в Севастополь по морю.
Батальоны еще не успели сформировать, а они были выдвинуты на передовую. 2-й батальон в помощь 1-му Севастопольскому полку, в состав которого вошел один из Перекопских отрядов- бывший батальон бригады. Первый батальон кинули в разведку боем перед фронтом 2-го Черноморского полка морской пехоты.
Все это время 3-й батальон находился у хутора Мекензия. Все три батальона несут тяжелые потери.
В ходе «разведки боем» 1-й батальон втянулся в бой, и оказался окружен. Приведу цитату из воспоминаний ветерана 7-й бригады В. Минчарко: «В ходе атаки погибли комбат Харитонов, начальник штаба Хоренко, и многие другие. Так кончил свое существование 1-й батальон, нас из 750 человек осталось человек 40-50, и нас влили в новый, последний 4-й батальон. Комбат 4-го батальона капитан Родин Василий Иванович только закончил его формирование» [4].
Судьба В.Минчарко удивительна, он был в составе 1-го батальона, пробился вместе с ст. л-том В.Тимофеевым в Севастополь, был зачислен в «новый» 1-й батальон, сражался у х. Мекензия, был легко ранен, по выздоровлению вновь попал в 1-й батальон. После его разгрома перешел в 15-ю роту (4-й батальон), и принял свой последний бой 4-го июля под скалами на м.Херсонес.
2-й батальон, отражая атаки на позиции 1-го Севастопольского полка, тоже достаточно долго не выходил из боя, и понес ощутимые потери. От бригады, по факту, остались лишь два неполных батальона. Бригаде в оперативное подчинение передается 2-й полк морской пехоты, в составе двух батальонов. Третий батальон полк потерял в ходе отражения 1-го штурма и боев с 1-й румынской горнострелковой бригадой за Алсу.
Е.И.Жидилов пишет, что полк был влит в состав бригады, а командир полка капитан Н.Н.Таран стал его заместителем[5], но это не верно. Полк в состав бригады был влит уже после 2-го штурма. Т.е. бригада постоянно формирует батальоны, и постоянно несет потери.
В ходе 2-го штурма в состав бригады прибыло еще два батальона морской пехоты, сформированных во флотском экипаже: (командиры капитан Г.Ф. Сонин и капитан К.Карагодский), которые едва смогли пополнить потери. Был сформирован новый 5-й батальон бригады, командиром которого стал бывший преподаватель школы морпогранохраны НКВД, к-н К.Подчашинский, до этого служивший в 9-й бригаде морской пехоты (1-го формирования).
Более или менее полный состав бригады удалось сформировать только после 2-го штурма. В нее были влиты два батальона 2-го полка морской пехоты, остатки 8-й бригады (1-го формирования) под командованием Л.П.Головина, остатки ряда других подразделений морской пехоты. Бригаде был возвращен 3-й батальон, в котором, по состоянию на момент передачи оставалось всего 350 бойцов. Однако, к 3-му штурму бригада имела почти полный состав.
Из воспоминаний Е.И.Жидилова: «Наша бригада занимала прежние позиции — по высоте с Итальянским кладбищем (гора Гасфорта), Телеграфной горе, по высоте 154,7, а в глубине — все те же Федюхины высоты. На правом фланге в первом эшелоне — второй батальон Гегешидзе, в середине — пятый батальон Подчашинского и на левом фланге — четвертый батальон Родина.
Во втором эшелоне на Федюхиных высотах расположился первый батальон майора Запорощенко. Третий батальон капитана Я.А.Рудь числится в резерве командующего армией и размещается на Куликовом поле на случай высадки противником десанта с моря или воздуха. Численность каждого батальона от 500 до 600 человек. Артиллерийский дивизион занял позиции на западных, а минометный — на восточных склонах Федюхиных высот. Всего в бригаде насчитывается около 4500 человек» [6].
В мае 1942г. майор К.Подчашинский был переведен в «новую» 8-ю бригаду(2-го формирования), а на его место был назначен капитан Филиппов. Анализ списков личного состава бригады позволяет сделать выводы, что в бригаду были сведены остатки разбитых подразделений, раненые моряки, выписанные из госпиталей, остатки экипажа «Червоной Украины», потопленных кораблей. Молодых бойцов с «Большой земли» в ней было очень мало.
В ходе 3-го штурма, бригаду вновь использовали побатальонно. Два батальона и две батареи перебросили на Северную сторону, с тем, чтобы срезать немецкий клин. Атака велась недостаточными силами, и, естественно, она закончилась неудачей. В результате боев на Северной были потеряны 2-й батальон майора А.С.Гегешидзе, и 3-й батальон Я.А.Рудя, артиллерийская батарея ст. л-та Пелых и минометная батарея л-та Зайцева.
Три батальона 7-й бригады: 1-й батальон к-на Л.П.Головина, сменившего раненого к-на Запорожченко, 4-й капитана Родина и 5-й капитана Филиппова сражались на скатах г.Гасфорта, Федюхиных высотах и скатах Сапун-горы. Последнее упоминание о бригаде- 2-е июля 1942г. В Воспоминаниях указывается, что в районе м.Херсонес сражались остатки бригады, численностью 180 человек, под командованием капитана А.А.Бондаренко.
[1] Жидилов Е.И. Мы отстаивали Севастополь – М.Воениздат 1960
[2] ОБД «Память народа. Документы оперативного управления Приморской армией. Боевой приказ № 044
[3] Жидилов Е.И. Мы отстаивали Севастополь – М.Воениздат 1960
[4] Минчарко В. Воспоминания. Архив НМГООС. Фотокопия. Архив автора.
[5] Жидилов Е.И. Мы отстаивали Севастополь – М.Воениздат 1960
[6] Жидилов Е.И. Мы отстаивали Севастополь – М.Воениздат 1960