Выпускник
трагикомедия, ромком
Голливудская комедия про выпускника колледжа, который оказывается втянут в роман с дамой бальзаковского возраста
Только что окончивший колледж Бенджамин Брэдок (Дастин Хоффман) возвращается в отчий дом в залитом солнцем Лос-Анджелесе, где все с воодушевлением ожидают от него решительного вступления во взрослую жизнь, не понимая, что это единственное, чему его не научили. Ситуацией не медлит воспользоваться миссис Робинсон — подруга семьи, мающаяся в благополучии среднего класса и опостылевшем браке. Роман с взрослой женщиной помещает Бенджамина в еще больший вакуум, пока он не находит родственную душу в ее дочке Элли. Вышедший в 1967 году «Выпускник» — с его откровенными темами, модным саундтреком от Саймона и Гарфункеля и изобретательной манерой съемки — стал одной из первых ласточек Нового Голливуда и надгробным камнем Голливуда старого. Что мало кто заметил в ту эпоху любви и протеста, так это врожденный цинизм режиссера Майка Николса. Пройдя через все испытания, его герои-бунтари укатывают в неизведанное будущее на автобусе, позабыв, что тот ходит по одному маршруту.
Планета обезьян
детектив, приключение, фантастика
Люди против приматов в самой жестокосердной социальной фантастике
Конец 1960-х выдался беспокойным для Америки временем, что нашло отражение в кинематографе: в частности, в «Планете обезьян» — тревожной сайфай-антиутопии про конформизм, ксенофобию и торжество ультраправых сил. По сюжету астронавты во главе с командиром Джорджем Тейлором (Чарлтон Хестон) с исследовательской миссией отправляются в космос, но вместо этого терпят крушение на неизвестной планете, населенной разумными обезьянами, и сразу же вступают с ними в конфликт. Казалось бы, тут следует ожидать приключенческого кино, но фильм Франклина Шаффнера обманывает все ожидания. «Планета обезьян» оказывается ближе к судебной драме с ее хлесткими процессуальными диалогами. Причем говорят в основном обезьяны. Повредивший голосовые связки герой Хестона где-то четверть фильма просто ходит и в ужасе пучит глаза, а когда к нему возвращается голос, пытается навязать обезьянам свою правду. Но шокирующая правда заключается в том, что герой Хестона все время ошибался, и именно человеческой цивилизации это кино ставит абсолютный ноль.
2001 год: Космическая одиссея
приключение, фантастика
Философский сайфай Стэнли Кубрика про черный монолит
Чтобы получить ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого, космический корабль «Дискавери» летит к орбите Юпитера, где был замечен черный монолит, когда-то сделавший из обезьяны человека, но взбунтовавшийся искусственный интеллект HAL 9000 грозит сорвать миссию. Фильм Стэнли Кубрика по рассказу Артура Ч.Кларка — один из главных философских сайфаев на свете. Как и черный монолит, он непрост для понимания, но в основе его лежит история непростых взаимоотношений создателя со своим творением: искусственного интеллекта с человеком, человека с черным монолитом. А чтобы этот разговор приобрел воистину вселенский размах, он происходит там, где ему и положено: в космосе.
Грязный Гарри
боевик, триллер, криминальный
Клинт Иствуд против маньяка Скорпиона
Полицейский Гарри Каллахан (Клинт Иствуд) охотится за психом, который требует от властей Сан-Франциско выкуп за то, чтобы он перестал убивать случайных людей. Иствуд, звезда вестернов, в первый раз сыграл здесь полицейского — впрочем, одиночка Каллахан с его магнумом 44-го калибра все равно больше похож на ковбоя, чем на сотрудника правоохранительных органов, и фильм вызвал у либеральной общественности оторопь вплоть до прямых обвинений в фашизме. В чем, наверное, есть резон, но это не делает постановку голливудского ветерана Дона Сигела менее эффектной, а образ Гарри менее монолитным: его хватило еще на четыре недурных продолжения и на десятки, а то и сотни подражаний — из этого фильма вырос целый жанр криминального кино про копов-нонконформистов. На следующие два десятилетия асоциальные элементы США перестали считать себя счастливчиками.
Крестный отец-2
драма, криминальный
Майкл Корлеоне учится быть главой мафии
Пока Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) в Нью-Йорке 1910-х годов начинает свое восхождение на криминальный олимп, его сын Майкл (Аль Пачино) в 1950-е годы пытается мудро распорядиться оставшимся после смерти отца наследием. Во второй части все удвоилось: два временных пласта, два героя, две коллизии. Фильм тоже получился в два раза мощнее (и стал первым в истории кинематографа сиквелом, получившим «Оскар»). Ф.-Ф.Коппола взялся рассказать историю отца и сына синхронно, но потом для телевидения перемонтировал первые две части трилогии, так чтобы действие происходило не симультанно, а в хронологическом порядке. Но оказалось, что вся сила фильма как раз в этом — в том, как мастерски переплетаются истории двух близких, таких похожих и одновременно непохожих друг на друга людей. В том, как сын становится отцом, а отец — сыном.
Свой среди чужих, чужой среди своих
вестерн, приключение
Никита Михалков снял красногвардеский истерн о том, что дружба важнее золота
Отгремела Гражданская война, и еще недавно катавшиеся от счастья по полю бойцы РККА оказались раздавлены бумажной и бюрократической работой. Вскоре им предоставится повод тряхнуть стариной: нужно переправить буржуазное золото в другой город, на поезд нападут разбойники при участии белогвардейца — все смешается в борьбе за металл. «Свой среди чужих» Никиты Михалкова не столько играется с жанром вестерна на бескрайних просторах Союза (жанровые элементы довольно номинальны, есть также подобие детектива), но размышляет о том, насколько на войне проще, чем в мирной жизни, где без свинца и расследований не определишь, кто вообще свой, а кто чужой. Жуткая, в общем, картина, репететативно озвученная двумя треками Эдуарда Артемьева и оцененная Алексеем Германом как новаторская, о том, что человеческая жизнь обретает ясность исключительно в ситуации жесткой конфронтации.
Челюсти
приключение, триллер, ужасы
Большая белая акула как метафора войны во Вьетнаме
Первый в истории кинематографа фильм с маркировкой «блокбастер» — и первая большая коммерческая удача Стивена Спилберга. В отличие от других режиссеров Нового Голливуда Спилберг не нюхал кокаин в 1970-е, стремясь сохранить разум в ясности, но сюжет «Челюстей» придуман как будто бы под впечатлением от наркотического трипа: большая белая акула терроризирует остров Эмити и при этом демонстрирует зачатки интеллекта. После просмотра картины не остается сомнений: развлекательное кино Спилбергу удается лучше академической, застегнутой на все пуговицы драмы. При этом нельзя сказать, что этот блокбастер без фиги в кармане: «Челюсти» — это, конечно же, метафора войны во Вьетнаме. А вы думали, что кино только про охоту на большую белую акулу?
Пролетая над гнездом кукушки
драма
Битническая драма о свободе, которую не задушишь, не убьешь
Симулировавшего безумие преступника Рэндла Патрика Макмерфи (Джек Николсон) переводят в психиатрическую клинику для экспертизы. Там он сталкивается с тоталитарным режимом медсестры Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер), которой и бросает вызов. Поскольку у каждого из героев своя правда, конфликт обостряется с каждой секундой и мчится к трагической развязке. Быть может, в чем-то фильм Милоша Формана и уступает битническому роману Кена Кизи, но виртуозная игра Николсона и Флетчер (как и картина, отмеченная «Оскаром») позволяет об этом забыть. Это дышащее подлинными страстями кино с невероятным ощущением внутренней свободы, которую из человека никаким электрошоком не вытравишь и никакой подушкой не задушишь.
Собачий полдень
детектив
Фильм-ограбление Сидни Люмета с выдающимся перформансом Аль Пачино
Жарким летним днем в опустевший перед обедом банк с целью его ограбить заходят нервный и взъерошенный Сонни (Аль Пачино) и двое его столь же нелепых приятелей. Вроде бы тщательно продуманный план быстро летит в тартарары: один из подельников со страху сбегает, в сейфе не оказывается денег, зато за стенами банка уже собралась толпа зевак и половина полиции в городе. Режиссер Сидни Люмет в первую очередь известен своими «12 разгневанными мужчинами», но эта снятая почти двадцатью годами позже история про двух отчаянных мужчин сейчас кажется вершиной его творчества. Еще не окаменевший в профессионализме Аль Пачино играет вольную версию реального Джона Войтовица, который когда-то ворвался в банк, чтобы украсть денег на операцию по смене пола для своего партнера. В мировом кино было много разных грабителей — очаровательных, страшных, загадочных, но почти никогда столь живых.
Таксист
драма, криминальный
Скорсезе об одиночестве в большом городе
Нью-Йорк прогнил, и только таксист видел его истинное лицо — с этого начинается самый будоражащий фильм 1970-х годов. Будоражащий потому, что с ним, как и с его героем Трэвисом Биклом (Роберт Де Ниро), ничего не ясно. Кто он — этот ночной смотрящий? Еще один ветеран вьетнамской войны, не нашедший себя в мирной жизни? Самурай-одиночка, вознамерившейся очистить улицы Америки от порока? Или одержимый социопат с пушкой, благородный поступок которого газеты записали в подвиг? Кажется, ответов на эти и другие вопросы не знает ни режиссер фильма Мартин Скорсезе, ни его сценарист Пол Шрейдер. Доподлинно известно только одно: в этой сделанной под кайфом и в смятении картине много одиночества. И пока ты силишься разгадать ее смысл, одуревший от этого одиночества Трэвис смотрит в зеркало и разговаривает прямо с тобой. Потому что больше не с кем.
Рокки
драма, спортивный
Итальянский жеребец» выходит на ринг
Выскочка из филадельфийского пригорода Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) днем выбивает деньги для мафии, а по вечерам ходит в спортзал, где занимается боксом. Когда чемпион в тяжелом весе Аполло Крид (Карл Уэзерс) решает устроить бой с новичком, Рокки становится главным претендентом. Рокки — это Сталлоне, а Сталлоне — это Рокки. У них даже биографии схожи. Оба бросили вызов «олимпийским богам» (один — Аполло Криду, другой — Геркулесу из Нью-Йорка, Арнольду Шварценеггеру). Оба проиграли: в первом бою Крид, хоть и с минимальным перевесом, побил Рокки; на пике заочного противостояния Шварценеггер переиграл Сталлоне («Терминатор-2» оказался успешнее «Рокки-5»). Однако, как и его лирический герой, Слай имеет свойство возвращаться и удивлять (в подтверждение тому — номинация на «Оскар» за «Крида: Наследие Рокки»). А все потому, что в актере и его персонаже есть характер, ведь, в конечном счете, «не важно, какой силы удар ты можешь нанести; важно, какой силы удар ты сможешь выдержать».