Найти тему
Часы и Мысли

Seiko Spring Drive - неоцененный прорыв

Механизм, который в своей конструкции соединил 17-й век с веком 21-м.

Технологию Spring Drive, разработанную компанией Seiko, в свое время назвали «самой крупной инновацией в часовой инженерии за последние 200 лет». Так ли это? И как эта инновация повлияла на эволюцию часов?

Идея кардинально изменить механизм спуска и разом решить все проблемы механических часов, возникла в конце 70-х годов, в эру кварца.

Вообще, попытки использовать преимущества кварцевого и механического принципа работы в одном механизме делались с момента появления первых кварцевых часов в 1969 году. И до этого было создано немало интересных электромеханических гибридов, но все же, в результате, ничего лучшего, чем аналоговые кварцевые часы с шаговым мотором, двигающем стрелки, не появилось. Идея использовать в механических часах электронный регулятор спуска, который будет к тому же и сам себя питать, была предложена инженером компании Seiko.

Надо заметить, что похожая мысль родилась и в Швейцарии, и даже раньше – сам видел фотокопию патента. Но швейцарцы, озабоченные выживанием в годы «кварцевого кризиса», не стали этим заниматься, так как в то время реализовать подобную идею было невозможно технически.

В 1980-х и 1990-х в Seiko экспериментировали с различными вариантами возможного кварцевого будущего в попытках избавится от самого проблемного элемента кварцевых часов – батарейки, которая может подвести в неподходящее время в неподходящем месте, когда заменить ее будет сложно или невозможно. Инженеры компании придумали систему Kinetic, разработали даже часовой механизм, заряжающийся от тепла человеческой руки (Thermic)…

Seiko Thermic SBET001, 1998 г.    Фото позаимствовано из интернета
Seiko Thermic SBET001, 1998 г. Фото позаимствовано из интернета

Первый прототип механизма с электромагнитным регулятором спуска создали в 82-м году, но дальше дело не пошло, не позволяли технологические возможности того времени. Со свойственным им упорством, японские инженеры проект не забросили, а терпеливо дождались, когда естественное развитие техники позволит им реализовать задуманное. На это ушло без малого семнадцать лет.

В результате получилась технология Spring Drive. Для тех, кто не в курсе, объясню в общем. Это механизм с традиционной основой, в котором источником энергии является заводная пружина, но передачу этой энергии на стрелки (и, соответственно, их движение) контролирует не узел баланса с регулятором, как в классических механических часах, а электронное устройство. Вместо баланса с его колебаниями туда-сюда, стоит колесо, которое крутится в одном направлении с постоянной скоростью (8 оборотов в секунду), а скорость эту стабилизирует электромагнитным образом блок управления с кварцевым осциллятором. Главная хитрость здесь в том, что этот блок еще и питает сам себя, работая вместе с колесом как микрогенератор и делает это с помощью все той же заводной пружины. То есть, часы механические, пружинные, с электронным кварцевым управлением, но без батарейки или аккумулятора.

Такая конструкция дает понятные преимущества перед классической механической или кварцевой. Часы имеют стабильный ход, не подверженный каким-либо внешним воздействиям (есть, конечно, зависимость стабильности кварцевого осциллятора от температуры, но она при точности хода SD несущественна). Ход этот не зависит от положения часов, степени завода пружины, магнитных полей и каких-либо механических воздействий. И при этом имеется почти полный набор традиционных часовых атрибутов – заводная пружина, немало искусственных рубинов (не меньше 30 штук), зубчатые колеса и трибы, автоподзавод, запас хода.

-3

Секундная стрелка движется постоянно без остановок и дерганья, как будто плывет. «Наши часы показывают время именно так, как оно идет!» - один из ранних рекламных слоганов Spring Drive. И происходит это в абсолютной тишине – привычного тикания нет.

Точность хода часов с таким механизмом может быть поистине удивительной – мои дайверы GS Spring Drive уходили на 5 секунд в год! Это, надо признать, исключение, обычная точность SD – 3-5 секунд в неделю (у меня было семь различных моделей SD и шесть из ходили в этих пределах). И все же, такой результат демонстрирует, что любой механизм SD при желании можно настроить очень точно. С этими часами я обходился по-настоящему жестко, безуспешно стараясь сбить их раздражающую стабильность!

-4

И хотя Seiko в прошлом году представили новый калибр Spring Drive 9RA5, который имеет систему термокомпенсации кварца, пятидневный запас хода и при этом меньшую толщину, мне кажется, развиваться этой технологии дальше уже некуда – она идеальна.

GS  SLGA001 с калибром 9RA5, 2020 г., цена 12 000 $.  Фото позаимствовано из интернета
GS SLGA001 с калибром 9RA5, 2020 г., цена 12 000 $. Фото позаимствовано из интернета

Итак, казалось бы, мы имеем воплощенную в жизнь мечту любого любителя часов. Идеальные часы – без батарейки, но точные, неприхотливые и неубиваемые. Так почему же они такие же редкие, как автомобили «Альфа Ромео» на улица Москвы?

Ответ, на мой взгляд, довольно прост. Если бы SD появились в 80-х, думаю, они произвели бы настоящий фурор. Но они появились в начале 2000-х. Пока Spring Drive, благодаря удивительно странной маркетинговой политике Seiko, выбрались из Азии на мировой простор, на дворе уже стоял 2010 год. Это было время уже совсем других часовых ценностей. Точность хода и надежность стали уже не так важны. Из необходимого инструмента для измерения времени механические часы превратились в увлечение. И важным оказалось то, что SD нельзя считать чисто механическими часами, у них нет пульсирующего, почти живого, сердца – баланса. Их считают гибридами, удачными, но гибридами. Для любителей кварца они не совсем кварцевые, для любителей механики они не совсем механические. К тому же, часы с механизмом SD совсем недешевы за счет своей технологической сложности и попадают в весьма конкурентный ценовой сегмент.

Видимо, это поняли, наконец, и в Seiko. Если до недавнего времени механизм SD представлялся компанией как флагманский, то в последние годы на первый план были выдвинуты чисто механические калибры. Один из них, 9SA5, даже имеет принципиально новую систему спуска, на разработку которой ушло девять лет. Производство же механизмов SD, сложное и штучное, вряд ли будет заметно увеличено в будущем.

Современный мир механических часов не терпит таких революционных инноваций, как технология Spring Drive. Многие сравнивали SD с современной системой АБС, которую зачем-то установили в классический винтажный автомобиль. Или с компьютером, помогающим управлять музейным паровозом. Нелепо и неуместно. Главное достоинство механических часов сегодня – это их трехсотлетняя архаичность. Пусть так и остается.