"Не стоит село без праведника"

782 прочитали

Обзор повести Солженицына "Матренин двор"

                                                             Обложка рассказа писателя
Обложка рассказа писателя

Сначала автор назвал своё произведение по-другому -"Не стоит село без праведника". Потом его переименовал Твардовский. По требованию редакции 1956 год сменялся 1953 - дохрущевским временем. Из-за этого начало повести менялось. Напечатали её в итоге в "Новом мире" в 1963 году в первом номере. Первый вариант рукописи писателя был подвергнут атаке в советской прессе.

Автору указывали, что нет опыта соседнего зажиточного колхоза с председателем, героем Соцтруда. Литературная критика не доглядела его упоминания в рассказе как уничтожителя леса и спекулянта.

Всё произведение автобиографичное и достоверное, то есть основанное на реальных событиях и у каждого героя есть свой прототип. Жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой показаны такими, какими они были в действительности. Истинное название изображенной деревни - Мильцево во Владимирской области.

Краткое содержание

Главными героями данного рассказа являются: автор - учитель Игнатьич, продавец молока деревни Тальново, старуха Матрёна, её бывший возлюбленный и постоялец Фаддей, его дочь Кира, сын Алёша, хромой сын, сапожник-дезертир, тракторист, 3 сестры главной героини.

На 184 км от Москвы все поезда стояли на переезде Муром-Казань. Автор вернулся в 1956 году из Азии из тюрьмы в среднюю полосу, где еле выпросил себе место школьным учителем. В этом селе совсем не пекли хлеб, привозя все продукты из города, и не топили торфом, так как председатель колхоза вырубил леса, сбывая их в Одесскую область и став Героем Социалистического труда, а иной председатель занимался преследованием женщин за топку торфом и их арестом. Пройдя всех в деревне по совету Матрёны и торговки молоком, Игнатьич стал квартирантом главной героини, а школа кроме платы за него ещё и привозила бабке торфа на зиму для обогрева.

Она сильно болела, лёжа пластом по 2-3 дня, но при этом оставалась очень даже работящей, всем помогая рыть картошку и копать огороды бесплатно. Сначала ей не платили пенсию. У неё в доме жили колченогая кошка с хромой лапой, крысы и тараканы. Матрёна плохо готовила еду из картошки и суп "картонный". По совету соседок, старуха прошлась по учреждениям и с огромным трудом добилась пенсии. Она собирала и прятала торф, бруснику и картофель, а также сено для козы, которую доила для получения полезнейшего молока! Корову держать побаивалась. Кроме того, у неё имелся страх к поездам и пожарам. После получения пенсии ей стало лучше.

Матрёна смогла заказать себе валенки, купила телогрейку и сшила себе пальто из ж/д шинели. Она очень любила погостить у подруги Маши. К ней также заходили иногда сёстры, называя старушку ласково "Лелькой"! Однажды перед праздником она ходила ставить со всеми вместе котелок со святой водой, но он исчез и никто не признался, что взял его. Старушка любила с автором слушать радио и сильно дивилась новейшим изобретениям машин, считая песни Шаляпина нерусскими, а музыку Глинки своей. Игнатьича она называла дальним.

                                                              Иллюстрация к повести
Иллюстрация к повести

До революции главная героиня была намерена выйти замуж за любимого Фаддея, но он сразу не пришел с войны и потому бабка считала себя вдовой. Его младший брат Ефим упросил её выйти за него замуж, но внезапно вернулся любимый Матрёны и чуть не убил их со зла и от ревности! Он в результате женился на другой женщине, которую тоже звали Матрёной, а с ней расстался. Новую жену Фаддей бил, а она жаловалась его бывшей на это. У главной героини от иного мужа Ефима родилось 6 детей, но они рождались очень хилыми и не выжил из них никто. Такие были времена наших предков. Старуха даже посчитала, что смерть её детей идёт не спроста, а в связи с наведённой на неё порчей, но монахиня не смогла вывести негатив с неё. По её рассказу автору, на войну 1941 года забрали лишь Ефима.

Фаддей вынужден был остаться недемобилизованным из-за слепоты, а муж Матрёны не вернулся с войны. Она всё рассказала писателю. К нему как к учителю приходил её бывший супруг упрашивать за своего сына Алексея, лентяя 8 "Г" класса, чтоб его не оставляли на второй год за плохую успеваемость. Главная героиня попросила у Фаддея Григорьева жены дочь на воспитание к себе и та согласилась её отдать. Киру старушка выдала замуж за машиниста из города Черусти, куда дочь в итоге и уехала. Ещё при жизни 3 сестры хотели заполучить её избу, но Матрёна согласилась на то, чтобы бывший муж раздолбил её горницу на брёвна, ведь именно он с отцом строил её дом.

После погружения готовых брёвен в трактор Фаддей решил отметить это дело с сыновьями и Кирой с супругом, приехавшими к нему в гости. Пили они самогон. Затем они все пошли провожать сани с трактором и старушка тоже ушла. Дурным знаком в эти дни была пропажа обожаемой кошки Матрёны, что окончательно расстроило главную героиню. Старушка слишком долго не возвращалась домой, и в час ночи это сильно встревожило Игнатьича, так как мыши в избе завозились. Вскоре учителя допросили о прошедшей гулянке 4 работника ж/д и ушли. Потом пришла заплаканная Маша и поведала про случившееся. На переезде без шлагбаума одни сани застряли и развалились. Их стали поправлять и налаживать тракторист, хромой сын Фаддея. Вмешалась к ним и сама Матрёна.

Они все совершенно не заметили бесшумно идущего на небольшой скорости поезда и попали под него. Паровозы упали в итоге столкновения. Этой ночью в аварию чуть не попал и пассажирский поезд. 2 паровоза ехали без огней. Племянника главной героини просто покалечило бревном, а муж Киры чуть не повесился, считая себя виновником событий. Потом он добровольно сдался в милицию. Кира в связи с произошедшим начала медленно сходить с ума. Игнатьич пожалел, что именно в тот день укорял старушку за то, что она надела и испачкала его телогрейку. Он разрешил Маше забрать обещанную вязанку из старухиного сундука. Избушку приготовили к проводам её бывшей хозяйки, вынося на двор её любимые фикусы.

На похороны главной героини собрались деревенские с детьми. Родственники по сравнению с посторонними женщинами вели плач по особому. 3 сестры в доме Матрёны разворошили все её вещи, взяв 200 рублей. Их плач говорил остальной родне о том, что избу они не отдадут больше никому. Горевала и другая Матрёна, новая жена Фаддея, называя старушку сестрой. Кира ходила без слёз. Управление ж/д было виновным и поэтому хотело быстро замять дело. Рельсы ремонтировали. Фаддей отсутствовал на поминках. Он упросил начальство вернуть ему горницу.

На поминках Матрёны вновь возобновился общий семейный спор за её избу. В результате дом достался сапожнику-дезертиру с женой, коза - сестре старушки, а Фаддею ничего кроме горницы и сарая с забором. Золовкин муж всех уверял в гибели Ефима, так как сам даже на казнь вернулся бы на родину. Избу бабки забили и Игнатьич стал жить у её золовки. Она вечно критиковала Матрёну, считая её довольно-таки странной и небрежной, потому что она не завела свинью. Ефим её не любил за похожую одежду, и в итоге ушел к более культурной женщине.

Ещё золовка негодовала излишней простоте главной героини, тем, что она на всех работала бесплатно. Автор всё равно считал её праведницей.

                                                     Иллюстрации к повести Солженицына
Иллюстрации к повести Солженицына

Смысл рассказа

Особенностью текста здесь является деревенская речь: "горница" - отдельный сруб без печи, "к ужотному" - к вечеру, "сташ"- рабочий стаж, "картовь"- картофель, "разведка" - розетка для радио, "дуель" - метель, "дивирь" - деверь.

В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины 20 века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как главная героиня, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл повести автора заключается прежде всего в приоритете вечных православных ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над "житейской мудростью" жадных и погрязших в быту крестьян. Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин - важности духовного развития и любви к ближнему.

Главная мысль в произведении "Матрёнин двор" - необходимость праведничества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей - доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.

Данная повесть пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Она показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.

Писатель осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в селе, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа "Матрёнин двор".

Взгляды коллег на повесть Солженицына

Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ - истинным произведением искусства.

К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его "Праведницу". Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит "на базе" ума и сердца. Ни тени стремления "попасть в яблочко", потрафить, облегчить задачу редактора или критика, - как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти

Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:

…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, - ну, конечно, и литературным мастерством; а "Матрёна"… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью.

                             Иллюстрации к рассказу Солженицына "Матрёнин двор"
Иллюстрации к рассказу Солженицына "Матрёнин двор"

"Матрёнин двор" вызвал настоящий взрыв в литературной среде и зачастую зеркально противоположные отзывы. В наши же дни рассказ считается одним из самых выдающихся прозаических произведений второй половины 20 века и ярким примером творчества раннего Солженицына.

Ставьте лайки при желании подписывайтесь на мой канал!)