Обзор повести Солженицына "Матренин двор"
Сначала автор назвал своё произведение по-другому -"Не стоит село без праведника". Потом его переименовал Твардовский. По требованию редакции 1956 год сменялся 1953 - дохрущевским временем. Из-за этого начало повести менялось. Напечатали её в итоге в "Новом мире" в 1963 году в первом номере. Первый вариант рукописи писателя был подвергнут атаке в советской прессе.
Автору указывали, что нет опыта соседнего зажиточного колхоза с председателем, героем Соцтруда. Литературная критика не доглядела его упоминания в рассказе как уничтожителя леса и спекулянта.
Всё произведение автобиографичное и достоверное, то есть основанное на реальных событиях и у каждого героя есть свой прототип. Жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой показаны такими, какими они были в действительности. Истинное название изображенной деревни - Мильцево во Владимирской области.
Краткое содержание
Главными героями данного рассказа являются: автор - учитель Игнатьич, продавец молока деревни Тальново, старуха Матрёна, её бывший возлюбленный и постоялец Фаддей, его дочь Кира, сын Алёша, хромой сын, сапожник-дезертир, тракторист, 3 сестры главной героини.
На 184 км от Москвы все поезда стояли на переезде Муром-Казань. Автор вернулся в 1956 году из Азии из тюрьмы в среднюю полосу, где еле выпросил себе место школьным учителем. В этом селе совсем не пекли хлеб, привозя все продукты из города, и не топили торфом, так как председатель колхоза вырубил леса, сбывая их в Одесскую область и став Героем Социалистического труда, а иной председатель занимался преследованием женщин за топку торфом и их арестом. Пройдя всех в деревне по совету Матрёны и торговки молоком, Игнатьич стал квартирантом главной героини, а школа кроме платы за него ещё и привозила бабке торфа на зиму для обогрева.
Она сильно болела, лёжа пластом по 2-3 дня, но при этом оставалась очень даже работящей, всем помогая рыть картошку и копать огороды бесплатно. Сначала ей не платили пенсию. У неё в доме жили колченогая кошка с хромой лапой, крысы и тараканы. Матрёна плохо готовила еду из картошки и суп "картонный". По совету соседок, старуха прошлась по учреждениям и с огромным трудом добилась пенсии. Она собирала и прятала торф, бруснику и картофель, а также сено для козы, которую доила для получения полезнейшего молока! Корову держать побаивалась. Кроме того, у неё имелся страх к поездам и пожарам. После получения пенсии ей стало лучше.
Матрёна смогла заказать себе валенки, купила телогрейку и сшила себе пальто из ж/д шинели. Она очень любила погостить у подруги Маши. К ней также заходили иногда сёстры, называя старушку ласково "Лелькой"! Однажды перед праздником она ходила ставить со всеми вместе котелок со святой водой, но он исчез и никто не признался, что взял его. Старушка любила с автором слушать радио и сильно дивилась новейшим изобретениям машин, считая песни Шаляпина нерусскими, а музыку Глинки своей. Игнатьича она называла дальним.
До революции главная героиня была намерена выйти замуж за любимого Фаддея, но он сразу не пришел с войны и потому бабка считала себя вдовой. Его младший брат Ефим упросил её выйти за него замуж, но внезапно вернулся любимый Матрёны и чуть не убил их со зла и от ревности! Он в результате женился на другой женщине, которую тоже звали Матрёной, а с ней расстался. Новую жену Фаддей бил, а она жаловалась его бывшей на это. У главной героини от иного мужа Ефима родилось 6 детей, но они рождались очень хилыми и не выжил из них никто. Такие были времена наших предков. Старуха даже посчитала, что смерть её детей идёт не спроста, а в связи с наведённой на неё порчей, но монахиня не смогла вывести негатив с неё. По её рассказу автору, на войну 1941 года забрали лишь Ефима.
Фаддей вынужден был остаться недемобилизованным из-за слепоты, а муж Матрёны не вернулся с войны. Она всё рассказала писателю. К нему как к учителю приходил её бывший супруг упрашивать за своего сына Алексея, лентяя 8 "Г" класса, чтоб его не оставляли на второй год за плохую успеваемость. Главная героиня попросила у Фаддея Григорьева жены дочь на воспитание к себе и та согласилась её отдать. Киру старушка выдала замуж за машиниста из города Черусти, куда дочь в итоге и уехала. Ещё при жизни 3 сестры хотели заполучить её избу, но Матрёна согласилась на то, чтобы бывший муж раздолбил её горницу на брёвна, ведь именно он с отцом строил её дом.
После погружения готовых брёвен в трактор Фаддей решил отметить это дело с сыновьями и Кирой с супругом, приехавшими к нему в гости. Пили они самогон. Затем они все пошли провожать сани с трактором и старушка тоже ушла. Дурным знаком в эти дни была пропажа обожаемой кошки Матрёны, что окончательно расстроило главную героиню. Старушка слишком долго не возвращалась домой, и в час ночи это сильно встревожило Игнатьича, так как мыши в избе завозились. Вскоре учителя допросили о прошедшей гулянке 4 работника ж/д и ушли. Потом пришла заплаканная Маша и поведала про случившееся. На переезде без шлагбаума одни сани застряли и развалились. Их стали поправлять и налаживать тракторист, хромой сын Фаддея. Вмешалась к ним и сама Матрёна.
Они все совершенно не заметили бесшумно идущего на небольшой скорости поезда и попали под него. Паровозы упали в итоге столкновения. Этой ночью в аварию чуть не попал и пассажирский поезд. 2 паровоза ехали без огней. Племянника главной героини просто покалечило бревном, а муж Киры чуть не повесился, считая себя виновником событий. Потом он добровольно сдался в милицию. Кира в связи с произошедшим начала медленно сходить с ума. Игнатьич пожалел, что именно в тот день укорял старушку за то, что она надела и испачкала его телогрейку. Он разрешил Маше забрать обещанную вязанку из старухиного сундука. Избушку приготовили к проводам её бывшей хозяйки, вынося на двор её любимые фикусы.
На похороны главной героини собрались деревенские с детьми. Родственники по сравнению с посторонними женщинами вели плач по особому. 3 сестры в доме Матрёны разворошили все её вещи, взяв 200 рублей. Их плач говорил остальной родне о том, что избу они не отдадут больше никому. Горевала и другая Матрёна, новая жена Фаддея, называя старушку сестрой. Кира ходила без слёз. Управление ж/д было виновным и поэтому хотело быстро замять дело. Рельсы ремонтировали. Фаддей отсутствовал на поминках. Он упросил начальство вернуть ему горницу.
На поминках Матрёны вновь возобновился общий семейный спор за её избу. В результате дом достался сапожнику-дезертиру с женой, коза - сестре старушки, а Фаддею ничего кроме горницы и сарая с забором. Золовкин муж всех уверял в гибели Ефима, так как сам даже на казнь вернулся бы на родину. Избу бабки забили и Игнатьич стал жить у её золовки. Она вечно критиковала Матрёну, считая её довольно-таки странной и небрежной, потому что она не завела свинью. Ефим её не любил за похожую одежду, и в итоге ушел к более культурной женщине.
Ещё золовка негодовала излишней простоте главной героини, тем, что она на всех работала бесплатно. Автор всё равно считал её праведницей.
Смысл рассказа
Особенностью текста здесь является деревенская речь: "горница" - отдельный сруб без печи, "к ужотному" - к вечеру, "сташ"- рабочий стаж, "картовь"- картофель, "разведка" - розетка для радио, "дуель" - метель, "дивирь" - деверь.
В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины 20 века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как главная героиня, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл повести автора заключается прежде всего в приоритете вечных православных ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над "житейской мудростью" жадных и погрязших в быту крестьян. Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин - важности духовного развития и любви к ближнему.
Главная мысль в произведении "Матрёнин двор" - необходимость праведничества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей - доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.
Данная повесть пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Она показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.
Писатель осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в селе, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа "Матрёнин двор".
Взгляды коллег на повесть Солженицына
Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ - истинным произведением искусства.
К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его "Праведницу". Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит "на базе" ума и сердца. Ни тени стремления "попасть в яблочко", потрафить, облегчить задачу редактора или критика, - как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти
Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:
…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, - ну, конечно, и литературным мастерством; а "Матрёна"… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью.