Найти тему
Robinson

История о потерянном бомбардировщике Б-24 в песках пустыни Ливии и невероятной жажде жизни

Эхо войны - как часто мы слышим эту фразу в наши дни. Так на территории России, Украины и Беларуси в местах, где проходили военные действия, сегодня постоянно работают поисковые отряды. Конечно, мы не говорим о черных копателях, которым не важна историческая память, а хочется отыскать какой-нибудь Шмайсер или ТТ в рабочем состоянии.

Поисковые отряды, как правило, ищут братские могилы или одиночные захоронения, чтобы восстановить память об участниках погибших в той кровопролитной, опустошительной и человекопожирающей катастрофе. Но сегодняшний рассказ будет о том как геологи случайно нашли в песках пустыни Ливии разбитый бомбардировщик. После чего отряд армии США провел поисковую операцию под кодовым названием «Климакс» и выяснил, что же случилось с летчиками почти 20 лет назад.

Экипаж бомбардировщика Б-24
Экипаж бомбардировщика Б-24

Сама авария тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Б-24 произошла в ночь с 4 на 5 апреля 1943 года. Экипаж Б-24, или как еще его называли «Либерейтор», что означает  «Освободитель», под командованием лейтенанта Уильяма Хэттона состоял из девяти человек. В основном, все они были новобранцы, да и сам «Либерейтор» с бортовым номером 64, надо сказать, только отправлялся на свое первое боевое задание.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Какой-то шутник по прибытию самолета в эскадрилью написал на его фюзеляже слова из популярного в то время мюзикла – «Lady Be Good», что переводится как «Леди, будьте добры». Именно это имя данного бомбардировщика и войдет в историю. Правда надо заметить, что данная «Леди» не была добра и благосклонна к членам экипажа этого борта.

Но давайте обо всем по порядку. «Lady Be Good» 25 марта 1943 года поступила в 514-ю бомбардировочную эскадрилью 9-й Воздушной Армии США, расквартированной в районе ливийского города Бенгази на аэродроме Солух, прямо с заводского конвейера. А экипаж самолета прибыл в Ливию всего лишь неделей раньше. Поэтому о слаженности команды здесь не могло быть и речи.

И вот на 4 апреля в 15:00 был назначен боевой вылет. 25 бомбардировщиков Б-24 должны были произвести ковровое бомбометание на итальянский Неаполь. В состав данной боевой группы входила и наша «Леди».

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Но с самого начала все пошло наперекосяк. Борт Уильяма Хэттона поднялся в воздух последним в 15:10, отстав на десять минут от своего звена. Сразу после взлета он попал в поток сильного песчаного ветра, что не дало ему возможности правильно лечь на курс и догнать основную группу.

Кстати девять машин из-за песчаной бури сразу же вернулись на базу. Но экипаж «Lady Be Good» продолжил свой полет в одиночку и уже на подлете к Италии встретил отбомбившихся товарищей. Командир принял решение на выполнение поставленной боевой задачи и не стал разворачивать свой самолет, чтобы вернуться вместе со всеми в Ливию.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Уже после полуночи, в 0 часов 12 минут, борт находясь над акваторией Средиземного моря, известил радиста аэродрома Солух о своем возвращении, при этом сообщив о неисправности радиокомпаса.

К сожалению, неисправность навигационного оборудования была обнаружена не сразу, и бортовой штурман, базируясь на изначально полученных данных проложил неверный курс для своего бомбардировщика. Да и сам штурман прошел лишь минимальное обучение в 20 недель, где ночным полетам уделили всего несколько занятий.

Экипаж бомбардировщика Б-24
Экипаж бомбардировщика Б-24

Кроме того непрерывный северо-западный ветер также сильно изменил маршрут и скорость самолета. Скорее всего, пилоты не заметили находящихся чуть в стороне сигнальных огней аэродрома и пролетели мимо.

Судя по записям сделанным в бортовом журнале, «Lady Be Good» после того как самолет промахнулся с местом посадки, они еще почти два часа летели над пустыней Сахара отдаляясь все дальше и дальше от своей авиабазы.

Маршрут бомбардировщика Б-24 – «Lady Be Good»
Маршрут бомбардировщика Б-24 – «Lady Be Good»

А около двух часов ночи топливные баки опустели, и прежде чем заглох последний четвертый двигатель, экипаж покинул борт на парашютах. Сама же машина, как потом выяснилось, пролетела планируя в воздухе еще порядка 30-ти километров. При этом совершила вполне мягкую посадку на песчаные барханы Сахары.

Как уже потом оценивали данное приземление специалисты по аэронавигации, неуправляемая машина проскользила по песку почти 600 метров. И лишь после того как уперлась носом в большую песчаную дюну, ее фюзеляж переломился на две части.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Но летчики уже об этом никогда не узнают. Ну а в тот момент, приземлившись на парашютах, они начали искать друг друга, так как ветер разбросал экипаж в разные стороны. Согласно дневнику, который вел второй пилот Тоунер, достаточно быстро они собрались в группу из 8 человек, не было только бомбардира Джона Воравки.

В течение нескольких часов экипаж пытался отыскать своего товарища, но поиски не принесли успеха. Как впоследствии выяснится, Джона отнесло почти на километр в сторону, и его парашют не был до конца раскрыт. Судя по изуродованному скелету, он разбился, и смерть его была мгновенной.

Экипаж бомбардировщика Б-24
Экипаж бомбардировщика Б-24

Как следует из того же дневника, пилотами было принято решение идти на север. Они ведь тогда рассчитывали, что находятся совсем недалеко от морского побережья. Такая их ошибка подтверждается еще и тем, что все члены экипажа десантировались в аварийных спасжилетах. Видимо они рассчитывали, что все еще продолжают лететь над морем. Хотя к тому времени их самолет уже углубился в ливийскую пустыню почти на целых 700 километров от побережья.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Если бы они тогда знали об этом, то возможно приняли бы совсем иное решение. Например, пошли бы в сторону упавшего самолета и тогда нашли там и воду, и пищу и даже кров в разломах своего бомбардировщика с работающей радиостанцией.

Ведь когда геологи из British Petroleum наткнулись на этот почти целый самолет, то его оборудование было в отличном состоянии. На тот момент на борту геологов С-47, внезапно забарахлило штатно установленное радио и экипаж заменил его на радиоустановку с бомбардировщика. Со слов пилота геологов она функционально работала не хуже их радиостанции. Плюс ко всему, на «Lady Be Good» был почти недельный запас провизии и воды.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Но всего этого к сожалению экипаж Б-24 не знал, и командир тогда поставил задачу двигаться к побережью. Остается только домысливать какие же трудности испытывали пилоты в том переходе по безлюдной Сахаре. Ведь даже специально подготовленные люди с полным запасом провизии и необходимыми инструментами, не всегда могут прожить в таких условиях больше недели и пройти путь в 117 километров по пустынным песчаным дюнам.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Именно на таком расстоянии были обнаружены останки пятерых пилотов: Ламотта, Хэттона, Хейса, Тоунера, и Эдамса. В борьбе за выживаемость дольше всех продержался штаб-сержант Гай Шелли - он прошел 178 километров. Но и это его не спасло, ведь до авиабазы оставалось еще почти 500 километров. Тело же сержанта Рипслингера, техника Б-24, обнаружили в 43 км от основной группы. Ну а останки штаб-сержанта Вернона Мура, тогда так и не смогли найти.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Правда в 2001 году поисковики случайно наткнулись на запись сделанную английским патрулем еще в 1953 году. Там было сказано, что в песчанной ложбине найдено истлевшее тело мужчины. Предположительно по выгоревшим от солнца кускам одежды, это был военный летчик.

Но так как британцы не смогли тогда точно идентифицировать личность погибшего, то похоронили его как неизвестного солдата. На месте, которое было указанно британским патрулем, потом позднее найдут тела Рипслингера и Шелли.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Конечно, очень жаль, что так никто из членов экипажа «Lady Be Good» тогда не выжил, и уже не смог рассказать, что же на самом деле случилось, и как люди пытались остаться в живых в этом аду.

Из этого рассказа наверное мог бы получиться захватывающий блокбастер, в котором весь мир бы увидел противостояние жестокой природы и человека. Но увы, никто из пилотов не уцелел в этом смертоносном противостоянии, видимо «Леди» все же не была добра к людям, коль занесла их в это гибельное место.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Кстати, эта «Леди» даже после своей аварии приносила людям только несчастья. Так, после того как останки самолета были доставлены на военную базу в Тобруки, где они и находятся до сегодняшнего дня, некоторые его запчасти были использованы на другие самолеты. И вскоре на одном из этих воздушных судов С-54, вышел из строя воздушный винт. Экипаж тогда чудом выжил, выбросив за борт весь груз, и только после этого смог совершить аварийную посадку.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Но это еще цветочки. Геологоразведочный С-47 который и обнаружил бомбардировщик, как я уже говорил ранее, установил у себя в кабине радиоустановку с «Леди». Вскоре он разбился, упав в Средиземное море.

Или вот еще пример: на один из самолетов армии США, экипаж зачем-то прикрепил у себя в кабине подлокотник от упавшего бомбардировщика. Вылетев на тренировочный полет с десантниками на борту, он также потерпел катастрофу над морем в заливе Большого Сирта. Тогда погибло 10 человек и тела их до сих пор так и не найдены. Только тот злосчастный подлокотник с надписью «Lady Be Good» был выброшен волнами на берег.

Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»
Бомбардировщик Б-24 – «Lady Be Good»

Но все эти истории скорее подойдут для другого формата рассказа. А здесь мне бы хотелось отметить, как военные почти через 20 лет, до последнего продолжали поиски пропавших без вести летчиков и потом захоронили их на родине в Америке.

И это правильно, ведь как в свое время говорил знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов: «Войну нельзя считать законченной, пока не похоронен последний погибший солдат».

Поиски членов экипажа бомбардировщика Б-24 – «Lady Be Good»
Поиски членов экипажа бомбардировщика Б-24 – «Lady Be Good»

Друзья, если Вам понравилась публикация, предлагаю посмотреть еще одну интересную историю. Здесь я рассказываю историю пропавшей эскадрильи, которая в 1942 году совершила аварийную посадку в Арктике. И вот спустя 46 лет под 75 метровой толщей льда, радары обнаружили первый самолет…

Друзья, а как вы считаете, стоит ли продолжать поиски погибших или пропавших без вести солдат? Возможно кто-то из вас даже участвовал в таких поисковых экспедициях? Напишите об этом в комментариях. Если Вам понравилась публикация ставьте палец вверх 👍, а также ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал «Robinson TV» в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCNa0QYFl64XY3CnV7V41KHA

-18