Найти тему
Яндекс Учебник

Учитель vs гиперактивный ученик: кто кого?

Оглавление

Главное  — не ищите смысла в гиперактивном поведении. У него нет цели, это такой же симптом, как дрожание на холоде. Нельзя сказать человеку, который дрожит, «просто не дрожи». Нельзя сказать человеку, который плохо видит, «просто присмотрись получше». Чтобы ребёнок с СДВГ учился лучше, нужен целый комплекс мер. Это касается и его места в классе, и организации перемены, и организации самостоятельной работы в школе и дома, и построения урока, и многого другого. Всё это учителю важно понимать. Бонус: умение работать с гиперактивными детьми поможет учителю и в работе с  менее сложными учениками.

О том, как вам сохранить спокойствие и выстроить стратегию поведения, если в классе гиперактивный ребенок, рассказывает Ирина Лукьянова — автор онлайн—курса «СДВГ у детей: рекомендации учителю» Яндекс.Учебника, учитель литературы, создатель форума «Наши невнимательные гиперактивные дети», мама ребёнка с СДВГ.

Ирина Лукьянова
Ирина Лукьянова

Старайтесь реагировать на выходки детей с СДВГ без излишних эмоций

Работа с гиперактивными детьми — профессиональный вызов для педагога. Реакция на действия такого ребенка тоже должна быть профессиональной, заранее подготовленной.

Надо обсудить вместе с администрацией школы, как работать с ребёнком с СДВГ, и какие могут быть возможные решения для нестандартных ситуаций, когда ученик, например, устраивает драку на уроке или оскорбляет учителя. При этом важно отличать простой эмоциональный срыв ребёнка с СДВГ от сознательного нарушения правил.

Если вы не знаете, как справиться с СДВГ у ребёнка, и начинаете выходить из себя из-за его гиперактивного поведения, постарайтесь найти приемлемый способ выразить гнев:

  • возьмите тайм-аут, выйдите ненадолго за дверь, оставив её открытой и не отходя далеко, чтобы справиться с эмоциями;
  • сразу проговорите свои чувства на уроке в спокойной манере: объясните, что вас обидело, почему ребёнок был неправ,  какие правила он нарушает. Главное — не переходить на личность ребёнка и не ставить под сомнение воспитательные способности его родителей.
  • Важно также не сердиться на детей с СДВГ за забытые ручки, карандаши, тетради. Ребёнок забывает предметы ненамеренно. В качестве решения проблемы можно договориться с родителями и закупить в класс запасные канцтовары.

Я бы сказала, что на войну с учеником уходит больше душевных сил, чем на поиски мирных решений. Война выматывает и приводит к быстрому выгоранию, к нежеланию идти на работу. А когда твои собственные педагогические таланты и прокачанные умения приводят к хорошим решениям, к тому, что ты можешь справиться со сложным поведением ученика — это, наоборот, дает сил и окрыляет. 

Поэтому, если есть время, нужно ходить на курсы, читать книги о проблеме и обмениваться опытом с коллегами о методах работы с гиперактивными детьми.

Смотрите отрывок из бесплатного курса Яндекс.Учебника «СДВГ у детей: рекомендации учителю».

Избегайте ситуаций морального противоборства между вами и ребёнком

Если ученик ведёт себя вспыльчиво, говорит вам что-то обидное, не стоит начинать с ним спор перед всем классом, особенно если это подросток. Лучше всего будет остаться с ребёнком наедине после уроков и обсудить ситуацию. В разговоре нужно соблюдать вежливость, уважать ученика и избегать личных нападок.

Учителю при работе с гиперактивными детьми непременно нужно понимать, почему ребенок ведет себя именно так. Тогда педагог может перестать злиться и использовать методы подавления ребёнка, и начать пользоваться теми методами, которые действительно адресно воздействуют на поведение и могут его нормализовать.

Главное, что надо помнить, — ребёнок ведёт себя так не потому, что он такой испорченный и хочет сделать учителю плохо, навредить ему, помешать ему вести урок. И не потому, что плохо воспитан, и ему не объяснили, как себя вести. А потому, что у него ещё слабый самоконтроль, и он не вполне управляет своим поведением. А значит, управлять его поведением придётся учителю. Это трудно, этому нужно учиться, но научиться можно.

Не работайте с гиперактивными детьми в одиночку

Учитель не должен в одиночку нести весь груз ответственности за ребёнка с СДВГ и разбираться в вопросе о том, как организовать ребёнка с СДВГ в школе. В школе есть психологическая служба, к помощи которой можно прибегать в сложных ситуациях — специалисты лучше знают о методах работы с гиперактивными детьми, и они могут дать рекомендации педагогам по работе с детьми с СДВГ. Иногда психолога нужно звать, чтобы решить какой-то конфликт, а иногда самому сходить к психологу за советом.

Кроме психолога, учитель может обращаться к медсёстрам, к педагогам, более опытным в обращении с детьми с СДВГ в школе, администрации школы или директору за советом о том, как организовать ребёнка с СДВГ в школе, как бороться с дефицитом внимания у детей. О том, как найти подход к ребёнку, можно поговорить с его родителями, которые знают его лучше всех. Главное — не чувствовать, что вы в этом одни.

Хорошо бы, чтобы в школе была психологическая служба. Хорошо бы, чтобы в школе были специалисты, которые могут подсказать учителю, как справляться со сложным поведением ученика в классе. Чтобы было место, куда учитель может безопасно удалить ученика с урока в случае разрушительного поведения — не в репрессивных целях, а чтобы он успокоился. Хорошо, чтобы школа могла выделить такому ученику тьютора — в младших классах он может быть нужен прямо на уроке, чтобы помогать ему, в средних и старших — регулярно встречаться, планировать, анализировать возникающие проблемы, искать пути решения.

Выстраивайте доверительные отношения с родителями гиперактивных детей

  • Родители гиперактивных детей привыкли к негативной реакции окружающих на их ребёнка и к оценкам их воспитательных способностей. Часто в общении они сразу занимают оборонительную позицию. Выстраивайте отношения с ними в спокойной манере, давая им понять, что вы с ними заодно.
  • Не обсуждайте с ними диагноз ребёнка и не используйте грубые слова. Вместо того, чтобы сказать, что ученик вёл себя неадекватно, лучше назвать факт — он агрессивно отреагировал на просьбу, залез под парту и так далее. Объясните, в чём суть претензий в случае конфликта, но не переходите на личности.
  • Если вы не можете найти компромисс, можно обратиться за помощью к администрации школы.
  • Старайтесь говорить о ребёнке хорошее — для родителей гиперактивных детей это будет маленьким праздником.
  • Объясняйте родителям гиперактивных детей, как важна ваша общая работа с ребёнком.
  • Составьте индивидуальный план работы с учеником: распределите ваши обязанности, обязанности родителей и самого ребёнка, ведь он как никто другой понимает своё состояние. Вы можете обмениваться информацией с родителями — основываясь на своём опыте, они могут дать совет о том, как организовать ребёнка с СДВГ в классе, а вы можете рассказать о своих наработках о методах работы с гиперактивными детьми.

О том, что такое СДВГ, каковы его признаки и как учителю работать с ребенком с СДВГ, мы писали здесь

****

Вместе с Ириной Лукьяновой мы подготовили для вас бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю».

В курсе подробно рассказывается об особенностях детей с СДВГ, о том, как работать с ребёнком с СДВГ, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка, как помочь ему социализироваться в классе и как взаимодействовать с его родителями и родителями других детей по поводу него. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.

#сдвг #гиперактивность #гиперактивный ребенок #школа #учитель #обучение #синдром дефицита внимания #психолог #родители и дети #родители и школа