Нам приходится договариваться обо всём — с родными о поездках и планах на вечер, с кассиршей в Пятёрочке, чтобы пробила товар без маски, с продавцами интернет-магазинов о скидке, с заказчиками о зарплате.
На работе договариваться тоже суперважно и далеко не всегда просто. К сожалению, не все коллеги и руководители — приятные и вдохновляющие личности, есть среди них и люди, которые вызывают у нас раздражение: излишне эмоционально реагируют на неудачи, ставят неоправданно завышенные планы, всячески тыкают в косяки, как котят в лужу.
Уметь общаться с такими — искусство, которым стоит овладеть, чтобы добиться успеха в работе. А за эффективной коммуникацией стоят soft skills. В статье разберём, что это такое и кому они нужны, и поделимся бесплатными курсами для развития этих способностей.
Немного о терминах
Soft skills по-другому называют гибкими навыками. Они про поведение, личные качества и установки. Включают в себя:
- коммуникацию,
- управление эмоциями,
- тайм-менеджмент,
- самоорганизацию,
- решение проблем,
- другие фишки, связанные с эмоциональным интеллектом.
На них ориентируются работодатели. Если соискателю не хватает знаний и практики, но при этом человек неконфликтный, уверенный и вызывает ощущение, что вольётся в коллектив, то позицию отдадут скорее ему, чем матерому профи, который не готов идти на уступки.
Навыки помогают добиваться цели, не испортив отношений с окружающими, руководить подчинёнными, не вызывая негатива, и даже просто чувствовать себя спокойнее и лучше.
Хорошие новости — их можно развить, но для этого нужно работать над собой: понять циклы поведения и негативных эмоций, освоить саморегуляцию. Это можно проработать на личной консультации с психологом, но сеансы, как правило, стоят недёшево, а Soft skills нужны всем. Поэтому мы наняли психолога, вместе с которым запустили бесплатный курс.
Кому нужны гибкие навыки (спойлер: всем)
В инструктаже по безопасности авиаперелётов есть фраза — сначала надеваем маску на себя.
Представьте, что вы просите человека что-то сделать, а он не понимает, и вы злитесь. Подумайте, правильно ли вы объяснили задачу, пожелания и почему так реагируете. Сначала нужно разобраться со своими требованиями и эмоциями.
Это касается всех звеньев:
- управленцев, так как именно руководство создаёт атмосферу в коллективе и от него зависит, насколько обстановка будет здоровой;
- специалистов — нужно уметь делегировать, поддерживать хорошие отношения с коллегами, правильно отказывать и не выгорать;
- новичков — помним, что работодатели сначала смотрят, как человек налаживает связи и подстраивается под ритм работы, а потом уже на опыт. Профессиональные навыки развить проще, чем переделать склад ума.
Актуально для любой занятости:
- штатным сотрудникам нужно контактировать с коллегами каждый день (и постараться не поубивать их);
- фрилансерам общаться с заказчиком — понимать поставленную задачу, прорабатывать правки, выставлять прайс на услуги и аргументировать их стоимость. Этому можно научиться на курсе для спецов в диджитале.
Подборка бесплатных курсов для развития soft skills
Ниже мы привели список курсов, на которых можно прокачать гибкие навыки.
Нетология:
Сириус. Ютуб-канал, на котором опубликованы уроки про полезные пси-навыки. Некоторые из них:
- Учимся участвовать в дебатах (там 4 части, полистайте);
Лекториум:
- Как стать наставником проектов (полезно всё, но про работу с командой рассказывает шестой модуль).
Открытое образование:
Что в итоге
Развивайтесь как личность — не просто слова. Необходимо слушать и слышать, идти на компромиссы, понимать свои чувства и прорабатывать негативные эмоции. Всё это входит в гибкие навыки.
Глубинные убеждения мы советуем разбирать с психологом и психотерапевтом, но способности к переговорам и самопознанию можно повысить, пройдя хороший курс.
Вперёд к новым вершинам!