Роман французской писательницы Карин Тюиль "Дела человеческие" (Les choses humaines) я читала еще в октябре 2019 года и тогда никакие цитаты не выписывала (эта блажь напала на меня во время пандемии, когда стало больше времени). Вчера случайно обнаружила, что роман вышел (или выходит - в этом мае), поэтому решила вам про него рассказать.
Клэр - писатель-публицист, Жан - известный политический журналист. У них есть взрослый сын Александр - студент престижного Стэнфордского университета. Выходец из бедной семьи, Жан всегда хотел вырастить из сына победителя, даже если в каких-то сферах у Александра не было особых талантов. Для Жана самое главное в жизни - внешний лоск, престиж, благополучие.
Клэр встречает педагога французского языка в еврейской школе. Алан женат, у него есть две дочери. Между Аланом и Клэр вспыхивает страсть настолько, что они решают оставить свои семьи, чтобы быть вместе.
Жена Алана уезжает в США, забрав девочек, но однажды старшая дочь Мила (18 лет) прилетает навестить отца. Александр знакомится с девушкой, Клэр просит сына взять Милу с собой на вечеринку, чтобы она не скучала одна в городе. Александр не рад такой перспективе, но уступает просьбам матери. После вечеринки Мила обвиняет Александра в изнасиловании...
Злободневная тема, сложный, не однозначный роман. События, произошедшие на вечеринке, разделили историю на «до» и «после». Если в первой части романа наблюдаешь за жизнью героев, чему-то радуешься, с чем-то соглашаешься, с чем-то – нет (и это чаще), то во второй пытаешься понять, что же произошло на самом деле и кто виноват в том, что все вышло так, а не иначе. По мере прочтения открываются новые обстоятельства дела, выпадают "свежие" скелеты из шкафов, и все оказывается не так просто и исчерпывающе, как в заявлении, которое оставила Мила.
Роман поднимает сразу несколько тем: различие в национальных культурах (традиции, воспитание, уклад, понятие нормы и т.п.), зависимое от гаджетов новое поколение (не умеющее строить отношения в реальной жизни), судебная система вкупе с общественным порицанием/восхищением, внешняя картинка (имидж) и глубины душ человеческих.
История намного глубже и тяжелее, чем может показаться на первый взгляд. Сложно сказать больше - спойлеры получатся, но по итогу мне очень жаль обоих молодых людей (Милу и Александра), чьи жизни оказались поломаны не только тем, что произошло на вечеринке, но и последствиями действий причастных взрослых. Грубо говоря, досталось всем, но кто был виноват на самом деле?
Роман написан прекрасным языком (французским, по крайней мере, про перевод ничего не знаю), читается легко с точки зрения слога и тяжело – морально. Особенно вторая часть. Тот самый момент, когда сложно найти положительных и отрицательных героев - "все мы серые", как говорил Филипп Клодель.
Другие отзывы на книги на этом канале:
Красота - это горе (Э. Курниаван)
Амели без мелодрам (Б. Константин)
А вот и Полетта (Б. Константин)
"Дорогой, ты меня слушаешь? Тогда повтори, что я сейчас сказала..." (Н. де Бюрон)
Тариф на лунный свет (И. фон Кюрти)
Маленькая коммунистка, которая никогда не улыбалась (Л. Лафон)
Пой, даже если не знаешь слов (Б. Мараис)