После посещения римской виллы в Новом (римском) Карфагене я пошел в сторону моря.
Спустившись к берегу моря, я попал во вторую по величине баню Римской империи. На берегу Тунисского залива рядом с президентским дворцом сохранились грандиозные развалины терм, построенных во времена расцвета Древнего Рима при императоре Антонине Пие.
Это второе место в Карфагене, где я видел толпы организованных туристов и большие автобусы. Место и правда масштабное. На входе ко мне пристал благообразный гид, работающий по богатым иностранным туристам, но я сделал вид, что не понимаю его очень хороший инглиш. «Извините, но я из России, я тебя не понимайт. До свидания, олрайт». Что здесь гиды рассказывают, не понятно и так все видно. Две грандиозные колонны и куча древнеримских кирпичей.
Наверное, как жители римской провинции Африка спинку друг другу терли.
Я быстро пробежался по развалинам и устремился бегом к заранее намеченной туркафешке. Купил дорогущей холодной водички, сладкой и минеральной. Охладиться надо было, ведь целый день я провел под немилосердным тунисским солнышком при +30 с лишним. Есть не хотелось, скушал пару печенюшек и вперед к новым турподвигам.
Далее я продолжил путь по прибрежным районам в сторону остатков пунических гаваней. Прошел мимо квартала Магон, Доступ был закрыт, ничего интересного разглядеть через ограду не удалось. Видимо все интересное в земле. Прибрежные районы Карфагена выглядят очень прилично, почти Южная Европа. Пунические Гавани меня удивили, я ожидал увидеть что-то грандиозное на месте базирования сильнейшего военного и крупнейшего торгового флота Древнего мира. Видел реконструкции этих гаваней. Побывав на месте, в эти картинки верится с трудом.
Ведь там изображено, что на месте современного небольшого круглого водоема была стоянка 200 военных кораблей, а на острове был арсенал. Хотя это ведь было 2500 тысячи лет назад, море могло уйти. Очертания ведь сохранились и кое –какие развалины на островке.
К второй гавани я в этот день не пошел, побоялся, что не успею попасть до закрытия в главную цель моей вечерней прогулки по прибрежному Карфагену. Это было святилище Тофет. Легендарное место финикийско-пунической религии, воспетое в Ветхом Завете и французским писателем Густавом Флобером в романе «Саламбо». Враги финикийцев и Карфагена считали, что жестокие идолопоклонники и варвары приносят здесь в жертву детей. Все это описано в романе Флобера «Саламбо». Я читал его в юности и вот я стою у входа в флоберовско-библейский ад.
На входе сидит благообразная тетенька. Она отвлеклась от чтении газет, сделала отметку в моем комплексном билете и лучезарно мне улыбнулась. В юности она видимо была красива и чем-то напомнила мне Саламбо с иллюстрации к роману Флобера.
Говорят в страшных местах и атмосфера ужасная. Но в Тофете все очень просто романтично. Небольшие стеллы, какие-то резервуары, спуски, ямки, ну не пахнет тут адом.
Я, побывав здесь, начал склоняться к мнению тех, кто считает, что в Библии и трудах римских историках религиозные конкуренты и политические враги просто сводили счеты с финикийско-пуническими конкурентами. А это место было только кладбищем младенцев, умерших своей смертью или местом, где юные пунийцы проходили инициацию к взрослой жизни.
После выхода из Тофета я решил, что все, на сегодня исторических мест хватит. Я хочу в море, оно где-то рядом. Я находился в районе Карфагена, который называется Саламбо. Реальной Саламбо никогда не было, персонаж придуман Флобером. Но сейчас название Саламбо популярно и так назван ближайший пляж. Туда я и направился.
Пляж неплохой, песчаный с пологим входом в море.
Людей на пляже почти не было. Я бросил вещи на берегу и отправился в воду. Шикарно. Блин, не расслабишься ведь, надо контролировать вещи.
Я плавал на спине, головой в море, лениво шевеля ногами и руками, периодически контролируя расстояние до берега и вещи. Лепота. Когда я в юности читал роман Гюстава Флобера не думал, что я когда-нибудь окажусь на месте его действия, побываю на холме Бирса, в Тофете и буду лениво скользить по волне на пляже названном в честь Саламбо.
У меня через некоторое время разрядился смартфон, фотки делал водным фотоаппаратом. На пляже я провел больше часа. Купался, загорал, наблюдал за пляжной жизнью пригорода Туниса. Иностранцев кроме меня здесь не было, пара местных пенсионеров, рыбаки на насыпи и потом пришла группа местной продвинутой молодежи, которые даже плавали неплохо.
Местные граждане и арабские туристы обычно плавать не умеют. Их фишка шумно плескаться на мелководье. Одна дама ходила по мелководью в одежде.
Она напомнила мне тирскую царевну Дидону, легендарную основательницу Карфагена. По легенде примерно в этом месте она прибыла из родного финикийского Тира и купила землю под Карфаген у местных племен. Землю, которую покроет бычья шкура. Царевна разрезала шкуру на ремни, на Бирсу и окрестности хватило.
Уже ближе к закату я направился в сторону железной дороги. Прошел через шумный квартал, где живет местный средний класс.
Дорогу к ж/д станции спрашивал по-французски, как не удивительно, но я успешно вышел к станции Le Kram и уехал в Тунис. Настроение было на подъеме, план дня я выполнил. Увидел великий Карфаген, главная цель поездки достигнута, далее будет просто бонус. На станции Tunis Marine я успешно пересел на шикарный новый трамвай и доехал по площади Барселоны. Ура, я научился ездить на тунисском «метро»! По пути в гостиницу забежал в Monoprix. Купил немного продуктов, кружку под чай-кофе и бутылку красного местного сухого вина. Местные красные сухие вина мне не очень понравились, кислые сильно, почти без сахара, зато голова после них не болит.
Вечером пришлось густо намазать лицо кремом, т.к. моя северная кожа сильно пострадала от солнца. Вечером никуда не ходил, сразу завалился спать, маршбросок по Карфагену дался мне тяжело.
Утром в этот день я еще зашел в офис OOREDOO и пополнил баланс симки для звонков на родину. Уже в Карфагене отзвонился домой, звонить с тунисской симки в Россию было значительно дешевле.
Спасибо за внимание...