«Генерал-адъютант Мищенко с самого начала занял неправильную позицию по отношению к нашей сенаторской ревизии… В конце концов ему пришлось уйти, и на его место был назначен новый генерал-губернатор, генерал-лейтенант Генерального штаба Самсонов… человек умный, образованный и тактичный…» - напишет в своих воспоминаниях князь И.С.Васильчиков.
Александр Васильевич Самсонов, генерал от кавалерии (одиннадцатый) Туркестанский генерал-губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа и войсковой наказной атаман Семиреченского казачьего войска.
Родился 2 ноября 1859 года в имении небогатого дворянина, отставного поручика, в селе Андреевка Херсонской губернии.
Окончив Владимирскую военную гимназию в 1875 году и Николаевское кавалерийское училище в 1877 году, направлен в 12-й гусарский Ахтырский полк.
После участия в Русско-Турецкой войне, поступил в Академию Генерального штаба.
С 1884 года был адъютантом штаба 20-пехотной дивизии, старшим адъютантом штаба Кавказской гренадерской дивизии, командиром эскадрона 24-го Любенского полка, столоначальником Главного управления Казачьих войск, штаб-офицером для особых поручений при командующем войсками варшавского военного округа.
С 1896 года по 1904 годы служил начальником Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища.
В 1904 году участвовал в Русско-Японской войне. За беспримерную отвагу и мужество Самсонов заслужил множество орденов, а из рук Императора получил именное золотое оружие.
В возрасте 45 лет женился на красивой девушке Екатерине Александровне Писаревой , дочке помещика из села Акимовка, родившей ему сына Владимира и дочь Веру.
В 1905 году - начальник штаба Варшавского военного округа.
В 1907 году - наказной атаман Войска Донского.
С 17 марта 1909 года, назначен Туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа и войсковым наказным атаманом Семиреченского казачьего войска.
А.И.Самсонов уделял орошению пустынных земель: осваивал новые площади под посевы хлопка, бурил в пустынях артезианские колодцы, провел оросительный канал в Голодной степи.
А.И.Самсонов внешне богатырского телосложения « с легкостью ломал железные подковы и сминал пальцами медные пятаки. Не смотря на свой изрядный вес (126 килограммов), он органично смотрелся в седле.», сильно страдал от приступов астмы, поэтому в летом 1914 года он с семьей отправился в отпуск подлечиться на Кавказ.
19 июля 1914 года началась первая Мировая война и А.И.Самсонов прервав свой отпуск был направлен в Варшаву принимать командование над 2-й Армией.
Его сослуживец полковник Грязнов вспоминал: " Приказ о наступлении Самсонов воспринял в упадническом настроении. Он вышел от главнокомандующего фронтом, получив директиву о скоропалительном наступлении. Мужественный человек, он ясно осознавал, что вместе со своей Армией предназначен на роль жертвы. Медленно опустился на стул и с минуту сидел, закрыв лицо руками. Дальше, преодолев мрачные предчувствия и тяжкое сознание возможной гибели, он поднялся, перекрестился и пошел на свою Голгофу".
30 августа 1914 года А.И.Самсонов , выходя из окружения близ города Вилленберга (Польша), погибает. И тут начинается самое интересное. Сведения разнятся, то он погиб от взрыва снаряда, то ,что он отошел от группы офицеров и застрелился. То, что в лесу в кромешной тьме, при очередной остановке попутчики увидели, что нет Самсонова, вернулись на последнее место передышки, тихо звали его , решили поискать утром. Утром немецкие выстрелы заставили их уйти так и не найдя Самсонова.
Жена Екатерина Александровна все это время работала в Красном кресте, и через год ей удалось попасть на место гибели мужа. Немецкий мельник (чье имя история не сохранила) хоронил русских солдат и офицеров. Увидев Екатерину Александровну сразу признал ее по фотографии на золотом кулоне снятого с Самсонова (чтобы родственники по вещам могли опознать). Жена забрала прах мужа и похоронила его в семейной усыпальнице в селе Акимовка.
По словам артиллериста, Самсонов отказался идти вместе с ним, объяснив, что его долг – остаться здесь, рядом со своей армией, он просто сядет и будет ждать смерти… «Никто никогда не узнает, какой ужасающий мрак воцарился в душе генерала Самсонова, – писал Гучко, - когда он сидел на земле, неспособный уже просто передвигать ноги. Сердце было полно горечью поражения, а впереди не светило даже слабого лучика надежды. Кто знает, быть может, его слабое сердце отказалось дальше выносить тяжесть страшного несчастья, и генерал Самсонов в самом буквальном смысле умер оттого, что его сердце разорвалось – от горя?»
Говорить о Самсонове можно долго, поэтому я закончу словами Маршала Советского Союза Б.М.Шапошникова: «Что бы ни говорили про Самсонова, но от моих встреч с ним остались самые светлые воспоминания. Немного я встречал на своем служебном пути таких начальников, как генерал Самсонов…»