«Слева мы видим произведение искусства „Дерьмо художника“, справа — арт-объект в виде тридцатиметровой вульвы „Дива“, а вон там поодаль лежит инсталляция из кучи мусора „Шапка Мономаха“».
После такой экскурсии хочется спросить: «Это что сейчас было?» И больше никогда не ходить в галереи современного искусства. Но что, если мы просто неправильно поняли творцов и вообще не на то смотрим?
Ответить на этот вопрос нам помогли искусствоведы и блогеры Дзена — Наталья Теренкова, Михаил Брацило, Софья Багдасарова и Зарина Асфари.
4 отличительные черты современного искусства: странная форма и не только
Необычная форма и подача произведения. Работая над будущим произведением современного искусства, в большинстве случаев автор не создает новое, а переосмысливает старое. Но это вовсе не значит, что творцу можно не напрягаться. Ему приходится постоянно придумывать новые форматы воспроизведения, чтобы зацепить публику. Кого-то еще можно впечатлить классической картиной с пейзажем в рамочке, а кому-то для этого уже нужно нечто совершенно иное. Например, огромный портрет на оконной пыли, который исчезнет с первым дождем. Человека становится все сложнее удивить привычными жанрами — картинами, скульптурами, фотографиями. Поэтому чаще всего объект современного искусства имеет либо необычную форму, либо содержание.
«Обескураживание неподготовленного зрителя — один из стандартных приемов современного искусства».
Софья Багдасарова, автор канала «Шакко: об искусстве»
Уильям Коббинг в перформансе «Раскопки». Друг Уильяма называет его глинфлюенсером
Оперный театр «Лисео». Ничего необычного, просто концерт для растений
Куча жанров, развивающихся одновременно. В современном искусстве стало появляться много новых жанров. И все эти жанры теперь развиваются не последовательно друг за другом, век за веком, как в классическом искусстве, а параллельно. То есть сразу несколько направлений могут спокойно себе сосуществовать вместе, не вызывая противоречий.
«До конца ХIХ века существовал один господствующий стиль эпохи, например барокко. И абсолютно все искусство в нем развивалось. Современное искусство же началось с тотальной свободы: появились фовисты, кубисты, экспрессионисты, примитивисты и прочие. И все они непоследовательны, нет такого, что одно сменяет другое».
Зарина Асфари, автор блога «Зарина Асфари об искусстве»
Зритель может быть частью произведения. С разнообразием жанров пришло и разнообразие зрительских ролей. Мы привыкли, что в классическом искусстве смотреть можно, а трогать — нельзя. Но современное искусство иногда дает нам возможность даже полноценно поучаствовать в происходящем. Это хорошо видно в таких интерактивных жанрах, как перформанс и хеппенинг. Здесь зрителю предлагают выбрать, как события будут развиваться дальше, и выполнить для этого какие-то действия, не забывая анализировать свои чувства.
Например, художница Марина Абрамович в перформансе «Ритм 0» предлагала зрителям выбрать один из 72 предметов для взаимодействия с ней. Закончилось все тем, что один из посетителей попытался выстрелить из оружия в автора эксперимента.
Искусство теперь для всех, а инструменты самовыражения — повсюду вокруг. Современное искусство от классики отличается еще и тем, что заниматься им может буквально каждый. Если раньше считалось, что заниматься искусством может только человек со специальным образованием из высших слоев общества, то современное искусство этот барьер стирает. Теперь, чтобы выразить грандиозную мысль, достаточно взять баллончик с краской, найти стену в переулке и дать волю чувствам.
«Здесь важен не бэкграунд и обширные знания в области искусства. Важно то, что мы чувствуем, глядя на объект. Причем у автора и у зрителя могут быть совершенно разные чувства — и это нормально».
Наталья Теренкова, кандидат культурологии и доцент ВАК, автор канала «Культурология для всех»
И как же отличить шедевр от пустышки?
«Как-то, зайдя в Музей современного искусства, я увидел огромную кучу мусора. Оказалось, это инсталляция «Шапка Мономаха». Что?
В другой галерее я нашел целую персональную выставку художника Алексея Васильева «Внутренний Санчес». Так вот, там были совершенно детские каракули. Как маленький ребёнок рисует ручкой или фломастером, что в данную секунду в голову придёт. Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек. Именно так. И это не имеет никакого отношения ни к минимализму, ни к наивному искусству.
Если говорить о мировом современном искусстве, то можно вспомнить «Дерьмо художника» Пьеро Мандзони. 90 баночек в которых он, якобы, разложил свои фекалии. В данный момент эти баночки находятся в различных музеях и галереях мира, а также частных коллекциях. И стоит каждая баночка по несколько десятков тысяч евро. Я отказываюсь это понимать»
Михаил Брацило, автор блога «Культурная история»
Иногда творцы искусства преследуют какие-то определенные цели: внезапно прославиться, заработать денег, воздействовать на политику. К этой категории относится акционизм. Взять, к примеру, арт-группу «Война», участники которой устраивают протестные акции в церквях и оргии в музеях. Так они по-своему заявляют о том, что есть и другое политическое мнение. Скандальная форма протеста помогает обратить на проблему пристальное внимание, вызвать обсуждение, реакцию, тем самым приблизив решение.
«На мой взгляд, доверие к современному искусству подорвали сами художники. Вспомнить, например, Петра Павленского, который прибивал гвоздями гениталии на Красной площади и поджег дверь здания ФСБ. И ведь все эти акции хорошо распиарили СМИ и блогеры, а их участников объявили прекрасными художниками-акционистами».
Михаил Брацило
И здесь мы сами должны догадаться: это шедевр современного искусства или притворство.
Катрин Ненашева сидит в клетке во время проведения акции «Груз 300»
Когда автор выставляет свою работу на всеобщее обозрение, с этого момента она уже принадлежит не ему, а зрителям. Своими реакциями люди сами для себя определяют ценность произведения и традиционно делятся на два лагеря. Первые утверждают, что в том же «Квадрате» Малевича ничего нет и они тоже так могут, а вторые открывают целую вселенную смыслов.
Мы не всегда это видим, но иногда даже за самым простым произведением стоит огромная работа мысли. А возможно, автор действительно ничего не имел в виду и просто оставил поле для размышлений, предлагая зрителям придумать собственный смысл. В таком случае странные формы — подходящий инструмент, чтобы подтолкнуть их к этому. Такие работы проверяются временем и тем, как много людей увидит в них что-то важное.
Но все же чаще своим творчеством авторы хотят донести какую-то идею или вызвать сильные эмоции — восторг, беспокойство, замешательство или даже гнев.
Американский художник Джордан Вульфсон надеется ужаснуть «живой» скульптурой, изображающей женщину, которую общество представляет как сексуальный объект
А английский художник Бэнкси заставляет весь зал вздыхать над картиной, которая прямо на глазах практически превратилась в кучку бумаги
Ну а если произведение не заставляет мозговые шестеренки шевелиться и не вызывает никаких чувств — скорее всего, перед вами пустышка. Это относится к любому искусству.
Зачем вообще человеку нужно современное искусство?
Творцу оно позволяет выразить злободневную мысль с помощью практически неограниченного набора инструментов. При этом современному искусству совершенно неважно происхождение и образование человека. В то же время оно стало более доступным и более близким для зрителей.
«Погружаться в современное искусство нужно затем же, зачем слушать музыку или смотреть кино. Чтобы открыть что-то новое в себе и в мире. Чтобы развить эмоциональный интеллект. Чтобы попытаться понять другого человека, открыть сокровенное что-то, что вы сами не сформулировали и не осознали бы».
Зарина Асфари
Конечно, чтобы научиться отличать хорошую работу от мазни, нужно иметь определенный уровень насмотренности и обладать критическим мышлением. Но каким бы неоднозначным ни было современное искусство, оно определенно учит нас мыслить шире. А главное — испытывать живые эмоции и оставаться людьми.
А какие эмоции вызывает современное искусство у вас?