Автор: Николай Чувиков
Представьте себе такую картину: Джордж Мартин обращается к своим интернет-последователям и во всеуслышание заявляет о том, что наконец-то готов презентовать народу свою новую книгу из серии «Песнь льда и пламени». В связи с этим он созывает крупномасштабную конференцию, куда входят видные литературные критики, писатели-побратимы, самые верные (или самые обеспеченные) фанаты его творчества, актёры из соответствующего сериала, а также львиная доля любопытствующих журналистов. Все ждут, зевают, волнуются - и тут на сцену наконец выходит сам Мартин, держа в руках желанную всем миром рукопись. Весь зал затаивает дыхание, кто-то даже падает в обморок о перенапряжения и волнения... и вот Джордж наконец-то подходит к микрофону и... и объявляет о том, что новой книги не будет, но вместо этого он заново переписать первую книгу из цикла, дав ей новую интерпретацию , которая позволит взглянуть на описываемые в ней события с другой стороны. Как вам такое понравится?
Так что нет ничего удивительного, что многие поклонники уже закидали легендарных металкорщиков из Caliban тухлыми помидорами критики за их новый релиз в лице "Zeitgeister". Будучи классическим примером ковидного рока (см. мою недавнюю рецензию на лонгплей "Symmetry" от канадской группы Saga для лучшего понимания этого феномена), новая работа немцев представляет собой сборник их классических песен, представленных в новой интерпретации. Причём интерпретации эти насторожили многих приверженцев классического стиля Caliban.
Ни для кого не секрет, что эти немецкие музыканты уже давно с вожделением поглядывают на такой феномен современности как электронный рок - соответствующие аранжировки уже не раз проскальзывали на их поздних альбомах, но до кардинальной смены стиля было ещё далеко. Однако на "Zeitgeister" они-таки решились на серьёзные шаги - большинство песен уже лишь с большой натяжкой можно характеризовать как Metalcore или Melodic Death Metal, ибо больше всего они напоминают такое направление как Neue Deutsche Harte (простите, лениво искать умлаут). Да, без шуток - в таких новых версиях песен как “Herz” и “Feuer Zieh Mit Mir” можно ярко увидеть влияние Die Krupps, Oomph! и, в особенности, Rammstein. Даже вокальная подача - и та навевает мысли о всеми любимом (или нелюбимом) Тилле Линдемане. Конечно, от своей олдовой стилистики Caliban ещё не до конца отказались, но "Zeitgeister" является определённым намёком на то, что от будущих альбомов группы можно ожидать по-настоящему революционных решений. Отсюда и возмущение общественности - тяга немцев к Neue Deutsche Harte вполне может быть воспринята ими как своеобразное "опопсение", которое редко воспринимается позитивно.
Однако может быть и по-другому - может быть Caliban просто захотели немного поэкспериментирвоать и переиначили свои классические песни в новых жанрах, что, в свою очередь, никак не коснётся их последующего студийного творчества. Ведь когда Helloween записывали свой "Unarmed", они же продолжили играть пауэр-метал без каких-либо проблем, так почему бы и не предположить то же самое про металкоровских немцев?
Как бы там оно ни было, но на лично для меня такой формат перепевок оказывается гораздо более предпочтительным: музыканты не просто выдали на-гора примитивные акустические версии своих старых хитов, а рискнули предпринять что-то новое, пусть даже и не неожиданное. Более того, весь "Zeitgeister" исполнен на немецком, а я всегда считал, что Caliban всегда звучали наиболее органично лишь тогда, когда не гнушались своего родного языка. Так что их результат продолжительной самоизоляции оказывается чрезвычайно развлекательным для прослушивания и вполне может удовлетворить не только почитателей их творчества, но и тех, кто очень скептически настроен к металкору как к жанру.
А если Neue Deutsche Harte так и останется доминирующим жанром в творчестве Caliban, то нам остаётся только с этим смириться. Не будем забывать, что до данного момента эти музыканты оставались одними из самых верных последователей металкора - жанра, который, по мнению многих, уже давно себя исчерпал. Так что их тяга к переменам, пусть даже и коммерческим, в любом случае достойна уважения.