Найти в Дзене
Мурманский вестник

Служба старого трудяги подошла к концу

Оглавление

Лодки и паромы в далеком прошлом

Любой мост - это прежде всего утилитарное сооружение той или иной инженерной сложности, призванное обеспечить надежную переправу через водное препятствие. Однако людям свойственно видеть во всем романтику, поэтому они часто наделяют мосты поэтическими качествами за их способность соединять не только берега конкретной реки, но порой и судьбы людей.

Лев Федосеев
Лев Федосеев

Достаточно вспомнить, как много стихов и песен написано об одних только петербургских мостах. Причем городом на Неве творческая фантазия поэтов и композиторов вовсе не ограничена.

Правда, про туломский мост в Коле, кажется, ни стихов, ни песен не сочинили. А зря! Он этого вполне заслуживал. Да, приходится говорить о старом трудяге в прошедшем времени. Вчера начался процесс демонтажа и утилизации конструкции, верой и правдой прослужившей людям без малого семь десятков лет.

Веками жившие здесь люди переправлялись через Тулому на лодках. Всерьез заговорить о необходимости моста заставила Великая Отечественная. Нужда военного времени требовала быстрых, простых и дешевых решений. Тогда соорудили наплавной мост на плавучих опорах в виде деревянных судов.

Прослужил он, впрочем, недолго и через несколько месяцев был снесен осенним ледоходом. После этого на десять лет средством соединения туломских берегов оставался паром.

После войны Мурманская область активно развивалась. В ее состав вошли бывшие финские территории в районе Печенги, восстанавливалось металлургическое производство в Никеле, активизировалась экономическая жизнь на западном берегу Кольского залива, выстраивалась система послевоенной обороны Заполярья. Новая реальность требовала надежного транспортного сообщения, которое мог обеспечить только мост.

-2

За годы металл трудиться устал

В условиях плановой советской экономики «пробить» такое сверхплановое строительство можно было только на самом верху. Для стройки отводилось всего-навсего 11 месяцев, включая зиму с полярной ночью и морозами до 20-25 градусов. Героическая история сооружения туломского моста в 1951-52 годах заслуживает отдельного рассказа.

«Мурманский вестник» подробно писал об этом в номерах от 17 и 21 февраля 2017 года.

Ажурная ферма моста была видна с большого расстояния и служила инженерно-архитектурным украшением туломского устья у впадения реки в Кольский залив. Как известно, ничто не свете не вечно. Конструкция за десятки лет утратила проектную прочность. Ржавчина, усталость металла - годы брали свое. Никакие усилия по ремонту уже не могли восстановить былую надежность моста. Тем более, что с 1952-го, с момента постройки, никакого ремонта эта переправа не видела. Экспертиза 2004 года однозначно гласила: мост в предаварийном состоянии.

Да и морально давно устарел. Его семиметровая проезжая часть не соответствует современным стандартам при минимуме 10 метров. 20-тонная нагрузка также не устраивает никого. Нынешние мосты такого класса должны выдерживать 100 тонн.

-3

Движение по мосту было закрыто осенью 2019-го. Конечно, на этот раз пересаживаться на паром не пришлось. Транспортную нагрузку взял на себя мост через Кольский залив, построенный в 2005-м. Крюк в несколько километров, понятно, не радовал жителей населенных пунктов левого берега Туломы, но альтернативы не было - пришлось мириться с двухгодичным неудобством.

Все это время старый туломский мост был отодвинут чуть в сторону и поставлен на временные опоры. Это позволило организовать по нему пешеходное движение. Все-таки лучше, чем ничего!

Но теперь и эта служба старичка завершилась. В минувший вторник закрыто движение пешеходов, и официально начался процесс демонтажа и утилизации фермы и пролета моста.

-4

Простоят лет до ста опоры этого моста

О том, как это будет происходить и каким требованиям соответствует новый мост, рассказал ведущий эксперт отдела контроля качества ФКУ Упрдор «Кола» Денис Таращан. По его словам, стройка успешно прошла самые сложные и ответственные этапы - возведены крайние и промежуточные опоры, установлены в проектные положения несущие пролетные конструкции. В настоящее время идет подготовка к устройству мостового полотна - бетонированию плиты проезжей части и последующей укладке покрытия. Работы ведутся в соответствии с графиком, их окончание и ввод объекта в эксплуатацию запланированы на 31 октября этого года.

- В ближайшие полтора месяца планируется забетонировать плиту проезжей части, после чего старое пролетное строение будет надвинуто на новый мост для демонтажа, который потребует около двух месяцев. В конце лета - начале осени планируется выполнить асфальтовое покрытие. Также будут сделаны тротуары, смонтировано освещение. Запланирован монтаж архитектурно-художественной подсветки моста, - сообщил Денис Таращан.

-5

Кроме того, ведущий эксперт рассказал, что в этом сезоне будет выполнен ремонт трассы «Кола» на участке от туломского моста до развилки на Междуречье - это около 20 километров.

Представитель подрядчика и руководитель проекта Евгений Старостин добавил, что строительство нового моста велось в круглосуточном режиме. В данный момент на объекте задействовано около 70 человек.

Бригада строителей сборная - со всей России вплоть до Ульяновска. Много рабочих из Мурманской области, подчеркнул Евгений Старостин.

Расчетный срок эксплуатации моста 50 лет, гарантийный межремонтный период 10 лет. При хорошем содержании и 100 лет для новой конструкции далеко не предел. По габаритам и несущей способности она отвечает всем современным требованиям.

Конечно, современный мост - это хорошо. Но все-таки немного жаль, что больше мы не увидим над туломской гладью такой знакомой и родной ажурной фермы. С детства памятны проезды через эту переправу на автобусе по пути в аэропорт - тогда еще военный Килпъявр. В 90-е годы уже за рулем своей машины, возвращаясь из Финляндии или Норвегии, здоровался с мостом как со старым приятелем - вот я и дома!

А в день закрытия движения и начала демонтажа конструкции на лавочке неподалеку долго сидела пожилая пара - тоже пришли попрощаться с мостом. Так что пусть песен о нем не написали, все равно о старом туломском мосте в сердцах многих северян сохранятся самые теплые воспоминания.