ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ МОГУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ СПОЙЛЕРЫ!
«Талантливый человек талантлив во всём» - так рассудил в своё время Бен Аффлек, поэтому, окромя актерских и сценарных способностей, решил начать проявлять и режиссёрские. Так получилось, что первые его фильмы, а именно «Прощай, детка, прощай» (2007) и «Город воров», описывают нелегкую жизнь людей пригорода, которые из-за недостатка денег вынуждены связывать свою жизнь с криминалом. Вполне объективная мотивация в стиле «не мы такие – жизнь такая» в художественных мирах обеих картин смотрится более чем убедительно. В особенности дебютная лента, которая богата на сюжетные повороты, позволяет раскрыть в должной мере тех, кто находится на социальном дне, и тех, кто хочет прервать порочной круг и помочь людям. В «Городе воров» происходит абсолютно другая ситуация, более мелодраматичная, но от этого не менее правдоподобная.
Даг МакРэй (Бен Аффлек) – бандит со стажем, главарь преступной группировки, которая промышляет налетом на банки и инкассаторов. Кроме профессиональной деятельности его с членами банды объединяет одно и тоже место проживания – Чарльзтаун, что в пригороде Бостона. Это место кажется настолько замкнутым, настолько независимым, словно это какой-то закрытый клуб по интересам, и чтобы вступить в него, нужно здесь родиться и вырасти. Сложно представить, что главный герой хотел от жизни, пока не влюбился в бывшую заложницу, которую он с подельниками взял во время очередного ограбления, а затем отпустил. По всей видимости, молва не врет, и сила любви и правда способна заставить крутиться шестерёнки в голове человека.
Безусловно, фильм Бена Аффлека нисколько не «Схватка» (1995) Майкла Манна, где двое крутых мужиков по разные стороны баррикад светят своими достоинствами, чтобы зритель мог выбрать, кто же круче – герой Аль Пачино или Роберта Де Ниро. «Город воров» куда более лаконичное кино, рассказывающее историю про парня, который просто хочет наконец-то сбежать из неблагополучного района (условно можно сюда можно вставить любой провинциальный городок, откуда главный герой так стремиться уехать, и смысл бы не поменялся). Странно, что ему мешало сделать это раньше, ведь и деньги есть, и связи, однако только любовь позволила ему по-настоящему захотеть это сделать. По мере развития сюжета, мы видим, что Чарльзтаун попросту болото, в котором люди застряли, а тех, кто пытается вырваться, хватают за ногами, чтобы те не сбежали. Эта трясина полностью убивает обыкновенное чувство и желание жить, а все наворованные деньги члены банды спускают на разные вещества, выпивку и куртизанок. Даг МакРэй оказался более смышлёным, собирав награбленное на «чёрный день».
Может показаться, что фильм представляет собой противостояние бандитов и полицейских, каждые из которых не плохие и не хорошие, а просто люди. Но в большей степени Дагу приходится бороться не против назойливых копов, а своих друзей, в особенности Джеймса (Джереми Реннер), который является подлинным воплощением Чарльзтауна. Этот герой абсолютно безыдейный, у него нет никакого жизненного стимула или увлечения. Единственное, что он умеет – грабить и избивать. «Что же я буду делать?» - жалуется Джеймс Дагу, который пытается уговорить друга детства уехать из треклятого города. Такой же выглядит сестра персонажа Реннера Криста (Блэк Лайвли), которая зарабатывает на жизнь наркокурьерингом, а в свободное от работы время связывается не с теми парнями.
Таким образом в фильме прослеживают явные корреляции – между Джеймсом и Дагом, а также между Кристой и Клэр (Ребекка Холл), в которую и влюбляется наш главный герой. Каждый из них олицетворяет ту часть общества, которой принадлежит, и поэтому желание Дага, несмотря на его связь с местом, где он вырос, выглядит вполне естественным. Он уже перерос стадию прожигания жизни, о чём нам многократно сказали в фильме, поэтому он готов двигаться дальше. Это же касается и его бывших отношений с Кристой, которая всё ещё питает к герою чувства. Сцена их последнего разговора это лишний раз подтверждает, когда он на её претензии «Почему она, а не я» лишь угрюмо молчит.
Отношения Дага с копами легко описываются цитатой из «Берегись автомобиля» (1967) Эльдара Рязанова, когда главный герой Юра Деточкин во время автомобильной погони вступает в диалог с милиционером: «Ты догоняешь, а я удираю». Никакого интереса понять социальную причину поступков героев нет – только животное желание агента ФБР Адама Коули (Джон Хэмм) поймать преступников во что бы то ни стало. Хотя поймать – мягко сказано, потому что члены банды, по всей видимости, наиграли на свои 5 звезд преступности, как в серии игр GTA, и поэтому полицейские при малейшей возможности открывают огонь на поражение.
Фильм «Город воров» представляет собой социальную драму, разбавленную в бульоне мелодрамы, поперчённую перестрелками, драками и прочим криминалом. Но всё это мишура для развлечения зрителя, а пресловутая любовь – лишь условность, позволяющая придать мотивацию главному герою. Перед нами история о человеке, который всё-таки захотел изменить свою жизнь к лучшему и смог перейти от слов к делу. Картина показывает, что те возможности, которые нам дает жизнь, надо использовать, иначе есть риск остаться на месте без какой-либо возможности к развитию. И чем дольше ты там находишься, чем сильнее пускаешь корни, тем труднее будет вырваться оттуда. Но когда судьба всё-таки вновь дует попутным ветром, надо распускать паруса, и двигаться вперед, навстречу своему счастью.