Найти тему
Журнал МОСТ

ТОП-5 самых крутых кураторов, которые делают невероятные по красоте и креативу выставки

Куратор — один из самых важных людей в арт-процессе.  Кто стоит за самыми громкими выставочными проектами современности за рубежом? Рассказываем о самых влиятельных арт-кураторах нашего времени.

Ханс Ульрих Обрист

«Искусство не должно иметь временных, пространственных и интеллектуальных рамок. Меня утомляют белые галерейные стены и раздражает тот факт, что у каждой выставки должна быть дата закрытия. Мне больше нравится думать об экспозициях, как о семенах, которые могут вырасти»,говорит Ханс-Ульрих Обрист.

«Неуловимый и неугомонный» Ханс-Ульрих Обрист — куратор, критик, историк искусства, директор лондонской галереи «Серпентайн», автор неординарных для своего времени выставок. Обрист ведет специальную программу Migrateurs («Странники») в Музее современного искусства Парижа, читает лекции на искусствоведческом факультете IUAV в Венеции, создает книги, которые становятся фундаментальными пособиями по истории искусства нашего времени.

Отец современного кураторства не просто ввел тренд на самую молодую художественную профессию, но и переосмыслил сам термин «куратор». Монументальная работа «Краткая история кураторства» швейцарского арт-критика стала бестселлером. Книга представляет собой 11 интервью с кураторами и директорами ведущих музеев Европы и США. Единое полотно удивительных бесед о самых громких выставочных проектах последнего века сформировало новый взгляд на историю современного искусства.

В 2010 году критик открыл миру совсем другую Йоко Оно: многогранную и междисциплинарную художницу. В  книге «Ханс Ульрих Обрист и Йоко Оно: Серия разговоров: Том.17» японская авангардная деятельница искусств рассказывает Обристу о своих творческих началах в изобразительном искусстве и музыке, о совместных проектах с Джонном Ленноном.

За свою кураторскую карьеру Ханс Ульрих Обрист организовал несколько сотен выставок. Один из самых ярких проектов Обриста — Do it. Совместно с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье швейцарский куратор придумал, как сделать выставки более близкими и открытыми для публики. Серия выставок Do it, прошедшая почти по всему миру, позволила зрителю стать полноправным участником арт-события. 120 художников, архитекторов, композиторов, писателей, хореографов из 32 стран придумали правила, и зритель последовал их инструкциям.

Кто-то рисовал на стенке по наставлению Сола Левитта, кто-то создавал свой вариант вязаной архитектуры для собак, вдохновившись работами японского архитектора Кадзуё Сэдзимы. Каждый реализовывал свой творческий потенциал. На сегодняшний день Do it — рекордная по продолжительности выставка. В 2014 году проект проходил в московском музее современного искусства «Гараж».

Одну из недавних выставок «Энцо Мари» Обрист организовал в октябре 2020 года. В Миланском музее дизайна и искусства вниманию зрителя представили более 200 проектов, моделей, рисунков и тематических идей из личного архива итальянского художника-модерниста и дизайнера мебели Энцо Мари.

Хамза Уолкер

«У меня совсем неромантический взгляд на то, чем стал кураторский труд», — Хамза Уокер.

Хамза Уолкер — один из самых востребованных современных кураторов, исполнительный директор некоммерческого арт-пространства Лос-Анджелеса LAXART,  «талантливый эссеист музейного мира».

До прихода в LAXART в 2016 году он в течение 22 лет работал директором и помощником куратора в Renaissance Society, музее современного искусства в Чикаго, где организовал ряд арт-шоу и выставок.

Проекты Уолкера — например, Black Is, Black Ain’t («Черный — есть, Черного — нет»), рассказывающий о расовой дискриминации, — уникальны для кураторской практике. Американский куратор реализовывает их с «лишенной эгоизма преданностью современному искусству». В 2010 году Уолкер получил престижную премию Ordway за «значительный вклад в сферу современного искусства».

-2

Люси Липпард

«Концептуальное искусство для меня означает работу, в которой идея имеет первостепенное значение, а материальная форма вторична, легка, эфемерна, дешева, проста  или «дематериализована», — Люси Липпард.

Живая легенда Люси Липпард известна миру как феминистский арт-критик, куратор множества выставок в США, автор исследовательских работ. Липпард одна из первых стала употреблять слово «дематериализация» применительно к концептуальным произведениям.

Она написала более 20 книг о современном искусстве, выступала защитницей феминистского культурного сообщества. Американская писательница получила гранты Фонда Гуггенхайма, 9 докторских степеней в области изящных искусств и другие почетные награды.

В «Краткой истории кураторства» Ханс Ульрих Обрист задокументировал одно из самых ценных интервью с Люси Липпард, где она рассказала о зарождении своей любви к кураторскому делу. Цель их совместной работы — стремление справиться с «культурной амнезией», ибо литературы о кураторском ремесле и по сей день крайне мало. В интервью не обделен вниманием и проект «Шесть лет», который Липпард считает лучшим в своей карьере.

В октябре 2020 года на выставке «Феминизмы» прошла панельная дискуссия «Женщины курируют женщин» с участием Люси Липпард. Обсуждение охватывало такие темы, как ценность гендерного искусства и феминистские выставки в качестве платформы для гражданской активности. Это событие — важный вклад в популяризацию идей феминизма.

Массимилиано Джиони

«Я часто говорю, что меня не очень заботит, откуда берется искусство; единственное, что важно, — куда оно может привести зрителя», — говорит Массимилиано Джиони, художественный руководитель Нового музея в Нью-Йорке, куратор 55‑й Венецианской биеннале, арт-критик, журналист.

В Новом музее Джиони курировал персональные выставки Пола Чана, Урса Фишера и Линды Бенглис. В 2008 году он организовал провокационный проект After nature. Выставка объединила более 90 арт-объектов, создающих атмосферу энтропии. Это мрачная ода о том, что у человечества заканчивается время, а природа остается вне контроля.

В 2013 году Джиони стал самым молодым куратором за всю историю Венецианской биеннале. Его шоу «Увидеть больше» проиллюстрировало зависимость современного человека от поглощения информации.

Сейчас итальяно-американский журналист руководит Фондом Труссарди в Милане. Музей-кочевник организовывает выставки современных художников в забытых зданиях, общественных памятниках и заброшенных палаццо по всему городу.

Пенелопа Кертис

«Смотреть на искусство — это особый опыт, и мы стремимся усилить это чувство», — говорит Пенелопа Кертис, специалист по британскому искусству, признанный ученый, куратор. С 2010 по 2015 год — директор британского художественного музея Тейт. Она стала первой женщиной, возглавившей знаменитую галерею за 112 лет ее существования. С 2015 по 2020 год Кертис занимала пост директора Лиссабонского музея Галуста Гюльбенкяна.

До того как возглавить крупнейшие музеи мира, Пенелопа Кертис работала куратором в Институте Генри Мура в Лидсе, где отвечала за подготовку самобытной программы выставок скульптуры всех периодов.

«Фонд Калуста Гюльбенкяна: Бесконечная скульптура: от античного слепка до 3D-сканирования» — проект, организованный Кертис в сентябре 2020. Эта выставка объединяет работы 18 современных художников и слепки из коллекции факультета изящных искусств Лиссабона.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Музеи
7007 интересуются