Найти в Дзене

Владимира Путина попросили о проведении широкой дискуссии по ветеранам

Президенту Российской Федерации Владимиру Путину направлено письмо-обращение с предложением о проведении широкой дискуссии по вопросу разработки действенной системы координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и ветеранских организаций в сфере социально-правовой защиты ветеранов, через федеральный орган исполнительной власти при Правительстве Российской Федерации, в целях проведения действий по аккумулированию денежных средств государственного финансирования в одном органе исполнительной власти и созданию действенного механизма защиты прав как всех ветеранов страны в целом, так и личные проблемы отдельных ветеранов в частности.

Представляемую Общероссийским общественным движением «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» позицию ветеранского сообщества Российской Федерации Президента России Владимира Путина попросили рассматривать, как позицию единомышленников, прежде всего, в деле военно-патриотического воспитания молодёжи, гражданственности и жертвенности соотечественников в защите интересов большой и малой Родины, незыблемой гуманности российского народа, территориальной целостности и единстве границ Российской Федерации.

Целью настоящего обращения является формирование объективности точки зрения Президента России Владимира Путина и соответствующей властно-административной позиции по отношению к ветеранскому сообществу Российской Федерации.

В современной истории, после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и войны с Японией в 1945 году, наша страна принимала участие во многих вооруженных конфликтах.

Безусловно, что наибольшая численность ветеранов и инвалидов возникла в нашем Отечестве в связи с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.) и театрами военных действий, состоявшихся в рамках Второй мировой войны (1939–1945 гг.). В результате на 01 апреля 2017 года были обозначены следующие цифры:

- в РФ проживает около 2 млн. участников боевых действий, из них более 120 тысяч человек являются инвалидами войн и конфликтов, произошедших после 1945 года;

- темпы абсолютного снижения численности ветеранов Великой Отечественной войной стремительно растут и составляют около 300 тысяч человек, что согласуется с данными о численности ветеранов Великой Отечественной войной на 2020-2021 годы.

Считается, что численность ветеранов боевых действий в период с 1945 года по настоящее время образована в 38 локальных конфликтах, произошедших в 36 странах мира. Точные сведения о численности ветеранов боевых действий по различным схемам подсчета определяет их количество на 2020 год в диапазоне 1,1-1,6 миллиона человек. Наиболее крупный военный конфликт второй половины XX века с участием нашей страны – это содержание ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) в период 1979-1989 годов.

В целом в наше мирное время в Российской Федерации отмечается прирост численности ветеранов боевых действий, в том числе и инвалидов боевых действий, доля которых в общей численности инвалидов России стабильно растет.

Новейший период истории Российской Федерации продолжает быть по-прежнему связан с локальными конфликтами, контртеррористическими операциями, «горячими точками», закономерность и логичность возникновения которых позволяет говорить о протекании «гибридных войн», к таковым в настоящее время относятся действия на территории бывшей Югославии, в Сирии, на Украине, поэтому ООД «ВЕТЕРАНЫ РОСИИ» целиком и полностью поддерживает Вашу инициативу по введению статуса «доброволец» и его приравнивания к статусу ветерана боевых действий.

В целом же, независимо от отношения и взглядов на российских ветеранов войн и ветеранов боевых действий, можно выделить следующие основные тенденции:

- тенденция к стремительному снижению численности ветеранов Великой Отечественной войны;

- тенденция к приросту численности ветеранов боевых действий;

- значительное преобладание тенденции к убыли ветеранов Великой Отечественной войны над приростом численности ветеранов боевых действий;

- неоправданное снижение внимания федеральных и региональных органов власти всех ветвей к проблемам ветеранов боевых действий как к проблеме общности людей, исчезающей из российского социума.

13 мая 2021 года в Общественной палате Российской Федерации прошёл Круглый стол «Проблемы и перспективы развития ветеранского движения Российской Федерации», в ходе которого среди прочего предполагалось обсуждение письма генерала армии Виктора Ермакова на имя Президента России Владимира Путина о введении поста Уполномоченного по делам ветеранам при Президенте Российской Федерации. Данное обсуждение среди представителей ветеранского сообщества было инициировано Администрацией Президента РФ.

Также в письме генерала армии Виктора Ермакова в Ваш адрес говорится о необходимости внесения изменений в уровень социальной защиты ветеранов и о более эффективной связи между ветеранским сообществом и властью.

В настоящий момент ветеранское сообщество не имеет единого координирующего органа на уровне федерального центра. Вопросы ветеранов решаются 4 министерствами РФ – Минтруд России, Минздрав России, Минкультуры России, Минобрнауки России. Такой подход исключает их дееспособность для формирования, реализации, надзора и контроля мероприятий социальной политики, т.к. ветераны являются непрофильным направлением их деятельности, а профильной структурой их деятельности являются «силовые ведомства» - в первую очередь, Министерство обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и Федеральная служба войск национальной гвардии.

Сегодня в нашей стране существует определённая система работы с ветеранами, есть Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов, которую возглавляет советник Президента России Александра Левицкая и членами которой являются, в том числе, и лидеры некоторых ветеранских организаций. В Государственной Думе ФС РФ существует Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов. Всё же реальное положение дел говорит о недостаточном внимании власти к проблемам ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий и семей погибших защитников Отечества.

Хотелось бы обратить Ваше внимание, что финансирование социальной защиты и поддержки ветеранов в стране в последние годы ведётся по остаточному принципу, и при наличии различных комиссий и комитетов в стране, так и не выработан государством эффективный механизм решения проблем ветеранов.

В Российской Федерации сегодня функционирует более сотни общественных организаций ветеранов боевых действий, большинство из них действует в своих регионах, другие объединяют ветеранов по всей стране, но при этом картина современного ветеранского сообщества неоднородна и достигает порой в социально-правовом поле диаметральных значений.

При разнополярности и разноплановости ветеранских организаций, через ситему Президентских грантов и субсидий федеральных ведомств финансируются в крупных финансовых объемах:

1. Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, по данным сайта «Госрасходы» за период 2019-2020г. выплатило субсидий на сумму 141 млн 600 тыс. руб.;

2. Общероссийская общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, по данным сайта «Госрасходы» за период 2019-2020г. выплатило субсидий на сумму 104 млн 600 тыс. руб.;

3. Всероссийский союз общественных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, по данным сайта «Госрасходы» за период 2019-2020г. выплатило субсидий на сумму 55 млн 800 тыс. руб.;

4. Общероссийская общественная организация «Российская Ассоциация Героев» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, по данным сайта «Госрасходы» за период 2019-2020г. выплатило субсидий на сумму 52 млн 400 тыс. руб.;

И тем не менее, в текущих реалиях ветеранское сообщество не адаптируется структуре современного административно-управленческого аппарата российского государства.

Считаем, что создавшаяся ситуация в ветеранском сообществе удалена от реальных макро- и микропроблем российских ветеранов, а данные «большие» ветеранские организации Российской Федерации, как правовой формат и наследие СССР, во многом исторически и организационно изжили себя в условиях современной России и требуют глобального переосмысления реальной правовой позиции применительно к действующему законодательству и актуальным общественным вызовам сегодняшнего дня.

Вполне целесообразно действовать стратегически, а именно наделить полномочиями общей координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и ветеранских организаций в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, через федеральный орган исполнительной власти при Правительстве Российской Федерации (провести действия по аккумулированию денежных средств государственного финансирования в одном органе исполнительной власти).

Также, создание такого федерального органа исполнительной власти при Правительстве Российской Федерации представляется эффективным решением в условиях нарастания проблем в ветеранском сообществе, что позволило бы начать создавать действенные механизмы защиты прав как всех ветеранов страны в целом, так и личные проблемы отдельных ветеранов в частности.

Стоит отметить, в мире реализуется две модели социального обеспечения и сопровождения ветеранов боевых действий:

Модель № 1: государство выплачивает большую пенсию и организует оказание платных социальных услуг. Такая модель прослеживается в США, Канаде, Великобритании.

Модель №2: государство выплачивает значительную пенсию и организует оказание бесплатных социальных услуг. Такая модель прослеживается во Франции, Германии, Испании и др.

Ситуация сформировавшаяся в Российской Федерации далека от обеих моделей и способна измениться, исключительно при Вашем личном решении этого вопроса.

Мы также уверены, что для соответствия современным реалиям жизни, настало время внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» №5 от 12.01.1995г. в части прав и социальной защиты ветеранов боевых действий, а именно выход на пенсию ветеранов боевых действий в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; увеличении стажа во время нахождения в зоне боевых действий - 1 день к трём; повышении единовременной денежной выплаты до уровня МРОТ; обязательном ежегодном бесплатном обеспечении санаторно-курортным лечением с проездом к месту лечения и обратно, приравнивании Ветеранов боевых действий к участникам ВОВ, о введении 01 июля каждого календарного года Дня ветеранов боевых действий, а также об организации в этот день Шествия «Бессмертного полка ветеранов боевых действий», о присвоении Общественной медали «Ветеран боевых действий» статуса ведомственной Министерству обороны Российской Федерации и.т.д.

Немаловажную роль играет посттравматический фактор и получение социально-медицинских услуг. Так в XX веке рядом специалистов в области военной медицины предложено понятие «военные болезни», которые представляют собой специфический вариант протекания известных болезней. Для гражданских лиц эти нозологии известны как излечимые болезни. Однако у военнослужащих, являющейся группой здоровых и практически здоровых лиц взрослого возраста, эти болезни протекают в более тяжелой форме. К таким болезням относятся гипертоническая болезнь, неврозы, иммунодефициты и т.д.

Следует особо отметить, что характер пандемии для всех армий мира приняла патология неинфекционной природы, известная как синдром посттравматического стрессового расстройства (далее – «ПТСР»). С точки зрения доказательной и клинической медицины данная патология не является болезнью по причине отсутствия единых представлений о патогенезе, морфофункциональной локализации, клинических формах проявления и т.д. Данная патология была известна в обе мировые войны XX века, но игнорировалась как научная и практическая проблема.

Результаты социопсихологических наблюдений ветеранов боевых действий свидетельствуют о существовании среди бывших военнослужащих ряда социальных проблем. Так по данным Региональной общественной организации «Общество инвалидов войны в Афганистане «Московский Дом Чешира» (г.Москва) состояние ветеранов-афганцев характеризуется следующей ситуацией:

- качеством жизни удовлетворены лишь 30% ветеранов;

- в неудовлетворительных жилищных условиях проживают около 60 % ветеранов;

- более 80 % ветеранов оценивают уровень пенсий как недостаточный;

- условиями работы не удовлетворены более двух третей обследованных;

- более 30 % из них - одинокие люди;

- прогрессирующую тенденцию ухудшения здоровья отмечают более 60 %.

Наиболее частые заболевания: сосудистая патология, нервные и психические заболевания, последствия травм головного и спинного мозга. Среди соматической патологии в пределах 40-70% наблюдается сахарный диабет, патология жкт, гипертоническая болезнь. В более высоком проценте случаев прослеживаются циррозы печени, онкологические заболевания, патология суставов, осложнения контузии в виде отслойки сетчатки глаза, ХПН. Следует понимать, что данная патология возникла у лиц в возрастном диапазоне 50-60 лет, состояние которых в возрасте 18-20 лет характеризовалось высоким уровнем здоровья.

В настоящее время средний возраст ветерана боевых действий в РФ составляет 50-55 лет. Подавляющая часть ветеранов имеет около 8-12 заболеваний против 1-3 заболеваний у среднестатистического жителя России. Бесплатное диагностическое и лекарственное обеспечение для ветерана частично возникает при условии его госпитализации и только по 1-3 заболеваниям из 8-12 имеющихся, что фактически и юридически является для ветерана боевых действий, отдавших своё здоровье в связи с исполнением воинского долга, психотравмирующей ситуацией, прежде всего, в связи с невозможностью оплаты некомпенсируемых или частично компенсируемых расходов в связи с получением необходимых и/или жизненно важных социально-медицинских услуг (высокотехнологическое аппаратурное обследование и манипуляции, клинико-лабораторное наблюдение по онкологическому, аллергологическому профилю и т.д.).

ООД «ВЕТЕРАНЫ РОССИИ» считает, что на основании изложенного выше оказание социально-медицинской помощи ветеранам боевых действий в части организации её получения и вопросов её получения, прежде всего, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) требует детальной проработки и реорганизации.

В этой связи хотелось бы отметить, что по данным 2019-2020 годов в Росийской Федерации функционирует около 65 госпиталей ветеранов войн. Из них только один госпиталь в городе Красноярск оказывает социально-медицинские услуги в полном объеме, остальные госпитали - частично. По неофициальным данным на межведомственном уровне реализуется система мероприятий по свертыванию региональных госпиталей ВОВ, которые, будучи открытыми в 60-е годы прошлого века, представляют собой в настоящее время удобную для точечной застройки лесопарковую зону в центре столиц субъектов РФ.