Как вопреки воле и благословению родителей женился академик Иван Петрович Павлов?
Отец будущего академика с мировым именем Ивана Петровича Павлова — Петр Дмитриевич Павлов - был человеком старательным и честолюбивым. Он считал важным по жизни быть уважаемым человеком в обществе. Для этого и делом заниматься уважаемым и полезным, и человеком быть порядочным.
Тому и детей учил и на жизнь наставлял.
Сам Петр Дмитриевич был не просто священником, но почитаемым человеком, имевшим самый большой приход в Рязани. Он учил детей тому, что и сам исполнял. Слово не расходилось с делом. И дети усвоили от отца такой урок воспитания.
Ваня, будущий академик Иван Петрович Павлов, был старшим сыном Петра Дмитриевича. Отец мечтал, чтобы сын тоже стал священником, и не просто священником ритуального служения, но и умным, известным богословом.
Ваня подавал надежды. Умен и старателен. Поступил в духовное училище в Рязани и хорошо учился, быстро и правильно схватывал суть изучаемого.
Но, увлекшись наукой, физиологией, познакомившись с трудами Ивана Михайловича Сеченова и иностранных ученых, Ваня понял, что его путь другой. Он «заболел» наукой. Такая "болезнь" неизлечима. Ваня понял, что через науку будет служить людям, а не через священничество и богословие.
Ваня почитал отца и испросил его благословения. Петр Дмитриевич, видя интерес у сына, не стал противиться его выбору профессии. Коли так решил сын — пусть будет так. Можно ли делать то дело хорошо, которое тебе не по душе? - так рассудил Петр Дмитриевич и благословил сына.
И Ваня перевелся в светский ВУЗ в Петербург.
Другой вопрос мучил отца — Петра Дмитриевича - и супругу его Варвару Ивановну (в честь дедушки по материнской линии был назван первенец четы Павловых Иваном). Надо правильно жениться Ване. От того, какая женщина войдет в дом его зависит его положение в обществе, его благополучная жизнь. И родители подыскали для Вани хорошую нравом девушку, дочь богатого купца. И сама девушка неплоха душой, и из корней прочных и уважаемых род ее. То, что и надо для Вани —решили родители.
Но Ваня, рязанец Ваня, учась в Петербурге, познакомился с другой девушкой, ростовчанкой, учившейся на преподавателя математики на Высших Петербургских курса — Серафиме Карчевской.
Серафиму, все ее домашние, называли Сарой, чтобы не путать ее по имени с матерью, тоже Серафимой. Так звал ее и Ваня.
Сара с детства очень помогала своей матери по хозяйству, и для своих младших братьев и сестер была как вторая мать. Все в ней было хорошо, кроме одного (столь важного для родителей Павлова) — она была из бедной семьи.
Именно этот момент очень потревожил родителей самого Ивана Павлова. Зачем «портить породу», когда есть выбор? Вот она — дочь купца. Присмотрись сын и сделай правильный выбор.
Ваня воспротивился, что за него пытаются принять решение, что за него решают, как ему будет лучше.
Такое сопротивление создало определенный конфликт. И родители Павлова, ни Петр Дмитриевич, ни Варвара Ивановна не дали благословение сыну на этот брак с ростовчанкой Сарой — Серафимой Карчевской.
И тут Павлов проявил волю. В трудных моментах жизни, он всегда проявлял ее. Он женился на Саре вопреки не благословению родителей.
Это создало многие проблемы в его жизни.
Родители материально не помогли ему, хотя он сильно нуждался в деньгах на свадьбу и на первое время семейной жизни. Зарабатывал он сам тогда крайне мало. Деньги дали родственники со стороны жены.
Молодым негде было жить и не было денег, чтобы снимать жилье.
Но здесь помог молодой семье, младший брат Павлова — Дмитрий (названный так в честь своего второго деда, по отцовской линии).
Дмитрий был химиком, работал у великих ученых — Бутлерова и Менделеева. У Дмитрия была служебная квартира, данная ему как молодому ученому. Он пригласил в нее жить своего старшего брата Ваню и его жену Сару.
Сам же Дмитрий так и не женился, посвятив себя всецело науке и образованию. Он заботился о детях своего брата, как родных и дети академика Павлова почитали и любили своего дядю Дмитрия.
Долгое время терпела молодая семья Павлова нищету и лишения, но держались крепко друг за друга. И эти испытания только укрепили их семью. Брак их оказался крепким и сильным.