Еще в прошлом году руководители ИТ-компаний в России верили, что после окончания пандемии сотрудники с радостью вернуться в офисы. Но оказалось, что уговорить специалистов выйти из дома не просто. В некоторых компаниях больше 50% специалистов не готовы возвращаться на свои рабочие места в офисах. Мы спросили у крупных игроков на российском рынке, как они планируют вернуться к классическому форату офисной работу и возможно ли это в текущих условиях.
Алена Дядченко, руководитель отдела разработки и product owner Granatum.
Я занимаюсь онлайн-проектами более 13 лет, из них более 10 лет не хожу в офис, прекрасно справляясь со всеми делами на удаленке. Поэтому я не согласна, что дистанционный формат неэффективен, тем более для IT-компаний, которые уже давно и успешно доказывают, что это не так. Команда разработчиков Granatum, которой я руковожу, с самого создания работает на дистанте и нам удалось выстроить эффективную работу в онлайне, несмотря на тысячи разделяющих нас километров.
Мы разработали для себя целый комплекс решений, который помогает нашей самоорганизующейся IT-команде сделать работу продуктивной и достигать результатов в рамках поставленных задач точно в срок. При управлении распределенным коллективом на удаленке важно одновременно учитывать три основных фактора: сформированность и слаженность действий команды, наличие четкой проработанной методологии и применение современных технологий. Про команду, думаю, всем понятно, не буду на этом останавливаться подробно. Отмечу только, что на удаленке руководитель самоорганизующейся IT-команды должен обеспечить групповую динамику и поддерживать мотивацию специалистов. Для эффективной организации командной работы мы прибегнули к помощи нашего методолога, вместе с которой отработали четкий алгоритм. Что касается технологических решений, то сегодня мир нам открыл множество инструментов для оперативного общения, работы с документами, контроля, обучения, которые обязательно стоит попробовать и внедрить на практику в свою команду.
Роман Ромадин, руководитель бэкенд разработки, Мегафон ТВ.
Считаю, что удаленная работа открывает новые возможности для работодателя в плане экономии затрат по поддержанию работы в офисе и его аренде, а так же по найму сотрудников не только из другого региона, но и из разных частей планеты. Причем найм сотрудников из другого региона подразумевает зарплату для программистов на уровне зарплат для этого региона.
Среди нашей команды большинство коллег довольны “удаленкой”. Лично для меня жирный плюс – отвезти детей с утра в сад, принять курьера на дому, сходить в магазин, взремнуть в обеденный перерыв, не тратить деньги и время на проезд.
Среди тех, кто не доволен “удаленкой”, — сотрудники, у которых нет семьи и, возможно, велосипеда), кто впадает в депрессию от долгого пребывания в 4-х стенах.
Думаю, офисное время после пандемии для программистов кануло в лету, избаловало разработчиков.
Компаниям трудно будет привлечь нас обратно в офис. Достаточно мотивирующим, но не решающим были бы профессиональные мастер-классы или курсы английского с преподавателем для сотрудников на рабочем месте, бесплатое питание в столовой бизнес-центра.
Дмитрий Гладков, Ай Ти Логистика.
Пока мы не видим смысла возвращать сотрудников в офис на полную рабочую неделю. С осени прошлого года мы сформировали гибкий график посещения, согласно которому работники приходят в офис один раз в неделю, а также по производственной необходимости. График выстраивали таким образом, чтобы люди из каждой проектной группы или отдела работали вместе и у них была возможность проводить встречи и решать задачи, требующие взаимодействия офлайн.
Эффективность разработчиков и аналитиков на удаленке зависит от склада характера и семейных обстоятельств, но я считаю, что сохранить прежнюю производительность вполне реально, главное, вовремя перестроить подход к контролю и оценке результатов труда.
Нам важно сохранить возможность посещения офиса в текущем формате, но вместе с тем мы понимаем, что при частичной загрузке офиса, аренда больших площадей становится нецелесообразной. Сейчас мы серьезно рассматриваем вопрос оборудования универсальных рабочих мест, не привязанных к конкретному сотруднику, чтобы, оставаясь в тех же метрах, дальше расширять штат.
По нашим внутренним данным большинство разработчиков спокойно относятся к перспективе отсутствия личного рабочего места в офисе, поскольку за этот год каждый адаптировался к работе на удаленке и обустроил дома максимально комфортное рабочее пространство. Мы даже скорректировали политику корпоративных сувениров — на юбилей компании подарили сотрудникам настольные лампы с возможностью беспроводной зарядки смартфона, чтобы сделать домашнее рабочее место более функциональным.
Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega.
Мы были на удаленке не более двух месяцев в самом начале пандемии. Поскольку мы достаточно быстро вернулись в офис, большинство из обозначенных проблем прошли мимо нас. Как показала непродолжительная практика, действительно кратковременная удаленка не мешает работе, не делает ее менее продуктивной. Но нужно учесть, что речь идет о сотрудниках, которые уже сработались в офисе.
Признаюсь, при возвращении в офис мы встретили некое сопротивление, но непродолжительная удаленка и оперативное принятие всех мер против распространения вируса сделали свое дело, и сотрудники без проблем вернулись на свои рабочие места. К тому же, часть сотрудников негативно воспринимали удаленный формат работы и просили возвратиться в офис. На сегодня большинство из нас предпочитают работать из офиса.
Конечно, реалии таковы, что даже те компании, которые двумя руками за личное общение, вынуждены подстраиваться и адаптироваться под частично удаленную работу и выходить на всю Россию в поисках специалистов. Здесь есть как плюсы (расширилась география поиска), так и минусы (отсутствие личного контакта, зачастую более затянутое решение каждодневных вопросов).
Могу предположить, что удаленка может повлиять на средний срок работы в компании. Он уменьшится, поскольку личное общение, перенимание опыта более опытных коллег оффлайн и комфортный офис играют немаловажную роль, мотивируя специалистов. Это и есть своего рода нематериальная «доплата» за присутствие в офисе.