Эта неделя на рынке продуктового ритейла в России выдалась жаркой и одной из самых интересных за последние годы. Сразу две сделки стоимостью десятки миллиардов рублей - рынок продолжает консолидироваться ускоренными темпами и все сводится к тому, что три продуктовых гиганта - Магнит, Лента и X5 - наращивают доли.
Магнит + Дикси
Только вчера в СМИ отгремела новость о том, что Магнит (№2 на рынке по объему выручки) договорился о покупке торговой сети "Дикси" за 93 млрд рублей. Для понимания масштабов сделки следует учитывать, что "Дикси" - третья по количеству магазинов и четвертая-пятая по объему выручки сеть, оперирующая более чем 1600 торговыми точками в Центральной части России.
Главное, что известно на сегодняшний день - "Магнит" не собирается ребрендировать приобретенные магазины, и сеть "Дикси" должна остаться на рынке в существующем формате. Оно и понятно, у "Магнита" и так огромные средства тратятся на постоянное обновление и совершенствование своего основного формата. Плюс, ритейлер реформатирует нерентабельные гипермаркеты, да и формат "косметик" уже устарел и требует инвестиций для обновления.
Лента + Билла
Другая история у "Ленты", которую в позапрошлом году саму чуть было не купил "Магнит". Теперь 4-й по величине продуктовый ритейлер (и главный по гипермаркетам), подпитываемый деньгами новых акционеров, значительно укрепляет свои позиции в сегменте супермаркетов, покупая более 160 магазинов торговой сети Billa.
Мало кто на рынке ожидал, что австрийский продуктовый гигант, планомерно наращивавший сеть супермаркетов в Москве, Подмосковье и городах ЦФО, продаст свой бизнес. Но стороны смогли договориться - сумма сделки составит 215 млн евро, это около 19,5 млрд рублей.
Главное отличие от покупки "Магнита" в том, что "Лента" ребрендирует приобретенные магазины в собственные супермаркеты, а австрийская Billa полностью покинет российский рынок. С покупкой "Лента" увеличит долю на рынке в Москве до солидных 3%, а также значительно прибавит в выручке по итогам 2021 года.
X5 - новый логотип и... новые покупки?
Лидирующая на рынке X5 Retail Group - он же самый частый "поглотитель" региональных сетей и конкурентов, на этой неделе отметилась ребрендингом и сменой логотипа. А сегодня СМИ сообщили о том, что X5 начинает тестировать новый "экономичный" формат "Пятерочки". В пару к стартовавшей в прошлом году сети жестких дискаунтеров "Чижик".
Ну а в том, что X5 еще скажет свое слово на рынке поглощений, нет никакого сомнения. Другое дело, что в отдельных регионах ее доля приблизилась к предельно допустимой.
Участники рынка также несмело говорят о том, что дни зарубежных продуктовых ритейлеров на российском рынке вообще-то сочтены. И в среднесрочной перспективе мы можем увидеть продажу бизнеса и уход из России и Ашана и Метро. Но эти слухи плодятся уже не первый год, и если ли на то основания, покажет только время.
А пока, на фоне такой новостной недели ждем новых сообщений о слияниях и поглощениях. Будет интересно!