Найти тему
Иван Загребин

Бессмертный полк ЮУрГУ. Ч. 4-я. Владимир Павлович Яшуков

Земля взвивалась круто на дыбы,

Разрывы бомб – одно сплошное эхо,

И танков бронированные лбы

Снаряд колол, как скорлупу ореха.

Среди руин, охваченных огнём,

Казалось, что не выстоять и стали,

А мы почти полгода, день за днём,

На рубеже последнем том стояли…

Чьи это строчки? Сейчас расскажу. Но обо всём по порядку.

Челябинский механико-машиностроительный институт (ныне ЮУрГУ – Южно-Уральский государственный университет) был создан в грозном и славном 1943-м. С самого начала в вузе работали те, кто ковал оружие Победы. В дальнейшем многие фронтовики и труженики тыла учились и преподавали в университете. «Бессмертный полк ЮУрГУ» – так называется выставка, которая проходила с 27 апреля по 15 мая в фойе третьего этажа главного корпуса университета. Экспозиция демонстрировалась впервые, она включает более двух сотен имён работников вуза – участников Великой Отечественной войны. На самом деле ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих отношение к этому университету, было больше. Но, к огромному сожалению, многие архивные документы утрачены. На выставке можно видеть фотопортреты фронтовиков. «Бессмертный полк Южно-Уральского государственного университета» – это проект, который инициировали Управление по внеучебной работе, Совет ветеранов и музейно-образовательный комплекс ЮУрГУ.

Выйдя на пенсию, фронтовики продолжили заниматься важнейшим делом – патриотическим воспитанием молодого поколения, увековечиванием памяти о тех, кто приближал победу над фашизмом. Для нас такие люди, как они, – пример мудрости, человечности, стойкости, беззаветного служения Родине. Мы обязаны помнить и чтить светлую память об их мужестве и героизме, как и память о других людях, боровшихся против «коричневой чумы» – нацизма. А ещё мы должны сделать всё зависящее от нас, чтобы страшнейшее зло – фашизм, который то и дело поднимает голову, никогда не возродился и был полностью уничтожен.

Мне повезло знать некоторых из этих людей лично. Расскажу о них и приведу их воспоминания. К несчастью, почти все, о ком здесь идёт речь, ушли из жизни, в том числе участник Великой Отечественной войны Владимир Павлович Яшуков.

Участник Великой Отечественной войны Владимир Павлович Яшуков. Фото Ивана Загребина.
Участник Великой Отечественной войны Владимир Павлович Яшуков. Фото Ивана Загребина.

Участником Сталинградской битвы, ставшей символом несокрушимости нашей Родины, величия русского духа, был и ветеран нашего вуза Владимир Павлович Яшуков. Он родился 24 января 1924 года в Копейске. В 1941-м поступил в Уральский политехнический институт, но окончил его лишь после войны, в 1951-м. Три года работал на заводе п/я № 1 в Каспийске, в Дагестанской АССР. А с 1954 по 1997 год трудился в ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ. В 1976-м стал кандидатом технических наук. Три года занимал пост проректора по вечернему и заочному образованию; был членом парткома, председателем месткома Челябинского политехнического института. Среди наград ветерана – орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Из воспоминаний фронтовика: «Во время войны окончил курсы радиотелеграфистов и связистов, был зачислен в 47-й гвардейский миномётный полк “катюш”. Воевал радистом, связистом. В марте 1942-го направили нас на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы. Шли тяжёлые бои, мешали бездорожье и болота, не хватало продуктов и боеприпасов. На марше “катюши” вязли, приходилось стелить гати, машины буксировали друг друга. Полк нёс большие потери – люди гибли не только от вражеских бомбёжек и артобстрелов, но и от голода, болезней. В июне 1942-го нас направили на переформирование. И снова на фронт, теперь уже под Сталинград – его проехали примерно 18 июля, отчетливо помню, что город был ещё цел. Сильные бомбардировки начались позднее, в августе. При отступлении мы видели, что город сильно разрушен. Помню такой эпизод: когда отходили, столкнулись с вражеской разведкой – произошёл короткий бой, фашисты рванули прочь. К счастью, у нас потерь в тот раз не было.

Шли бои в районе станицы Цимлянской, Калача, за переправу через Дон. Нам было приказано нанести удар по сильной группировке вражеских войск. Ранним утром три полка гвардейских миномётов открыли огонь по противнику. А в полку – 24 установки, каждая посылает по 16 снарядов. Зрелище страшное и завораживающее одновременно, словами не опишешь.

Мы отходили к Дону. На марше бомбили и обстреливали немцы. Отходили с потерями. У некоторых машин отказала ходовая часть – установки пришлось взорвать, чтобы не попали в руки врагу: “катюши” были секретным оружием. Мост через Дон был разрушен авиацией противника, мы начали наводить переправу: разбирали бревенчатые дома, брошенные жителями – и строили плоты. Переправили личный состав и машины. За эту переправу командир батареи Фёдор Кузьмич Поздняков награждён орденом Красного Знамени, солдаты – медалями. При наведении переправы помню такой случай: мы таскали брёвна, сильно устали, поздний вечер, темно и довольно холодно, все продрогли. Вдалеке приметили костёр – его развели солдаты другой части, тоже наводившие переправу. Я предложил старшине сходить к костру погреться, но он меня остановил: ведь в темноте огонь хорошо виден – прекрасный ориентир. И точно – враг сбросил туда бомбу, были убитые и раненые.

За Сталинград шли ожесточённые бои. Отчётливо помню, как горела нефть, разлившаяся по Волге из разбомбленного нефтехранилища. Бомбардировки жуткие, Сталинград полностью в руинах, наши войска несли тяжёлые потери.

По приказу командования мы много раз наносили удары по скоплениям вражеской техники и живой силы. Команда “По машинам!” – и выдвигаемся на позиции. И я, хотя был связистом, тоже помогал боевым расчётам заряжать “катюши”, ставить реактивные снаряды на направляющие. Личному составу команда – “В укрытие!”, ведь возле гвардейских миномётов во время стрельбы находиться опасно. Прятались в окопах или в оврагах. В кабине – только командир орудия и водитель. Дали залп – и скорей снова по машинам. Ведь когда “катюши” стреляют, они сами себя демаскируют: днём долго виден столб дыма, ночью – пламя. Немцы нас засекали, открывали ответную стрельбу. Но мы уже успевали отъехать, поэтому доставалось тому месту, откуда мы только что вели огонь.

И вот 19 ноября 1942 года – долгожданное наступление. К нему готовились тщательно – это чувствовалось во всём. Помню, подняли нас рано, часов в шесть утра. Сначала авиация нанесла удар по врагу, затем мощный артиллерийский обстрел – и наши войска пошли в наступление. Сложно описать чувства, которые мы тогда испытывали – конечно, были радость и гордость!».

2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась полным разгромом группировки немецко-фашистских войск и пленением генерал-фельдмаршала Паулюса.

Эти строчки написал соратник Владимира Павловича по 47-му гвардейскому миномётному полку Иван Павлович Битюков в дни состоявшейся в начале сентября 1987-го встречи, посвящённой 45-й годовщине Сталинградской битвы:

Земля взвивалась круто на дыбы,

Разрывы бомб – одно сплошное эхо,

И танков бронированные лбы

Снаряд колол, как скорлупу ореха.

Среди руин, охваченных огнём,

Казалось, что не выстоять и стали,

А мы почти полгода, день за днём,

На рубеже последнем том стояли…

Победа, как была ты нелегка!..

И сколь ни отдалялась бы та дата,

Но будет жить в истории века

Бессмертный подвиг русского солдата.

Как память злых и яростных атак,

Как самую высокую награду,

Мы носим все на штатских пиджаках

Медаль «За оборону Сталинграда».

См. также:

Бессмертный полк ЮУрГУ. Ч. 1-я. Евгений Николаевич Березин

Бессмертный полк ЮУрГУ. Ч. 2-я. Геннадий Александрович Комиссаров

Бессмертный полк ЮУрГУ. Ч. 3-я. Владимир Александрович Лифанов

Бессмертный полк ЮУрГУ. Ч. 5-я. Алла Васильевна Морозова

Бессмертный полк ЮУрГУ. Ч. 6-я. Милован Ильич Ковачевич

Бессмертный полк ЮУрГУ. Ч. 7-я. Вениамин Михайлович Мысляев