Найти тему

«Брак есть, а развода нет»: Как разводились в дореволюционной России

Почему простому человеку было легче убежать от жены, чем развестись? И на какие уловки шли русские цари при разводе?

"Платье невесты" Константина Маковского, 1890 год.
"Платье невесты" Константина Маковского, 1890 год.

Для этого должна была быть веская причина, которая определялась церковным уставом — например, церковным уставом Ярослава Мудрого (11-12 век). В нем четко сказано, что ни мужчина, ни женщина не могут вступить в новый брак, не расторгнув прежний. При этом наличие тяжелой или неизлечимой болезни у одного из супругов не являлось основанием для развода.

И все же основания для развода «по вине жены» были указаны в церковном уставе. Среди наиболее важных были покушение на убийство или кража у мужа, а также посещение «ярмарочных увеселений» и чужих домов без мужа. И, конечно же, прелюбодеяние.

В XVII веке, как отмечает историк Наталья Пушкарева, «муж считался прелюбодеем, если у него была любовница и дети при ней», а жена — если она провела хоть одну ночь вне дома. После того, как муж узнал о «прелюбодеянии» жены, он обязан был, с точки зрения церкви, развестись с нею.

"Боярышня" Фирса Журавлёва, 1897 год.
"Боярышня" Фирса Журавлёва, 1897 год.

Разведенные женщины рассматривались обществом как ущербные и не могли рассчитывать на повторный брак, в лучшем случае им разрешалось жить только с другим мужчиной. В 17 веке поговорка «Брак есть, а развода нет» очень хорошо отражала реалии того времени. Церковные законы в целом допускали возможность развода по вине мужа. Причиной развода могла быть импотенция («Если мужчина не посещает свою жену, они должны быть разлучены [по этой причине]», — говорится в тексте XII века) или неспособность мужчины содержать семью и детей (например, из-за пьянства). К сожалению, документов о разводе по инициативе женщины из-за измены или какой-то другой вины мужа со времен до царя Петра I не сохранилось.

Простые люди — крестьяне и бедные горожане — могли решить проблему, только сбежав от супруга. Закон формально предписывал искать беглых «жен» и возвращать их мужьям — а вот о беглых мужьях ничего не известно. Так что выход из ситуации все же был. Но дворяне, и особенно князья и цари, чья жизнь по определению должна была быть благочестивой, разводились гораздо реже. С XIII по XIV век было принято брить головы неверным женам и отправлять их в монастырь — зачастую насильно.

Монахиня против своей воли

"Соломония Сабурова. Смирение" Полины Минеевой.
"Соломония Сабурова. Смирение" Полины Минеевой.

Своим рождением Иван Грозный был в какой-то мере обязан разводу своего отца, великого князя Московского Василия III (1479 - 1533). Его первая жена, Соломония Сабурова (1490 - 1542), так и не смогла родить наследника за 20 лет их совместной жизни. Бездетность в семье поставила под угрозу преемственность династии Рюриковичей. Великий князь Василий III даже просил у Константинопольского патриарха разрешения на развод из-за бесплодия супруги, но патриарх не счел это достаточной причиной для «расставания».

В конце концов Василий решил развестись с Соломонией и заставил ее принять монашеский сан, поскольку не смог обвинить ее ни в чем, что могло бы послужить основанием для развода. Действия Василиса были решительно осуждены со стороны церковных священнослужителей, но тем не менее в 1525 году Соломония была вынуждена уйти в монастырь. Уже в следующем году Василий III женился на Елене Глинской, а через три года она родила ему наследника, будущего Ивана Грозного.

Анонимный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной (1669-1731) XVIII века.
Анонимный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной (1669-1731) XVIII века.

Иван Грозный воспользовался этим «приемом» со своей четвертой женой Анной Колтовской — она также была насильно пострижена в монахини. Эта же участь постигла и его следующую супругу, Анну Васильчикову.

Последним царем, который использовал постриг в монахини в качестве способа развода, был Петр Великий. В 1689 году он женился на своей первой супруге Евдокии Лопухиной. Несмотря на то, что в 1690 году у супругов родился сын, царевич Алексей Петрович (1690 - 1718), к 1692 году Петр оставил жену и жил со своей «любовницей» Анной Монс.

В 1698 году Евдокия отказалась от пострига в монахини, после чего ее под конвоем отправили в Покровский монастырь. Но, видимо, царь устыдился своего поступка и во второй раз женился только в 1712 году, на Марте Скавронской (впоследствии Екатерина I).

Покровский монастырь, Суздаль, Россия.
Покровский монастырь, Суздаль, Россия.

Развод в царской России

"Перед венцом" Фирса Шуравлёва, 1874 год.
"Перед венцом" Фирса Шуравлёва, 1874 год.

В эпоху Петра I церковь была полностью подвластна светской власти — он упразднил патриаршество и подчинил церковь основанному им Святейшему Синоду. При Петре I российское законодательство более четко определило «уважительные» причины для развода: доказанная супружеская измена одного из супругов, наличие добрачной болезни, которая делала невозможными супружеские отношения (тяжелая венерическая болезнь или импотенция), лишение гражданских прав и ссылка одного из супругов, отсутствие одного из супругов по неизвестным причинам более пяти лет.

Чтобы «оформить» такое прошение о разводе, заявитель должен был обратиться в канцелярию соответствующей епархии. Окончательное решение о расторжении брака — даже между крестьянами — теперь принимал Священный Синод.

Статистика показывает, что разводы были очень редки. В 1880 году в стране с населением более 100 миллионов человек было зарегистрировано 920 разводов. Согласно переписи населения 1897 года, на 1000 мужчин приходился один развод, а на 1000 женщин — два. В 1913 году на каждые 98,5 миллионов православных во всей Российской империи приходилось 3 791 развод (0,0038%).

В обществе того времени развестись было очень трудно даже знатным особам. В 1859 году княгиня Софья Нарышкина решила развестись с мужем по серьезной причине — муж рассказал ей, что заразился венерической болезнью во время поездки за границу и стал импотентом. Этот запрос рассматривался Священным Синодом более 20 лет и в итоге был решен отрицательно.

Поэтому проблему разлуки с супругой русским дворянам приходилось как-то решать самим — чаще всего пара просто шла каждый своей дорогой. Однако и без расторжения брака мужья продолжали нести финансовую ответственность за своих жен, содержали их и делили с ними имущество.

С приходом к власти большевиков вопрос о разводе был решен радикально. После декрета о расторжении брака развод мог осуществляться уже не церковью, а только государственными органами — причем даже в том случае, если прошение подавал только один из супругов. Заключение и расторжение брака теперь обычно занимало всего несколько минут.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц