К сожалению, мы не можем защитить детей ото всех опасностей. Но то что мы точно можем - научить их не теряться в ситуации угрозы и видеть возможности для действия.
В качестве такого тренинга прекрасно работают словесно-ролевые игры.
Как это происходит? Например, так…
Мастер: Во всем отсеке внезапно гаснет свет. Вы видите мигающие аварийные лампы. Ревут сирены.
Игрок: Я бросаюсь к главному выходу, прикладываю карту ключ …
Мастер (голосом бортового компьютера): Модуль заблокирован. Все системы переведены в аварийный режим. Дверь закрыта.
Игрок: Бегу к запасному выходу - для эвакуации.
Мастер: Здесь механическая задвижка.
Игрок: Открываю задвижку.
Мастер: В коридоре задымление. В красноватом сумраке ты видишь лежащего человека.
Игрок: Завязываю на лице свою майку, опускаюсь на пол, ползу к раненому, чтобы посмотреть - жив он или нет.
Мастер: Пульс есть, но он без сознания. В ту же секунду, справа раздается взрыв, и ты видишь, что в пяти метрах от тебя полыхают провода. Также ты замечаешь, что рядом стоят ящики с Урана. Они вот-вот загорятся….
Почему это эффективный инструмент обучения? Вот несколько причин.
Игра переносит в ситуацию и дает опыт
В тот момент, пока вы играете, ребенок воспринимает происходящее всерьез. Обратите внимание на эмоциональные и, может, даже физические реакции человека во время сессии. Он может вздрагивать, сжимать кулаки, задумчиво смотреть вдаль, выглядеть возбужденным или расстроенным. Мозг читает вымышленное событие как настоящее происшествие, реагирует так, будто все происходит взаправду, и дарит живой, эмоционально-насыщенный опыт. Ваш ребенок не просто прослушал правила пожарной безопасности, он их прожил, пусть и вымышленной реальности.
Игра заставляет действовать
Педагоги давно решили: лучшее обучение - в действии, пока не попробуешь, не поймешь. И в словесной ролевке игроки действуют. Мастер лишь описывает ситуацию, а игроки объясняют, что именно они делают. Тщательно представляя смоделированный мир, держа в голове его звуки, формы, цвета и объемы, игроки сообщают, куда именно они бегут, на какое расстояние прыгают, чем конкретно закрывают лицо, на какой стене ищут план эвакуации. В игре это не импульсивные реакции, которые совершаешь, не думая, но обоснованная некими решениями последовательность шагов. Игроки дорожат игрой, а значит, понимают, что, если они действуют наобум, игра заканчивается.
Даже безотносительно прочих плюсов, это просто хорошая привычка: уметь остановиться, продумать свои действия и, бросаться на подвиги, держа в голове конкретную цель.
Игра заставляет проговаривать свои действия
Даже если человек неплохо и образно представляет себе свои перемещения, он не добьется в игре успеха, пока четко не объяснит, что конкретно он творит и чего хочет добиться. Если ты проговорил все, что ты хочешь сделать, по пунктам, тебе гораздо проще работать с этой информацией: видеть в ней нарушение логики и слабые места или даже уметь ее запоминать.
Игра дает четкую обратную связь
Если на уроке по ОБЖ вам просто сообщают информацию, то в игре вы сразу видите, что работает, а что не очень. Мастер игры, педагог или родитель, внимательно слушает игрока, и сообщает о результатах его действий.
Даже в обычной игре в фентези-мире, подразумевается, что у каждого персонажа есть характеристики: телосложение, выносливость, скорость передвижения... Игрок не просто “побежал и поднял закрывающуюся решетку ворот”.... Мастер сопоставляет скорость и вес опускающейся решетки с возможностями персонажа.
В игре на отработку поведения в случае угрозы мы видим мир максимально приближенным к реальному. Здесь очевидно, что бег по коридору длиной 100 м. не может быть быстрее, чем 12 секунд. Чтобы видеть пожарный выход в дыму, нужно заранее знать, где он находится, а прыгая со второго этажа можно серьезно пострадать.
Игра позволяет лучше понять себя
Анализируя во время рефлексии свое поведение, можно заметить стандартные реакции игрока. Одним свойственно замирать и прятаться под шкаф, другим - бежать куда-то сломя голову, третьим - начинать скандалить и драться… Представив себя в опасности, мы способны обнаружить характерные особенности и типичные черты, а значит, быть к ним готовыми в других случаях. Если я знаю, что склонен к определенному типу поведения, а в этой ситуации такая манера явно невыгодна, я с большей вероятностью совершу над собой усилие, чтобы спастись.
Инна Прибора, педагог словесности в школе ИлИ, разработчик игровых решений для людей 7-17 лет c 2016 года