Найти тему
Кот Баюн

Война Вавилона с Мидией

В 554 г. до н.э. началась давно ожидаемая Мидийско-Вавилонская война. Вторжение войска Астиага произошло где-то в районе Харрана, вероятно, мидийцы планировали отрезать богатейшие земли Заречья от Вавилонии. Среди народов, проживающих в Восточном Средиземноморье, наверняка нашлось бы немало желающих поквитаться с Халдейским царством. К тому же подобный маневр отделял Вавилонию от ее лидийских и египетских союзников, во вмешательство которых в войну, правда, верится очень слабо.

Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":

Противостояние Мидийского царства и Вавилонии

Вавилон после смерти Навуходоносора

Набонид – последний царь Вавилонии

Нововавилонское царство 626 г. до н. э. — 539 г. до н. э.
Нововавилонское царство 626 г. до н. э. — 539 г. до н. э.

Набонид воссел на трон Вавилонии в 556 г. до н.э. с помощью вавилонских олигархов и некоторое время соперничал со «вторым царем» - Лабаши-Мардуком, которого «назначили» самодержцем халдейские князья. Но впоследствии, халдеи договорились с олигархатом и, предположительно, в июне того же года Лабаши-Мардук, обвиненный в узурпации власти, был убит (Подробнее ЗДЕСЬ: Набонид – последний царь Вавилонии). Набонид остался единственным властелином Вавилонии, как и положено настоящему царю, и тут же с головой погрузился в ворох проблем, стоящих перед правителем великого месопотамского царства.

Главнейшей из них стали взаимоотношения с могучим и воинственным соседом Вавилонии – Мидийским царством. Повелитель Мидии – царь Астиаг находился в постоянном противостоянии со «старой аристократией», потомками родоплеменных вождей. В этой борьбе он опирался на массы свободных общинников и на военно-служилую знать, зародившуюся в ходе формирования мидийского государства, в период перехода от мидийского племенного союза к Мидийскому царству.

Жители Мидийского царства, карандашная зарисовка: знатный мидянин с рельефа в Персеполе, луллубей со стелы Нарам-Суэна, мидянин с рельефа в Дур-Шаррукине
Жители Мидийского царства, карандашная зарисовка: знатный мидянин с рельефа в Персеполе, луллубей со стелы Нарам-Суэна, мидянин с рельефа в Дур-Шаррукине

Но после неудачной войны с Лидией территориальная экспансия Мидийского царства приостановилась. Возможности расширять свои границы дальше, без большой войны, не было, а продолжающиеся на востоке захваты областей, контролируемых отдельными племенами, никак не могли «насытить» вошедшую во вкус мидийскую военщину и аристократов. Опаснее всего для Астиага было то, что в данном случае интересы потомков племенной «верхушки», «военных аристократов» и свободных общинников, то есть народа, вполне совпадали, все они желали продолжения завоеваний.

Мидийского царя буквально подталкивали к войне с Вавилонией, богатые земли и города которой манили к себе потенциальных завоевателей. Противостоять собственным соратникам Астиаг не пожелал, в конце концов он тоже не был «голубем мира» и отношения между державами начали стремительно ухудшаться. Поводом для этого стало убийство Лабаши-Мардука, приходившегося Астиагу родственником, и воцарение Набонида. Дополнительным раздражителем для мидийцев стала свадьба между вавилонским царем и вдовой египетской принцессой. В Мидии вполне резонно считали, что вавилонско-египетский союз направлен, в первую очередь, против нее.

Мидийское войско, конник из Арии (Ареи)
Мидийское войско, конник из Арии (Ареи)

Но начинать войну с «великой державой» без предварительной разведки в Мидии, видимо, сочли неосторожным. Опыт войны с Лидией убедил мидийских стратегов избегать недооценки противника. Поэтому почти зеркально повторилась ситуация двухлетней давности. Только в 557 г. до н.э. Нергал-шарру-уцур (Нериглиссор) воевал с царством Пиринду (Западная Киликия), войско которого прошло через территорию своего соседа - царство Хуме (Восточная Киликия), а затем обрушилось на земли вавилонского Заречья (Подробнее ЗДЕСЬ: Вавилон после смерти Навуходоносора).

А в 555 г. до н.э. на вавилонские пограничные земли напало уже царство Хуме, подстрекаемое Мидией, с которой издавна состояло в союзе. Особых подробностей этого конфликта древние источники не содержат, но известно, что киликийцы, вполне ожидаемо, потерпели в нем поражение от Набонида. «… В честь победы во время праздника Нового года 28 апреля 554 г. он подарил храмам Эсагиле в Вавилоне, Эзиде в Барсиппе и Эмешламу в Куте 100 талантов 21 мину (3040,6 кг) серебра, 5 талантов 17 мин (160 кг) золота и 2850 пленных киликийцев. Затем Набонид посетил города Урук, Ларсу, Ур и другие, сделав богатые дары их храмам ...» В. А. Белявский.

Нововавилонское и мидийское царства к моменту начала войны между ними. Если сравнить ее с картой, помещенной в начало статьи, то в глаза бросается то, что город Харран на них имеет различных хозяев. Это иллюстрация существующего до сих пор научного спора о разделе ассирийских территорий. Но, к настоящему моменту, наиболее распространенным является мнение о принадлежности Харрана Мидии.
Нововавилонское и мидийское царства к моменту начала войны между ними. Если сравнить ее с картой, помещенной в начало статьи, то в глаза бросается то, что город Харран на них имеет различных хозяев. Это иллюстрация существующего до сих пор научного спора о разделе ассирийских территорий. Но, к настоящему моменту, наиболее распространенным является мнение о принадлежности Харрана Мидии.

Однако, несмотря на легкую победу Вавилонии в войне, мидийские полководцы сделали из нее благоприятные для себя выводы и решили больше не осторожничать. В 554 г. до н.э. началась давно ожидаемая Мидийско-Вавилонская война. Вторжение войска Астиага произошло где-то в районе Харрана, вероятно, мидийцы планировали отрезать богатейшие земли Заречья от Вавилонии. Среди народов, проживающих в Восточном Средиземноморье, наверняка нашлось бы немало желающих поквитаться с Халдейским царством. К тому же подобный маневр отделял Вавилонию от ее лидийских и египетских союзников, во вмешательство которых в войну, правда, верится очень слабо.

В свою очередь Набонид расположил свою армию так, чтобы максимально перекрыть пути, ведущие из Харрана вглубь Заречья, базой его армии стал город Хамат, расположенный в центре Сирии. Подробностей о боевых действиях противников практически не сохранилось, но первое время война шла вяло. И Астиаг, и Набонид, в отличие от своих великих предшественников - Киаксара и Навуходоносора, талантом полководцев не блистали. Поэтому вавилонские войска «затыкали» собой проход в Заречье, не пытаясь проявить какую-либо активность, а мидийцы совершали неглубокие рейды вдоль приграничья, используя Харран как базу для своего снабжения и не пробовали потеснить вавилонскую армию. Так, в позиционном тупике, войска противников провели довольно долгое время и война, скорее всего, закончилась бы переговорами и продолжением, на некоторое время, тревожного и непрочного мира, но совершенно неожиданно в Мидии произошел мятеж. Этого Астиаг ожидать никак не мог.

Персидский знаменосец. Художник Игорь Дзысь
Персидский знаменосец. Художник Игорь Дзысь

В 553 г. до н.э. царь Персии Кир II поднял подвластные ему персидские племена на борьбу с Мидийским царством. Если посмотреть на карту, то сразу станет ясно, что расстояние от Харрана до Экбатана примерно равно расстоянию от Экбатана до Парсагад, главной резиденции Кира в это время. Астиагу пришлось поспешить с возвращением в метрополию, чтобы защитить свою столицу и территорию «исторической Мидии». Война с вышедшим из повиновения вассальным царством оказалась на редкость тяжелой: «…войнa была настолько серьезной, что мидянам пришлось оттянуть войска с границ, что позволило вавилонскому царю Набониду еще в том же, 553 году занять принадлежавший мидянам в Северной Месопотамии город Харран ...» И.М.Дьяконов.

Набонид не просто избавился от войны с Мидией, он вышел из нее победителем! «… В тот период Набонид, очевидно, считал Кира своим союзником. Некоторые ученые даже полагают, что между ними был заключен договор, однако в пользу такого мнения нельзя привести никаких данных …» М.А. Дандамаев. Если дать волю фантазии, то можно предположить, что вся авантюра с восстанием персидских вассалов Мидии родилась в голове Набонида. Это было бы вполне в его духе, полководцем царь Вавилонии был никаким, а вот интригой он владел мастерски. Вспомните хотя бы трюк с женитьбой на вдове Навуходоносора, принесший ему царский венец. Так что договориться с царем соседей – персов Набонид вполне мог и оказать тайную помощь в виде наемников, оружия и, главное, в виде финансирования всей этой затеи, тоже был в состоянии. Вот только доказать это уже никогда не удастся!

Персидский воин. Художник Дариуш Вилец (Dariusz Wielec)
Персидский воин. Художник Дариуш Вилец (Dariusz Wielec)

Едва ли Набонид, да и кто-либо еще на Ближнем Востоке, мог предполагать, что мятеж мало кому известного царька, одной из подвластных Мидии областей, перерастет в полноценную войну, которая продлится целых три года и станет началом владычества Ахменидов в регионе. Скорее всего, предполагалось, что мятеж прервет войну, на время ослабит Мидийское царство и будет подавлен. Но уж как получилось, так получилось, в этот раз Набонид, если он имел отношение к восстанию Кира, перехитрил сам себя. Но в 553 г. до н.э. у него были все основания быть довольным собой и, забыв на время про Мидию, перейти к решению других проблем.

От матери Набониду досталось серьезное отношение к религии, этот прожженный и циничный политик одновременно был глубоко верующим человеком и убежденным мистиком. И особое место в его «мистическом мире», безусловно, занимал бог Син и его харранский храм Эхульхул. Освобождение Харрана стало для Набонида неким знаком свыше: «в начале моего вечного царствования боги послали мне сон: Мардук, великий господин, и Син, свет неба и земли, стояли по обе стороны. Мардук сказал мне: «Набонид, царь вавилонский, достав кирпичи, отстрой Эхульхуль и дай Сину, великому господину, поселиться там».

Царь Набонид излагает посетившее его видение, а ближайший советник, вероятно, уговаривает его не горячиться
Царь Набонид излагает посетившее его видение, а ближайший советник, вероятно, уговаривает его не горячиться

Царь Вавилонии счел своим долгом и предназначенной ему божественной миссией восстановление храма Эхульхул, разрушенного мидийцами (или скифами) в 609/610 г. до н.э., после захвата Харрана. «… Набонид начал в Эхулхуле реставрационные работы, не жалея ни золота, ни серебра, ни кедров. К строительству привлекли войска и все население империи от Газы на египетской границе до Персидского залива. Набонид разыскал закладные камни ассирийских царей Салманасара II (859—824 гг.) и Ашшурбанипала (669 — 627 гг.) и восстанавливал храм по ассирийскому, а не вавилонскому образцу. Он осмелился поставить в Эхулхуле такого же быка, какой стоял перед вавилонской Эсагилой, и не скрывал намерения придать Эхулхулу то значение, которое имел ниппурский храм Экур, древняя шумеро-вавилонская святыня …» В. А. Белявский.

Сиппарский цилиндр Набонида
Сиппарский цилиндр Набонида

«…Чтобы восстановить Эхулхул, храм Греха … я собрал свои многочисленные войска от Газы на границе Египта, Верхнего моря по ту сторону Евфрата, до Нижнего моря — царей, князей, широко разбросанных людей, доверенных мне Сином, Шамашем и Истар. И в благоприятный месяц, в благоприятный день … я очистил его фундамент и заложил кирпичную кладку. Я смешал его раствор с пивом, вином, маслом и медом и намазал им выемки для раскопок. Больше, чем это сделали цари - мои отцы - я укрепил его здание и усовершенствовал его работу. Я построил этот храм от основания до парапета заново и завершил его работу. Я поставил над ним балки высоких кедров, произведенных в Ливане. Двери из кедрового дерева, приятно пахнущего, я повесил на его воротах.

Я покрыл его стену золотой и серебряной глазурью, и она сияла, как солнце. Я поставил в его часовне «дикого быка» из сияющего серебряного сплава, яростно атакующего моих врагов. У Врат Восхода я поставил двух «длинноволосых героев», покрытых серебром, истребителей врагов, одного слева, другого справа. Я привел Сина, Нингала, Нуску и Садарнунну - моих господ - в процессию из Вавилона, моего царственного города, и в радости и веселье заставил их поселиться среди него, жилище наслаждения. В их присутствии я совершил чистое жертвоприношение прославления, преподнес свои дары и наполнил Эхулхул лучшими продуктами, и я сделал город Харран в его совокупности сияющим, как лунный свет ...» из «Сиппарского цилиндра Набонида». Перевод выполнен Поль-Ален Больё.

Вавилонский царь в храме
Вавилонский царь в храме

Современные историки, порой, пытаются найти рациональное объяснение этому, очень затратному «строительному проекту» Набонида: «… Набонид, по происхождению арамей, попытался постепенно создать на базе Вавилонии новую державу, где главной опорой царя были бы арамеи, а главным государственным богом уже не вавилонский Мардук, а особо почитаемый арамеями бог Луны Син. С этой целью он пошел на фактический разрыв с Вавилоном ...» «Древний Восток» под редакцией А.А. Немировского. Наверное, в этом тоже есть своя правда, и хотя национальность Набонида остается «под вопросом», но как показывают дальнейшие действия вавилонского царя, он действительно пытался внести коррективы в «государственную религию», чтобы ослабить позиции вавилонского жречества.

Однако не стоит приуменьшать и искренности веры Набонида в богов. Больше того, времена, когда царь был верховным жрецом и посредником в общении со сверхъестественными покровителями государства-общины, еще не успели забыться. И по-своему, вавилонский царь был «в своем праве», настаивая на своем общении с богами и духами великих царей прошлого. Вот только не все современники оценили по достоинству его религиозное рвение. То, что самыми недовольными были жрецы – понятное дело, клирики всех времен и религий, во все времена объявляли непыльное и прибыльное дело служения богам исключительно своей прерогативой. И ползли из храмов слухи о нарушении царем религиозных норм. Впрочем, простонародье было недовольно не столько «нарушением благочестия», сколько очередным налогом, введенным специально для восстановления храма Эхульхул.

Царь Набонид во главе своего войска. Со слонами художник явно погорячился, ассирийцы и вавилоняне лошадей то еще не до конца освоили
Царь Набонид во главе своего войска. Со слонами художник явно погорячился, ассирийцы и вавилоняне лошадей то еще не до конца освоили

Постепенно обстановка накалилась, и «подогреваемые» жрецами обыватели отказались платить налог-урашу на строительство харранского храма. Но это только внешняя, видимая и зафиксированная в документах история неповиновения вавилонян Набониду. Наверняка было еще и скрытое, нигде не записанное, но гораздо более опасное противостояние царя со жречеством и высшими чиновниками, победить в котором царь не смог. Тогда раздосадованный Набонид огласил подданным свое неожиданное решение: «…Он заявил им: «Пока я не закончу строительство Эхулхула и не осуществлю мое желание, запрещаю праздники и отменяю праздник Нового года!» Таким тоном с вавилонянами никто еще не разговаривал со времен Синаххериба и Ашшурбанипала. А далее за словами последовали дела, беспримерные в вавилонской истории: царь покинул свое царство и не появлялся в Вавилоне целых 10 лет подряд!» В. А. Белявский.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

"История Мидии" И.М. Дьяконов

«История древнего Востока» Б.А. Тураев

«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

«Древний Восток» А. А. Немировский, Н. В.Александрова, И. А. Ладынин, В.М. Яковлев

Царь покидает Вавилон через ворота Иштар
Царь покидает Вавилон через ворота Иштар

Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":

Противостояние Мидийского царства и Вавилонии

Вавилон после смерти Навуходоносора

Набонид – последний царь Вавилонии

-13