Идея запрячь ветер для передвижению по суше не нова. Особенно, если есть ровная поверхность для движения, например, покрытая льдом вода.
Одними из первых реализовали эту идею голландцы - и воды у них много и страна достаточно северная. Вот и получило это экзотическое средство передвижения голландское название - "буер".
Русские поморы строили такие штуки ещё в XVIII веке - для передвижения, например, по Онежскому озеру.
Буерный спорт приобрёл в нашей северной стране определённую популярность ещё до революции, особенно на её Северо-Западе.
Были спортсмены-буеристы и среди краснофлотцев - вот они то и предлагали применить их навыки в военном деле.
И хотя командование военно-морского флота скептически воспринимало идею использования парусов в середине XX века, но в финскую войну в инициативном порядке буера уже применялись для ледовой разведки и связи. При штабе Балтийского флота даже был сформирован буерный разведотряд, который занимался разведывательно-диверсионными и контрдиверсионными операциями.
Во время же жестокой ленинградской блокады в ход пошли все доступные средства доставки критически важных грузов по ладожской "Дороге жизни".
На коньках буера развивали скорость до 80 километров в час и часто превосходили по скорости аэросани.
Применение буеров было признано весьма эффективным, поскольку быстрая переброска контрдиверсионных групп делала ненужным использование многочисленной береговой охраны.
Хороши были буера и для скрытой высадки разведывательно-диверсионных групп на берег противника.
Зимой 1941 года были сформированы из ленинградских яхтсменов уже два буерных отряда по 100 человек в каждом. Буеров было всего 35.
Экипаж буера состоял из рулевого и пулемётного расчёта.
Площадь паруса была шесть квадратных метров и это позволяло перемещать на решётчатой площадке буера до 600 килограммов груза, или до 10 автоматчиков.
В подходящую погоду буер успевал сделать за день до шести рейсов, а это три с половиной тонны муки - семь тысяч буханок хлеба.
На обратном пути из блокадного Ленинграда на "большую землю" эвакуировались истощённые женщины и дети.
Большая скорость буеров порой сбивала с толка эвакуируемых женщин - они не могли поверить, что весь путь занимал всего около 20 минут и они могли даже устроить истерику, когда им предлагали высаживаться, испугавшись, что их выбрасывают на полдороге.
Ледовая трасса имела длину 35 километров и проходила всего в 16 километрах от линии фронта. Поэтому, она регулярно обстреливалась и подвергалась бомбёжкам. Но наших смелых и умелых краснофлотцев это не могло остановить.