Найти тему
Русский инженер

На коньках под парусом и на войне!

Идея запрячь ветер для передвижению по суше не нова. Особенно, если есть ровная поверхность для движения, например, покрытая льдом вода.

Одними из первых реализовали эту идею голландцы - и воды у них много и страна достаточно северная. Вот и получило это экзотическое средство передвижения голландское название - "буер".

Русские поморы строили такие штуки ещё в XVIII веке - для передвижения, например, по Онежскому озеру.

Буерный спорт приобрёл в нашей северной стране определённую популярность ещё до революции, особенно на её Северо-Западе.

Были спортсмены-буеристы и среди краснофлотцев - вот они то и предлагали применить их навыки в военном деле.

И хотя командование военно-морского флота скептически воспринимало идею использования парусов в середине XX века, но в финскую войну в инициативном порядке буера уже применялись для ледовой разведки и связи. При штабе Балтийского флота даже был сформирован буерный разведотряд, который занимался разведывательно-диверсионными и контрдиверсионными операциями.

Во время же жестокой ленинградской блокады в ход пошли все доступные средства доставки критически важных грузов по ладожской "Дороге жизни".

На "Дороге жизни"
На "Дороге жизни"

На коньках буера развивали скорость до 80 километров в час и часто превосходили по скорости аэросани.

Применение буеров было признано весьма эффективным, поскольку быстрая переброска контрдиверсионных групп делала ненужным использование многочисленной береговой охраны.

Хороши были буера и для скрытой высадки разведывательно-диверсионных групп на берег противника.

Зимой 1941 года были сформированы из ленинградских яхтсменов уже два буерных отряда по 100 человек в каждом. Буеров было всего 35.

Экипаж буера состоял из рулевого и пулемётного расчёта.

Площадь паруса была шесть квадратных метров и это позволяло перемещать на решётчатой площадке буера до 600 килограммов груза, или до 10 автоматчиков.

В подходящую погоду буер успевал сделать за день до шести рейсов, а это три с половиной тонны муки - семь тысяч буханок хлеба.

На обратном пути из блокадного Ленинграда на "большую землю" эвакуировались истощённые женщины и дети.

Большая скорость буеров порой сбивала с толка эвакуируемых женщин - они не могли поверить, что весь путь занимал всего около 20 минут и они могли даже устроить истерику, когда им предлагали высаживаться, испугавшись, что их выбрасывают на полдороге.

От смерти до жизни 20 минут!
От смерти до жизни 20 минут!

Ледовая трасса имела длину 35 километров и проходила всего в 16 километрах от линии фронта. Поэтому, она регулярно обстреливалась и подвергалась бомбёжкам. Но наших смелых и умелых краснофлотцев это не могло остановить.

-4