В России вводится обязательная маркировка товаров. С 2019 года она действует для производителей, импортеров, розницы. В 2020 году в систему вошли сигареты, обувь, шины и парфюмерия. В 2021 — одежда и белье, на очереди велосипеды, вода, молоко и другие товары. Узнайте на этой странице, обязаны ли вы маркировать свои товары, как это делать и что придется менять в работе.
31 декабря 2017 г. Владимир Путин подписал закон с которого началась обязательная маркировка товаров в России. Изменились правила торговли и учета продукции.
Ниже представлю Вам список распоряжений и Федеральных законов о маркировке товаров и мониторинга:
487-ФЗ от 31.12.2017 — регламентирует все действия с маркируемой продукцией. Этот основополагающий закон об обязательной маркировке товаров вносит изменения в более ранние нормативные акты о кассах и торговле отдельных видов продукции. 487-ФЗ предусматривает ответственность за нарушения; после вступления в юридическую силу запрещается продавать и вводить в оборот продукцию, которая не отвечает специальным требованиям о маркировке.
- 488-ФЗ от 25.12.2018 — дает основу регулирования в торговой деятельности, определяет терминологию, цели и базовые правила функционирования системы маркировки.
- 791-р от 28.04.2018 — устанавливает принципы и модель работы системы;
- 792-р от 28.04.2018 — утверждает список товаров, для которых вводится маркировка;
- 2963-р от 28.12.2018 — распоряжение утверждает концепцию системы маркировки товаров;
- 515 от 26.04.19 — постановление устанавливает систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- № 577 от 08 мая 2019 — изменения касаются цены генерации кодов, с 1.07.2019 года она платная без срока действия кодов и стоит по 50 копеек без учета НДС за каждый идентификатор.
Нормативные акты о маркировке товарных групп РФ:
- Меха — № 105-ФЗ, № 787 (вступил в силу взамен старого Постановления Правительства от 24 марта 2016 № 235), № 270;
- Табак — № 224, № 1433;
- Обувь — № 860, № 216 от 29.02.2020, № 620;
- Лекарства — № 61-ФЗ, № 425-ФЗ, № 1556, № 1557, № 62;
- Парфюмерия — № 814, № 1957;
- Шины — № 753, № 1958;
- Одежда и текстиль — № 790, № 1956, № 343;
- Фотоаппаратура — № 589, № 1953;
- Ювелирные изделия — № 188-ФЗ, ПП РФ от 26.02.2021 № 270;
- Молочная продукция — № 1533-р, Постановление № 836, №2099.
Система "Честный Знак"
Зачем нужна система Честный ЗНАК?
Распространение некачественной и контрафактной продукции – серьёзная проблема как для потребителей, так и производителей. Это не только влечёт финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить её перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно. Но проект Честный ЗНАК предусматривает все детали, чтобы уменьшить количество производимого контрафакта и привлечь распространителей такой продукции к ответственности. Честный ЗНАК — это национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. Маркироваться будет одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В рамках эксперимента к этим товарам добавили велосипеды, кресла-коляски и молочную продукцию. Маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Основная задача системы – повысить уровень безопасности россиян, существенно снизить количество контрафакта и некачественных аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Цели и задачи системы маркировки
По официальной версии, цифровая платформа направлена на то, чтобы принести пользу всем участникам молочного рынка. Внесем конкретику – кому именно и в каких вопросах стоит ожидать новых возможностей. А инструменты пути и инструменты их достижения рассмотрим в следующих пунктах.
Для потребителя
- Защита жизни и здоровья граждан
- Общественный контроль
- Защита прав потребителей
- Для бизнеса
- Повышение конкурентоспособности «белых» участников рынка за счет сокращения доли незаконного оборота
- Доступ к данным о движении продукции по логистической цепи в режиме реального времени
Для государства
- Повышение собираемости таможенных и налоговых, в т.ч. акцизных, платежей
- Экономия затрат бюджета на контроль товарных рынков
- Статистика в масштабе всей страны в режиме реального времени
Модель функционирования системы маркировки «Честный знак»
Кстати, если у Вас современный смартфон то Вы установив приложение "Честный ЗНАК", сможете проверить легальность товара. Всё, что нужно Вам – скачать приложение и отсканировать код. То же самое будет делать продавец на кассе, прежде чем отпускать товар. Также Вам будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы Честный ЗНАК.
Наказание и штрафы за нарушение правил маркировки товаров
Обойти цифровую систему монтиринга не получится, вдобавок нарушителей ждут штрафы ведь подключение к системе прослеживания товаров установлено на законодательном уровне. Нарушение правил маркировки в России, в том числе работа в обход, влечет за собой административную и уголовную ответственность, поэтому нужно помнить и соблюдать не только сроки маркировки товаров, но и остальные требования. Согласно статье 15.12 КоАП, за распространение немаркированных изделий предполагается административное наказание в виде штрафа с конфискацией:
- от 2 000 до 4 000 рублей — для физических лиц;
- от 50 тысяч до 100 тысяч рублей — для компаний;
- от 5 000 до 10 000 рублей — для предпринимателей.
В том случае, если стоимость немаркированной продукции превышает 1,5 млн рублей, то, в соответствии со статьей 171.1 УК РФ, нарушителю грозит уголовное заключение на срок до 3 лет, а также штраф 80 000 рублей.
За нарушение порядка применения касс предусмотрено частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ: предупреждение или штраф на юридических лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, на должностных лиц от 1500 до 3000 рублей.